Смекни!
smekni.com

К появлению публикаций из лекций Рудольфа Штейнера для рабочих Гётеанума с августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер (стр. 46 из 63)

РИСУНОК 25

hell - светлый

В настоящее время имеется некое объяснение для молнии. Люди верят, что там вверху находится нечто вроде гигантских кожаных поверхностей, нечто вроде гигантского электрического аппарата; но это заблуждение. В действительности там, снаружи, воды Земли оплодотворяются для того, что снова иметь возможность осуществлять свои процессы на Земле. В растении происходит то же самое, но на более глубоком уровне, так как растение тверже; здесь вверху у цветка в соответствующее время года всегда возникают маленькие молнии, однако их не видно. Тем не менее именно эти малые молнии вызывают оплодотворение. Следовательно в явлениях тумана и дождя вы имеете тот же самый феномен, который имеет место в растении при оплодотворении. Этот феномен имеет место и у человека, когда космическое мировое дыхание, — в ином случае имеющее место (у человека) лишь в голове, — вступает в нижнюю часть тела человека.

Теперь возьмем человека, страдающего каталепсией. Что происходит в этом случае? Господа, если подвергнуть обследованию тело впавшего в каталепсию, то обнаружилось бы, что оно чрезмерно насыщено солями. Оно стало похоже на корень растения, походе особенно в области головы. Если наша голова оказывается столь же насыщенной солями, как и корень растения, мы впадаем в ненормальное, дурашливое состояние вследствие стопора головы, который распространяется и на остальной организм. Если вы видите людей, которые не могут принять решение, чтобы пойти, не могут поднять руки, не могут встать с постели по утрам: у них скопилось слишком много солей в голове, они стали в том отношении похожи на корень растения. Если же вы видите людей, которые непрерывно болтают, то эти люди стали подобны цветку растения. Ведь если человек говорит, то он, в сущности, говорит лишь часть ого, что ему известно. Но тем, кто непрерывно болтает и болтает, всегда хочется высказать все, что они знают. Они постоянно хотят создавать, строить некого целого человека; ведь в данном случае в них говорит их живот. Когда же этот живот привлекает к себе мир, когда он воспринимает мир, то он становится головой. (Имеется в виду: если в нижнюю часть тела — в процессе оплодотворения — проникает мировое, космическое дыхание, свойственное в обычном состоянии лишь голове, то в животе образуется голова, — то есть эмбрион нового человека, — примеч. перев.). Тут все идет слишком быстро, это относится как к животу, так и к человеческому дыханию (нижняя часть тела стремится дышать как можно быстрее, — примеч. перев.).

Мы можем сказать так: Хансен имел дело с людьми, которых он укладывал на пару стульев и к тому же сам становился на них сверху; у этих людей голова делалась похожей на корень растения. — Тут вы видите родство человеческой головы с корнем растения. Можно даже всю голову сделать подобной корню растения. Тогда как люди, которых он подвергал внушению, которых он заговаривал, которые должны были под видом яблока есть картофель, эти люди были подобны цветку растения. В данном случае сходство «людей живота», людей с преобладанием нижней части тела с цветком. То, что Хансен продемонстрировал перед научным миром, делают и по сей день, однако до сих пор не найдено объяснение, увязывающее данные явления со всем Космосом.

Теперь мы можем также ответить на вопрос: так ли уж глупо организована природа, что мы можем превратиться в болванов или вследствие нарушения головного дыхания или дыхания живота, — в одном случае впадая в каталепсию, а в другом — становясь неудержимыми болтунами. Так ли уж глупо организована природа, что у нас может возникнуть «недержание мыслей» или же отсутствие волеизъявления?

Тому, что считает природу чрезвычайно глупой и говорит, что если бы он создавал этот мир, то он создал бы его иначе, чтобы мы бы не подвергались опасности впасть в идиотизм, причем двояким образом, — тому, кто так считает, можно ответить следующее: если бы этого не было, если бы нельзя было в животе человека воссоздавать головное дыхание, которое возникает и тогда, когда мы впадаем в стопор, то человек вообще не мог бы возникать, тогда не могло бы происходить оплодотворения, тогда на Земле не было бы ни одного человека!

