Смекни!
smekni.com

К появлению публикаций из лекций Рудольфа Штейнера для рабочих Гётеанума с августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер (стр. 36 из 63)

Ведь не у каждого дело обстояло как у еврея Итцихсона, который всегда сбивал вошек у себе на голове; когда же его спросили: «Скажи-ка, мой дорогой Итцихсон, как это тебе только удается так ловко ухватить вошь?» — Он говорил: «Пустяки; промахнулся по одной, все равно наткнешься на другую». — Не с каждым дело обстоит так, что когда он хочет поймать вошку, но промахивается, все равно хватает другую. Однако же это в высшей степени неприятно, если у людей возникает педикулез, появляются вши, им это ужасно неприятно, это отвратительное чувство! Если бы вы только видели: когда я был воспитателем, один из мальчиков, которых я должен был воспитывать, пришел домой; он уходил, сидел на разных скамейках в большом городе, и у него появилась глазная боль, страшная боль в глазах. Было неясно, к какому специалисту надо обратиться, так как у мальчика появилась эта ужасная глазная боль. Я сказал: «Нам надо, прежде всего попробовать мазь от педикулеза, и намазать его брови». — Правильно, когда мальчика осмотрели, он был сильно зашивлен, а когда мазь подействовала, слезящиеся глаза прошли. Вы бы только видели взгляды этих людей, матери и тетки, когда у мальчика вдруг появились вши! Чувство, испытанное ими, доходило и до печени. При этом с их животом происходило совсем другое: «Черт возьми! У нашего мальчика вши! Ах, какой ужас!» — Это событие подействовало так сильно как будто эти вши забегали по печени. Выражение «вошь забегала по печени» произошло от действительного ощущения, возникающего, когда у людей появляются вши. Где-нибудь на собрании, в какой-либо партии у людей не появлялся педикулез, но их дела возбуждают такое же отвращение, как вши, бегающие по печени, что случилось или в прежнее время или у деклассированных элементов. Вы видите, что, судя по тому, как построено это выражение, оно могло соответствовать действительности. Но впоследствии также выражение стало употребляться лишь по отношению к духовному, по отношению к душевному.

В этом, однако, есть некоторая надуманность, натяжка, господа. Надо стремиться к тому, чтобы не только на словах, но и на деле по-настоящему честно ощутить: вот передо мной газета, то, что там написано, по большей части таково, что типографская краска становится ядовитой беленой. — Хотел бы я знать, что стали бы сегодня делать люди, если бы они могли честно ощутить это! Вы только представьте себе, сколько этой белены используется при разговорах, о том кто несет ответственность за войну, а кто невиновен, ведь люди просто из-за своей принадлежности к тому или иному народу и не считаясь с истинным положением вещей, испытывают удовольствие, используя какую угодно ложь, чтобы называть свой собственный народ невиновным. Так как же должны современные люди входить в духовный мир? Необходимо принять твердое решение, очень твердое решение быть совершенно другим, нежели тем, каков человек сегодня, хотя, конечно, надо, тем не менее общаться с людьми. Ибо если человек сразу возносит себя на пьедестал, начинает бранить людей, то ему, конечно, ничего не поможет. Но надо искать узкий путь к истине. О том как это трудно, я и рассказывал вам сегодня.

Сегодня я должен был предпринять с вами тяжелый экскурс, чтобы вы видели: войти в духовный мир вовсе не легко. — Затем мы перейдем к вещам, которые потребуют от вас меньшего напряжения. Но вы увидите, это хорошо, что мы разобрались в трудных вещах. Когда я продолжу тему в следующий раз, я покажу вам, что представляет собой весь путь в духовный мир.

ДЕСЯТАЯ ЛЕКЦИЯ

Дорнах, 7 июля 1923 г.

Господа, в последней лекции я рассказывал вам, что сегодня человек не может познавать, так как мышление, имеющееся сегодня, не годиться для этого. Раньше, скажем, тысячу, полторы тысячи лет тому назад те, кто собирался чему-то учиться, должен был сначала выработать мышление. Тогда не верили в то, что с обычным мышлением, имеющимся у человека, можно хоть как-то понять духовный мир, существовало своего рода обучение мышлению. В настоящее время все получаемое человеком образование не предрасполагает, чтобы он хоть как-нибудь выработал свое мышление. Поэтому на деле, в действительности он совсем не умеет мыслить.

Это я хотел бы, пояснить вам прежде всего на одном примере; на днях в газете вы могли бы прочесть следующее43:

«Часто повторяющимся сновидением является так называемый “Полет во сне”. Нам снится, что мы летаем, парим или падаем, причем это часто происходит сразу же после того, как мы отправляемся спать».

