Смекни!
smekni.com

К появлению публикаций из лекций Рудольфа Штейнера для рабочих Гётеанума с августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер (стр. 45 из 63)

Что же это означает: чтобы достичь патриархального возраста, мы в течение нормальной жизни живем 25920 дней? Что это означает? — Это означает, что мы вместе с Землей 25920 раз проделываем день и ночь. Мы делаем это вместе, мы может проделать это вместо 25920 раз. Что делает Земля при смене дня и ночи? Видите ли, господа, важным является то, что ощущал еще Гёте, и о чем сегодня можно говорить с полной определенностью: когда начинается день, то Земля привлекает к себе, стягивает к себе световые силы, мировые силы в том полушарии, где мы находимся. В другом полушарии это происходит иначе, здесь происходит наоборот, хотя процесс тот же самый. (Имеется в виду светлое и темное полушария Земли, — примеч. перев.). Итак, Земля и все, что есть на Земле, вдыхает свет: когда же приходит ночь, она снова выдыхает его. То, что мы делаем с воздухом в краткий промежуток времени между вдохом и выдохом, делает Земля в течение одного дня.

Итак, вы видите, Земля гораздо более медлительна чем мы, гораздо более медленна. Мы за день делаем так много дыханий, как делает их Земля в течение всей нашей жизни. Это вы видите отсюда. Более точное наблюдение обнаруживает у человека нечто особенное. Человек дышит так, что его кровь нуждается в дыхании. Кровь производится в области кишечника, то есть в животе; нижняя часть тела стремится дышать быстрее. Поэтому мы может сказать: человеческое дыхание связано с нижней частью тела, связано с животом.

Видите ли, если бы голову рассматривали как следует, со всей научной обстоятельностью, с какой наша наука рассматривает пока только живот, то относительно головы можно было бы обнаружить, что она всегда стремиться немного затормозить дыхание, отстранить его от себя. Дыхание идет также и в голову. Голова же хотела бы дышать так, чтобы она получала только одно дыхание в день, она постоянно тормозит наше дыхание. Голова хочет дышать только так, чтобы в день производился лишь один вдох и один выдох, тогда как мы вдыхаем и выдыхаем примерно за четыре секунды. Голова хочет, в сущности, затормозить дыхание, сделать его гораздо более медленным. Так что мы может сказать: космическое дыхание, в сущности, осуществляется через голову; однако снизу вверх к голове постоянно прорывается дыхание от тела, более быстрое, тогда как в свою очередь дыхание от головы медленно продвигается к телу. Что же наступает у человека с подавленной волей, который застыл, находится в стопоре? У него не в порядке дыхание живота, так что замедленное головное дыхание хочет распространиться по всему телу. И вот бедняга лежит, да еще этот Хансен стоит сверху. Головное дыхание хочет завладеть всем телом: человек становится застывшим. Но если кто-либо болтает, болтает и болтает, то в данном случае неправильно действует головное дыхание, тогда быстрое телесное дыхание, дыхание тела поднимается вверх и человек болтает. Тут мы имеем дело не с гипнозом, а, — как говорят, — с потоком неуправляемых мыслей.

Теперь вы могли бы сказать, — действительно, вы можете сказать: «Но неужели мир устроен так глупо, ведь мы из-за того, что наше головное дыхание и телесное дыхание не согласуются друг с другом, постоянно находимся в опасности превратиться в болвана, в простофилю — то ли из-за того, что телесное дыхание станет недостаточным, то ли из-за того, что станет недостаточным головное дыхание. — Это скверная история. Из-за этих вещей нам постоянно угрожает опасность стать болваном». Вы могли бы сказать «Черт побери! Как все-таки глупо устроен этот мир!» — Но я хочу сказать вам кое-что иное, господа.

Рассмотрим, например, женщину, особу женского пола. У человека женского пола, как у человека вообще, осуществляется не более быстро телесное дыхание, и более медленное головное дыхание. Медленное дыхание является космическим дыханием. У женщины оно осуществляется только посредством головы. В остальном теле она совершает быстрое телесное дыхание. Они пронизывают друг друга, идут друг через друга. Но допустим, что женщина становится беременной. Что тут происходит? Видите ли, при этом в одном, относительно небольшом месте в теле, в матке, в утерусе, к дыхательному процессу остального тела присоединяется, импортируется головное дыхание; это происходит посредством оплодотворяющей субстанции, приходящей от мужчины. Так что теперь женщина, будучи беременной, имеет не только замедленное головное дыхание, но и замедленное дыхание в нижней части тела. В середине к телесному дыханию примешивается медленное головное дыхание, так что теперь человек имеет двоякое головное дыхание. Что же образуется при этом? Сначала голова. Что же все-таки вводится в тело посредством оплодотворения? Видите ли, это — то космическое дыхание, которое мы в ином случае имеем только в голове, именно оно вводится. Человек в своем процессе дыхания вбирает целый мир, мир в целом. Итак, оплодотворение, состоит, в сущности, в том, что человек вбирает в свой процесс дыхания целый мир. При оплодотворении человека происходит то, что, — в то время как в ином случае тело человека имеет лишь человеческое телесное дыхание, — на девять месяцев в это тело насаждается то космическое дыхание, которое в ином случае человек имеет лишь в голове.