Следовательно, как вы видите, опасность превратиться в болвана связана с тем, что мы вообще можем существовать. Если бы в намерения природы входило не давать возникать ни одному человеку, то тогда и болваны тоже не появлялись бы. Но, поскольку человек когда-то должен был все-таки возникнуть, должна была появиться и опасность возникновения болванов. Одно и другое неразрывно связано. Нет причин негодовать по поводу природы, если видно, как связаны такие вещи. Можно было бы сказать: «Черт побери! Как глупо, что дважды два четыре: 2 х 2 = 4! — Я хочу, чтобы дважды два было шесть, тогда я получу больше... Но так не бывает! Не бывает и так, чтобы человек вообще существовал на Земле, не подвергаясь опасности превратиться в болвана, простофилю. Только надо рассматривать эти вещи правильно. Но тогда приходят к тому, чтобы повсюду видеть эти вещи в правильном свете.

Тот, кто рассматривает молнию, скажет: а только ли наверху бывает молния? — О, нет. Она все лето присутствует повсюду, участвует в оплодотворении растений, над лугами, над лесами, повсюду есть нижняя молния. Наконец, даже в нас есть молния, она действует в нас всегда. Внутренне мы целиком пронизаны теми же самыми явлениями, которые мы порой наблюдаем, когда сверкает молния; наши мысли двигаются проблесками молнии в нас. Хотя, конечно, то, что проявляется в мощной молнии, в исключительно слабом виде проявляется в нашем мышлении. И вот теперь вы могли бы сказать себе так: «А ведь есть, все-таки, смысл говорить, наблюдая молнию, что мне в этом феномене являются мировые мысли, ведь это то же самое, что есть во мне». — Надо только рассматривать такие вещи не суеверно, а научно.

Видите ли, интересно то, что в конце XIX столетия уровень науки был таков, что она вообще не принимала во внимание такие важные вещи: должен был явиться такой шарлатан и мошенник как Хансен и продемонстрировать этим людям все эти вещи. Только тогда наука начала уделять внимание этому предмету. Из этого вы можете видеть, что с наукой в последней трети XIX века дело обстояло совсем не так хорошо, как утверждали некоторые люди. Конечно, на внешнем уровне ученые сделали тогда крупные открытия, открыли рентгеновское излучение и тому подобное, но в области внутренней, человеческой, они почти ничего не достигли, не достигли чего-то серьезного, да и до сих пор не достигали. Вот почему наша наука совсем не применима в человеческой сфере, она совсем не помогает людям. Высшая школа может еще многое дать вам в настоящее время, если вы туда ходите, однако того, что действует в человеке, вам не объяснят. Но в то же время вам не объяснят и то, как протекает процесс при оплодотворении растений. И в случае поднимающегося тумана и выпадающего дождя эти явления объясняют так, как если бы это было то же самое, что и при варке на плите; пары поднимаются вверх, затем выпадают вниз. На самом деле это не так, по когда пары поднимаются, они вверху достигают той области, где они оплодотворяются из Космоса, а указанием на совершение оплодотворения является молния. При этом оплодотворение становится видимым; оно свершается также и в иных формах.

Дело обстоит так, что одно это уже имеет большое значение. Возьмем год. В году сменяются зима и лето, подобно тому как в течение двадцати четырех часов сменяется день и ночь. В одной человеческой жизни насчитывается (в среднем, — примеч. перев.) 25920 дней. Если же вы возьмете 25920 лет, то вы получите период, в начале которого Земли еще не было и в течение которого она снова перестанет существовать. Сейчас мы находимся примерно немного дальше середины; Земля, следовательно, существует свыше 13000 лет; затем, после того как пройдет еще примерно 11000 лет, она снова погибнет. Как человек живет 25920 дней, так Земля живет 25920 лет в том виде, какова она сейчас. Она изменяется: сперва она была юной, затем постарела. Очень важно, если знать: каждый год воды должны подвергаться воздействию Космоса, в какой-то точке, в каком-то месте Земли, воды каждый год должны подвергаться космическому воздействию, иначе Земля не сможет жить. Земля живет с Космосом, как мы живем с воздухом. Если бы кто-то отобрал у нас на Земле воздух, мы не смогли бы делать ежедневно 25920 дыханий. Если бы кто-то отобрал Солнце, то есть свет, Земля не смогла бы жить. Земля так же живет лишь благодаря всему Космосу, как мы живем благодаря окружающему нас воздуху. — Так что можно было бы с известным правом сказать: «Мы гуляем по Земле, а Земля гуляет по Космосу. Мы дышим на Земле, а Земля дышит в Космосе».