Все вы знакомы с тем фактом, что вы летали во сне. Один человек, усвоивший лишь одно материалистическое мышление, хочет дать этому объяснение. Вы сразу же увидите, что он с мышлением такого рода не может придти ни к чему, если речь идет об указанной вещи.

Доктор Рихард Трауготт в «Природе» сообщает, что эти сновидения вызываются реально происходящими резкими подергиваниями, вздрагиваниями тела.

В чем же состоит мнение этого человека? Он полагает, что при засыпании тело вздрагивает. Господа, я спрашиваю вас: часто ли вам приходится вздрагивать, пусть даже при бодрствовании? Почему вы вздрагиваете? — Я думаю, вы вздрагиваете, когда испугались, если вы пережили что-то такое, что повергло вас в ужас, испугало, что страшно ошеломило вас на мгновенье. Тогда вы вздрагиваете. Вы можете, например, вздрогнуть, если вы, скажем, идете по улице и вдруг видите человека, который, как вы считаете, находится в Америке; узнав его, вы вздрогнете, потому что вы ошеломлены. Однако трудно вообразить, что, начиная вздрагивать, вы сочтете это за полет! Действительно, вам во сне не придет в голову, начав вздрагивать, счесть последнее полетом, вообразить себе, что вы летаете. Итак, вы видите, что за ошибочные мысли исходят от того, кто считает возможным появление представления о полете в случае вздрагивания тела. Вы видите отсюда: этот автор развивает мысли, но в тот момент, когда с их помощью он хочет объяснить что-то в человеке, эти мысли оказываются неподходящими. Эти мысли годятся до тех пор, пока в лаборатории экспериментируют с безжизненными веществами, но в тот момент, когда надо что-то объяснить, они больше не годятся.

Дальше следует вот что:

Причиной такого вздрагивания является то, что во время бодрствования и во время сна напряжение мышц различается: при бодрствовании к мышцам тела со стороны центральной нервной системы постоянно направляются энергетические потоки.

Он, следовательно, считает, что во время бодрствования из нервов в мышцы всегда входит электрические потоки, потоки энергии —

приводящие мышцы в напряжение, необходимое для поддержания равновесия тела, достигаемого посредством согласованного взаимодействия мышечной системы, мускулатуры. Во сне такое мышечное напряжение по большей части исчезает и поскольку в самом начальном периоде сна...

— то есть сразу после засыпания —

...рефлекторная возбудимость спинного мозга повышается, процесс расслабления мышц в свою очередь обусловливает возбуждение спинного мозга, облегчая обратный рефлекс,

— то есть, на нервную систему спинного мозга должно воздействовать возбуждение (Reiz), последнее должно действовать дольше, усиливая мышечное напряжение —

что и вызывает вздрагивание тела. Фактически существующая органическая чувствительность иного рода может более непосредственно приводить к возникновению чувства полета, парения в воздухе; особенно это относится к ритмическим, поднимающимся и опускающимся движениям дыхательной мускулатуры и грудной клетки,

— представьте себе, что у вас одышка и грудная клетка напряжена; разве приходилось вам при этом иметь чувство, будто вы летаете? Наоборот, вы при этом чувствуете еще большую тяжесть —

поскольку устраняется ощущение реакции, ощущение сопротивления ложа, опоры, которое, бодрствуя, мы испытываем от опоры во всех положениях тела.

Видите ли, господа, если в состоянии бодрствования человек ходит, то тогда опора очень мала; человек чувствует, что он ходит на своих подошвах. Если в состоянии бодрствования человек сидит, то опора становится несколько больше, чем одни подошвы. Но если даже вы суммируете площадь этой опоры с величиной подошвы, то сумма все равно будет мала по отношению к площади той опоры, которую человек имеет во сне (то есть лежа). Этот господин утверждает: реакция, сопротивление, оказываемое опорой, устраняется. Но на самом деле сопротивление, реакция опоры становится больше в случае, если вы ложитесь и засыпаете, нежели когда в состоянии бодрствования вы идете или сидите! (Слово Unterlageddruck может быть переведено как «давление опоры» и как «реакция опоры». Говоря о давлении на кв. см в физическом смысле, надо признать, что когда человек стоит, его вес приходится на площадь подошв и давление на кв. см максимально, когда же он лежит, то его вес приходиться на гораздо большую площадь тела, так что давление на 1 кв. см минимально. Если же имеется в виду реакция опоры, воспринимаемая кожными рецепторами, — что, в сущности, только и может вызвать во сне те или иные представления, то во сне задействована гораздо большая кожная поверхность, больше рецепторов. В этом смысле в положении лежа реакция опоры, кожа, играют гораздо большую роль, — примеч. перев.) Итак, вы видите, как ход мыслей этого человека доходит до абсурда. И это современная наука о человеке!