Есть, конечно, люди, которые говорят: «Почему духи делают для нас столь неприятным знакомство с ними?» — Представьте себе, однако, что за существо представлял бы собою человек, если бы ему не приходилось напрягаться, чтобы проникнуть в духовный мир, если бы он был всегда внутри духовного мира! Человек был бы тогда чисто духовным автоматом. Только благодаря тому, что приходится приложить усилия, человек правильно ведет себя по отношению к духовным существам. Но наибольшие внутренние усилия надо приложить для того, чтобы мочь исследовать духовный мир.
Конечно, это легко: вольготно расположиться за лабораторным столом, ставить разные опыты; этого легко — потрошить и исследовать трупы. Но для того, чтобы действительно проникнуть в духовный мир, требуется по-настоящему сильная внутренняя работа. Для такой работы современный просвещенный мир чересчур ленив. Из-за этой лени люди постоянно говорят: «Я делал упражнения из (книги) «Как достигнуть познания высших миров?», но ничего так и не увидел». Люди верят, что им все это должно быть дано внешним образом, что они не должны внутренне вырабатывать эти вещи. Происходит так, господа, что сегодня эти люди сами себя хотят ввести в заблуждение! Я уже говорил вам: сегодня человек хочет все это превратить в кинофильм, он хочет сделать из этого кинофильм, чтобы все это поступало к нему внешним образом.
Если человек хочет правильным образом духовно продвигаться вперед, ему надо обратить внимание на то, что все, принятое им от мира, он должен переработать. Вот почему к духовности будут приходить по большей части те, кто в будущем по возможности откажется все превращать в кинофильм, но захочет интенсивно сомыслить, думать совместно с тем, что будет им говорить мир. Вы видите, что я никогда не показывал вам фильмов. Конечно, время для этого еще не пришло, но даже если оно бы и пришло, я бы не пытался продемонстрировать вам эти вещи с помощью фильма. Нет, я делал для вас рисунки, которые возникали по ходу изложения, где вы могли видеть, что я хочу выразить каждым штрихом, где вы могли сомыслить происходящее, мыслить совместно с ним. Это то, что сегодня следовало бы вводить на уроках для детей; как можно меньше готовых рисунков, как можно больше того, что возникает в данное мгновение, когда ребенок видит каждый возникающий штрих. Благодаря этому ребенок принимает внутреннее участие в работе, благодаря этому люди будут побуждаться к внутренней активности, которая ведет к тому, чтобы они больше вживались в духовное и лучше понимали это духовное. Так же нельзя предлагать детям совершенно законченные теории, так как тогда теории приобретут характер догматов; их исходный материал надо предоставлять для самостоятельной деятельности. Благодаря этому даже все тело ребенка станет раскованнее, свободнее.
Мне хотелось бы еще поговорить на другую тему, поскольку это тоже содержится в одном вопросе. Вы, возможно, уже слышали, что картофель был ввезен в Европу, начиная с определенного времени. Европейцы не всегда ели картофель.
Тут произошла однажды весьма своеобразная история. Видите ли, есть словарь, с которым мне даже приходилось работать, хотя и не стой статьей, о которой я говорю сейчас. Там есть нечто весьма комичное, а именно, там везде говорится, что известный Дрейк45 завез картофель в Европу, что стало его величайшей заслугой. — В Оффербурге, которым сейчас овладели французы, стоит даже памятник Дрейку. Мне было страшно смешно, когда мы заглянули в энциклопедический словарь, где действительно было написано: «В Оффенбурге был установлен памятник Дрейку, поскольку по ошибке ему приписывали славу ввезения картофеля в Европу!» — Итак, что бы там не говорили какие-то люди, а памятник в Европе ему поставлен! Я не хочу говорить об этом, но я хочу сказать о том, что в какое-то определенное время картофель стал использоваться в Европе.
Давайте рассмотрим этот картофель. У картофеля мы, собственно, употребляем в пищу не корень. Корнем являются тут эти маленькие отростки (изображается на рис. 22).
Если бы картофель был тут, то эти корешки были бы только на нем; их можно было бы удалить с кожурой. Сам по себе картофель является немного утолщенным стеблем. Когда растет обычное растение, то корень у него здесь, а здесь растет стебель. Если же стебель здесь утолщается, как это имеет место у картофеля, то возникает так называемый клубень, ответвившийся клубень. Но, в сущности, это утолщенный стебель, так что в случае картофеля мы имеем дело не с корнем, но с утолщенным клубнем. Заметьте это хорошенько; если едят картофель, то едят утолщенный стебель. Свое питание получают, преимущественно, из утолщенного стебля. Мы должны спросить себя. Какое же значение для человека имеет то, что он, с помощью употребляемого в Европе картофеля, научился есть, в основном, один утолщенный стебель?
