Если человек приучил себя видеть всех этих духовных существ, которые присутствуют в воздухе и которых человек не воспринимает, так как не хочет выносить жар воздуха, — итак, если человек приучил себя видеть этих существ, тогда он постоянно подходит к тому, чтобы и в твердых породах воспринимать нечто необычное. Человек достигает того, что может сказать себе: «Я смело беру в руку камень, он твердый. Но если я все больше и больше начинаю воспринимать духовное, если я все больше и больше проникаю в духовное, если вокруг меня присутствует все больше и больше не только чувственно-воспринимаемое, но и духовное, то я получаю возможность врастать в Землю, проскальзывать в Землю, причем не моим физическим телом, состоящим из плоти и крови, а моим астральным телом, — о чем я вам говорил, — моим астральным телом я получаю возможность проникать в земную почву». — Это очень интересно. В тот момент, когда начинают воспринимать в воздушном пространстве духовное, — используя описанные мною средства, — в тот момент человек настолько далеко выскальзывает из своего тела, что он уже не ощущает камни как препятствия, но погружается, — подобно пловцу в воде, — в твердую земную почву. Сюда человек входит сам (рисунок 21, красное, внизу). Это чрезвычайно интересно.
РИСУНОК 21
gelb - жёлтый hell - светлый
blau - синий
rot - красный
roetlich - красноватый
В воздух человек не может проникнуть в качестве духа, поскольку там ему являются другие духи. В земную почву, — которая, в сущности, является для духа пустой, — он может проникнуть легко, он может подобно пловцу, погрузиться туда.
Видите ли, в промежуточном состоянии мы оказываемся, имея дело с водой (голубое). Вода испаряется вверх и выпадает вниз как дождь. Тут наверху — это вы уже видели — часто возникают молнии (красное сверху). Вода находится между земной почвой и воздухом. Она менее плотна, чем твердая земная почва, но более плотна, чем воздух. Что же это означает? Это означает то, что лучше всего можно увидеть, наблюдая молнию. О молнии ученые говорят: «Это электрическая искра». Почему же ученые рассматривают молнию как электрическую искру? Вы, возможно, уже знаете, — в ином случае я скажу вам об этом сейчас, — что если взять стержень из сургуча и потереть его кожаной тряпкой, куском кожи, она наэлектризуется; этот стержень из сургуча будет притягивать к себе маленькие обрезки бумаги. Таким образом, с помощью трения или иначе можно наэлектризовать различные тела. Это показывают детям в школе.
Но для этого необходимо одно условие. Если человек находится в школьном кабинете, наполненном паром, сургучный стержень наэлектризовать не удастся, — другие предметы при таком эксперименте тоже не будут электризованы, — сначала необходимо совершенно сухой тряпкой все начисто протереть, так что во влажной среде электричество не возникнет. Только тогда можно выработать электричество. Ученые говорят: «Там вверху находятся облака, они трутся друг о друга и создают электрическую искру, молнию». — Но, господа, даже любой ребенок мог быть возразить так: ведь ты сначала должен устранить влажность, так как если в твоем приборе будет влажность, электричество не возникнет! — Так может возразить любой ребенок. Итак то, что говорят — бессмысленно. И уж конечно, не может быть и речи о том, чтобы там наверху облака терлись.
Но представьте себе, когда вода испаряется и поднимается вверх, она все более и более восходит в регион духовности, удаляясь от духовно пустого вещества тут внизу, и устремлялась вверх к духовности; в действительности именно дух создает электрическую искру, молнию. Поднимаясь все выше и выше, мы восходим в регион духовности. Вблизи Земли находится только материальное. Но дальше, наверху ее облекает духовность. Итак, мы действительно поднимаемся в духовное. Дело обстоит так, что в момент, когда водяной пар поднимается вверх и достигает региона духа, из духа может возникнуть молния. Вода одухотворяется вверху, а вниз опускается снова уплотнившись.
Таким образом, при рассмотрении природы дух тоже надо принимать во внимание. Только тогда, когда вообще не желают принимать в расчет дух, приходят ко всяким абсурдам, как в описанном мною случае со сновидениями полета, или в случае с хвостом ящерицы, или в случае с молнией. Повсюду заметно, что нельзя объяснить природу, если сначала не проникнуть в духовное.
Сейчас вы могли бы уяснить следующее: когда человек стоит на земле, то в направлении снизу вверх он проявляет родство с духовностью, действующей снизу; в нее он может погружаться подобно пловцу. Итак, когда ночью мы со своим астральным телом и со своим «Я» выходим наружу из своего физического тела и из эфирного тела, то мы везде входим в твердую окружающую среду. Мы соединяется с тем, что твердо, потому что в газообразное, в воздух, мы проникнуть не можем; фактически, мы странствуем в твердом.
Это странствие, перемещение в твердом имеет, однако, большое значение. Если мы, — как я говорил вам перед этим, — правильным образом относимся к теплоте, мы может придти к видению духовных существ воздуха. Когда же мы ночью выходим наружу из нашего тела, и себя как духа соединяем с земным элементом, может быть так, что, просыпаясь, мы все еще сохраняем кое-что из того, что было пережито нами в твердом веществе Земли. Кое-что в этом случае остается в нас; в нашем душевном мы кое-что еще имеем.