В этом вы видите отношение человека ко всему Космосу. В том месте, где возникает человек, в теле матери, мать хочет дышать только так, чтобы одно дыхание (вдох-выдох) занимало целый день. Вследствие этого мать затормаживает происходящие там процессы так, что они там могут не только поддерживать жизнь, но и создавать нового человека. Ибо благодаря тому медленному процессу, который обычно осуществляется головой, мы проживаем 72 года — срок нашей жизни. Если мы говорим, что нормальным образом человек живет 72 года, и если мы видим, что для возникновения нового человека требуется девять месяцев, то нет ничего удивительного в том, что новый человек возникает за девять месяцев; ведь человек живет 72 года, эти 72 года мы некоторым образом только сжимаем в дыхании, и возникает новый человек. Это нечто такое, что позволяет вам глубоко заглянуть во всю природу, благодаря чему вы можете получить основу для других мыслей.

Теперь рассмотрим Землю и растения на Земле. Итак, мы говорим: здесь имеется корень растения, здесь — стебель растения с листьями, а здесь наверху, — цветок. Рассмотрим корень; в земной почве он окружен солями. Тут повсюду находятся соли (рисунок на стр. 226). Эти соли тяжелые. Так что корень как бы полностью подвержен тяжести. Но с тяжестью происходит нечто весьма своеобразное. Тяжесть преодолевается. Если бы вы взяли отрубленную голову человека, то она была бы все-таки тяжелой. Человеческая голова тяжела. Или если бы вы взяли в руки хотя бы свиную голову, то она тоже тяжелая. Когда же вы носите голову на себе, то вы не чувствуете как носится голова и как она тяжела, поскольку у головы тяжесть преодолевается. Но так же преодолевается тяжесть и у растения. Если бы растение чувствовало тяжесть в своих листьях, оно никогда бы не росло вверх, но по большей части вниз. Но когда растение растет вверх, оно преодолевает тяжесть. Однако вследствие этого оно преодолело тяжесть, оно становится доступным для света. Свет действует в нем, свет идет сверху вниз противоположно тяжести. Следовательно, растение все больше и больше восходит к свету, становится все больше и больше подвержено Солнцу и его свету, и в то время оно в качестве корня посажено в соки Земли. Поскольку оно подвержено Солнцу с его светом, здесь (см. рисунок 24) в нем возникает оплодотворение: образуются (Fruchkmaten) плодовые почки с зародышем; так что новое растение возникает благодаря действию света.

РИСУНОК 24

hell - светлый

rot - красный

gruen - зелёный

orang - оранжевый

У растения это видно совершенно точно. То, что я назвал у человека космическим дыханием, которое импортировалось в человека благодаря оплодотворению. В случае растения ежегодно вносится в него благодаря свету; таким образом, растение растет от тяжести к свету и тем самым, к оплодотворению.

Итак, мы скажем: то, что в случае человека можно проследить только мысленно, когда известно, что сюда проникает космическое дыхание, что здесь, в определенном месте во внутренностях человеческого тела возникает частицы головы, — в случае растения этот процесс мы видим каждый год, наблюдая растение. Сюда в форме света приходит из бесконечного мирового пространства внеземной мир и вносит в растение космическое начало, так что Земля в лице своего растительного царства оплодотворяется космосом. Это чрезвычайно интересно. Глядя на цветок растения, можно сказать себе: тут цветок оплодотворяется космосом, то есть Вселенной. Все остальное является всего лишь приложением, то что происходит опыление и так далее; это всего лишь некое приложение, ибо в физическом все должно протекать и на физическом уровне. Но в действительности именно свет является тем, что приходит из Вселенной и оплодотворяет цветок растения, закладывая зародыш нового растения.

Да, господа, тут не видно, что, собственно происходит. Не видно, что происходит, поскольку оно мало. Но увидеть это можно! Теперь мы уже совсем иным образом рассмотрим то, что происходит с растением. Допустим, что здесь (см. рис. 24) находится Земля. Смотрите не на растение, а туда, в сторону Земли, как вдали, — возможно с гор, там это лучше всего видно, — поднимается туман. Тут восходит туман. Туман состоит из воды. Если бы вы рассмотрели растение, то история эта не была бы совсем непохожей, было бы сходство. Если бы вы так же наблюдали за растением, только в этом случае вам пришлось бы долго сидеть рядом с ним и всю весну постоянно наблюдать, — то вы бы увидели: сначала оно сидит в глубине, потом всходит, затем распускает листья. Туман, правда, расходится, если он восходит, поднимается вверх. Тут, в растении находятся только твердые соки, которые восходят, поднимаются вверх до цветка. Теперь взгляните сюда, на Землю; тут вверх поднимается только вода, но не твердые частички, как в растении; но вода восходит вверх, поднимается. Когда растение достигает определенной высоты, оно оплодотворяется из Космоса. Если вода, поднимающаяся здесь в форме тумана, достигает определенной высоты, доходит до определенного уровня, она тоже оплодотворяется из Космоса. Что же при этом происходит? Господа, в этом случае сверкают молнии! Это происходит не всегда, но тогда, когда наступает оплодотворение; летом этот процесс протекает весьма впечатляюще, — в иных случаях молния, хотя и возникает, но ее не видно, — таким образом Космос с помощью света и тепла оплодотворяет здесь воду. То, что происходит в растении, происходит и здесь вверху и становится видимым в молнии. Когда туман здесь вверху оказывается оплодотворенным, он снова в виде дождя выпадает вниз. Так что если вы видите как поднимаются облака из тумана, то это, в сущности, — гигантское растение, хотя и в крайне тонком виде; вверху оно раскрывает навстречу Космосу свои цветы, оплодотворяется, сжимается, стягивается и в форме дождевой воды оплодотворенные водяные капли снова падают вниз.