Если вы рассмотрите растение в целом, то оно состоит из корня, из стебля, из листьев и из цветов (см. рисунок 22). В растении заслуживает внимание то, что корень, находящийся внизу кое в чем похож на земную почву, а именно — он содержит много солей, тогда как цветок пуст, наверху имеет сходство с теплым воздухом. Тут дело идет так, как если бы цветок постоянно варился благодаря солнечному теплу. Поэтому цветок содержит масла и жиры, больше всего масла. Так что, рассматривая растение, мы имеем внизу соли, которые откладываются здесь. Корень богат солями, цветы — маслами.
Вследствие этого мы, когда мы употребляем в пищу корень, вводим в свой кишечник много солей. Эти соли прокладывают себе путь вплоть до головного мозга, они возбуждают головной мозг. Итак, соли стимулируют наш головной мозг. Для страдающего головной болью, — не головной болью, связанной с мигренью, — но с такой, которая наполняет голову, весьма полезно есть корни. Вы можете обнаружить, что во многих корнях содержатся острые солевые вещества. Вы можете это установить по вкусу.
РИСУНОК 22
rot-- красный
Oele - масло
hell - светлый
Salze - соли
Если же вы едите цветы, то в этом случае растение оказывается наполовину вареным. Здесь находятся масла: они смазывают желудок и кишечник, воздействуя на нижнюю часть тела. Врач должен принимать это к сведению, когда он прописывает чай. Чай, сваренный из цветов, никогда не оказывает сильного воздействия на голову пациента; и напротив, если врач дает больному пить отвар из корней, то на голову будет оказано сильное воздействие. Итак, вы видите, что в случае человека путь должен идти от живота к голове, снизу вверх, тогда как в случае расширения мы должны проделать путь в обратном направлении: от цветка к корню. Корень растения имеет родство с головой. Цветок растения имеет родство с кишечником и так далее. Обдумав это, мы тем самым прольем свет на значение картофеля. Ведь у картофеля есть клубни; они не вполне стали корнями. Следовательно, если человек ест много картофеля, то он ест растение, которое имеет недоразвитый корень. Если человек ограничивает себя картофельной диетой и ест слишком много картофеля, то его голова не обеспечивается в достаточной степени. Пища остается внизу, в пищеварительном тракте. Дело обстояло так, что при картофельном рационе у людей в Европе их голова и головной мозг оказывались обделенными. Эти связи можно увидеть, только занимаясь духовной наукой. При этом говорят себе: с тех пор, как в Европе питание картофелем становилось все более преобладающим, голова человека утратила свои способности.
Картофель возбуждает по преимуществу язык и глотку. Если мы, взяв картофель как растение в целом, пройдем по нему сверху вниз, то мы не совсем доходим до корня; точно так же и у человека; если мы не совсем доходим до головы, остаемся на уровне языка и глотки, то именно эта зона оказывается особенно стимулированной действием картофеля. По этой причине картофель в качестве гарнира, приправы кажется людям очень вкусным; ведь он возбуждает то, что находится под головой, голову же оставляет незагруженной. (Речь идет о симметрии, возникающей при воздействии той или иной части растения на ту или иную часть организма: если корень растения действует на саму голову, то клубень картофеля — как переходная часть от стебля к корню, действует на нижнюю часть головы, область языка и глотки, — примеч. перев.).
Если же едят красную свеклу, господа, получают от этого сильное побуждение к тому, чтобы много мыслить. Это человек делает совсем бессознательно. Если человек ест картофель, то получает при этом побуждение, очень скоро начать есть снова. В случае картофеля быстро наступает голод, так как картофель не совсем доходит до головы. Красная свекла же вызывает быстрое насыщение, поскольку она, фактически, — это весьма важно, — доходит до головы, она играет для головы важнейшую роль, так как сильно активизирует в ней ее деятельность, если правильным образом поступает в голову. Людям, естественно, страшно неприятно, когда им приходится мыслить, вот почему они картофель любят больше, чем красную свеклу, так как картофель не возбуждает мышления. Так человек становится ленивым. Он не испытывает побуждения к мышлению, он становится ленивым в мышлении. Напротив, красная свекла очень сильно побуждает мышление, поскольку она является настоящим корнем. Она очень сильно побуждает к мышлению, но побуждает так, что человек, в сущности, хочет мыслить; если же у человека нет желания мыслить, то он не любит красную свеклу. Если человек нуждается в побуждении к мышлению, то ему надо использовать побудители, содержащие особенно много солей, например, редьку. Если у кого-либо недостаточно подвижности в голове, то ему будет полезно, — для некоторого усиления подвижности в мыслях, — добавлять к своему рациону редьку.