Это нечто чрезвычайно интересное. Вы ведь уже заметили: если просыпаешься, слышишь очень слабые звуки, тоны. Если при пробуждении быть внимательным, вы можете пережить необычайное переживание, вы скажете себя: сейчас кто-то постучался в мою дверь! — Достойно внимания следующее: если человек своей душой вживается в воздух, он кое-что видит, возникают образы. Если же человек со своей душой вживается в твердое, в вещественное, погружается в него как пловец в воду, то он переживает звуки. Чрезвычайно важно то, что все твердые вещества непрерывно издают из себя звуки, но человек не слышит их, поскольку он не находится внутри. Каждое твердое вещество постоянно имеет в себе звуки, которые можно услышать при пробуждении, потому что в этот момент человек еще наполовину находится внутри них. Эти звуки, однако, могут что-то означать: если, например, где-то вдалеке кто-то умер, а человек при пробуждении слышит нечто подобное стуку в дверь, то это может быть связано с умершим. Человек, естественно, не способен правильным образом истолковать такую вещь. Вы только представьте себе: вы все не умели бы читать, то есть не умели бы разбираться в буквах на бумаге, истолковывать их, если бы вы этому не обучались. Столь же мало можете вы истолковывать смысл этого удивительного явления, когда при пробуждении слышит звуки. Вы не должны верить, что именно сам умерший стоит под дверью и стучит по ней пальцем. Тем не менее умерший, который в первые дни после смерти еще присутствует на Земле, живет внутри твердых тел. Вам совсем не должно казаться удивительным, что именно благодаря этой связи с твердыми телами возникают звуки, как об этом повествовали в то время, когда еще обращали внимание на такие вещи. То, что люди чувствовали если вдали кто-то умирал, имело положительное значение. Человек умер. Он со своей душой прежде всего соединяется с твердым земным царством. При этом возникают звуки, которые от него исходят. Человек покидает земное бытие, звуча при этом. Это вы можете услышать вдали так же хорошо, как можете вы прочесть то, что отправляют в Америку. Телеграмму можно прочесть в Америке. Такие действия на далеком расстоянии имеют место благодаря земному веществу, они имеют место на Земле, они всегда имеют место. В то время, когда на эти вещи обращали внимание, связь между духовным и земным хорошо осознавали. Это вовсе не сказка, это действительно нечто такое, что воспринималось в прежнее время. Итак, вы видите, здесь мы имеет дело с определенными вещами, которые сегодня расцениваются как суеверия, однако такие вещи могут быть доказаны научно, как и иные объекты науки.
Надо только очень точно знакомиться с этими вещами. Видите ли, если бы достигли восприятия духовного мира в воздухе, если бы люди не были так жалки, каковы они сегодня, — вы знаете, что чем цивилизованнее становятся люди, тем более субтильными становятся они в известном отношении; те, кто, скажем, благодаря своей работе должны жить в страшной жаре, во время этой работы не имеют времени, чтобы воспринимать духовный мир, — если бы люди не были так субтильны, от них бы не ускользал тот духовный мир, который живет в воздухе. При этом то, что человек стал бы видеть в воздухе духовных существ, было бы относительно безопасно. Это мог бы без последствий воспринимать каждый человек, без того, чтобы это стало для него опасным.
Но слышанное, если оно слишком сильно захватывает человека, если он слишком сильно погружается в то состояние, когда он слышит всякие вещи, — оно становится опасно для человека. Дело вот в чем: есть люди, которые постепенно приходят в такое состояние, где они слышат всевозможные слова. Им говорят всякое. Такие люди находятся на пути к безумию. Если человек видит отыскиваемых в воздухе существ, то никакая опасность ему, собственно, не угрожает. Почему? Я могу пояснить это с помощью сравнения: если вы плывете в лодке и падаете в воду, вы можете утонуть. Если же вы ходите поверху, то вы можете переживать что угодно, но вы не утонете. — Точно так же обстоит дело, когда человеческая душа выходит наверх и видит всякие вещи. Там с ней ничего не случится. Если же она идет вниз, входя в материю, то она может, я бы сказал, духовно утонуть. Это духовное утопление наступает, если люди утрачивают свое сознание настолько, что им внутренним образом голоса говорят разные вещи. Это плохо. Видите ли, если человек видит духовно внешним образом, то дело обстоит подобно тому, как если бы он бредил по свету; стул который он видит ему не страшен, и мало помалу его не пугала бы и та внешняя духовность, наоборот, он даже охотно воспринимал бы ее. Но то, что он слышит изнутри себя, — мы при этом погружаемся в твердую землю со всем нашим духовным и со всем нашим душевным началом, — то что слышат внутренне, целиком увлекает человека за собой. Тут он тонет во внутреннем, тут он перестает быть человеком. Вот почему надо с известной бдительностью приглядываться к тем людям, которые скажут, что с ними обо всем говорит внутренний голос. Это всегда нечто опасное. Только тот, кто действительно совершенно твердо стоит в духовном мире, кто хорошо разбирается в том, знает, что тут, в сущности, говорит: «Те, что говорят тут, никогда не бывают высокими духовными существами, но это всегда существа низкого ранга». Видите ли, господа, я так непринужденно говорю с вами об этих вещах для того, чтобы вы видели: мы как люди должны придти к совершенно иному пониманию внешнего мира, если хотим проникнуть в духовный мир.