Допустим, что давление крови слишком велико. Если давление крови слишком высоко, то что же происходит в этом случае? Видите ли, я говорил вам однажды, что если бы в воздухе были иные пропорции у смеси кислорода и азота, то дело с нашей жизнью обстояло бы плохо. В воздухе 79% азота и остаток по преимуществу составляет кислород. Следовательно, кислорода в воздухе мало. Если бы в воздухе было больше кислорода, то мы уже к двадцати годам становились бы стариками, были бы старыми людьми. Мы стали бы быстро стареть. С астральным телом связано то, насколько рано или поздно стареет физическое тело. Если давление крови слишком высокое, то астральному телу нравиться находиться внутри физического тела. Это именно его элемент, давление крови. Астральное тело очень глубоко проникает сюда. Что же является следствием? Следствие состоит в том, что мы уже к тридцати годам можем иметь такие почки, какие мы должны были бы иметь лишь к семидесяти годам. Из-за высокого давления мы живем слишком быстро (имеются в виду жизненные процессы, — примеч. перев.). И поскольку почки являются весьма чувствительным органом, мы слишком рано получаем изношенные, деградировавшие почки. Вопрос старения заключается в том, что органы все больше и больше обызвествляются. Если кровяное давление слишком велико, то чувствительные органы обызвествляются слишком рано; почечные заболевания, возникающие при гипертонии, являются, в сущности, показателем того, что человек слишком быстро постарел, что он уже в молодости сделал свои чувствительные почки такими, какими она должны были бы стать лишь в старости.
Видите ли, господа, все это объяснение, которое я дал вам, показывает вам, что человек имеет в своем физическом теле душевное начало, которое я называю астральным телом, и которое ночью выходит наружу. Можно сказать и так: человек живет в силах, которые развиваются в его теле. Он живет внутри сил, а не в субстанции, не в веществе.
Поэтому по всему заметно, что материалистическая наука совершенно беспомощна по отношению к тем явлениям, которые я сейчас объяснил вам. Она не может подступиться к тому, в чем тут дело. Повсюду в книгах вы находите: при повышенном давлении крови всегда следует опасаться, что у пациента имеет место заболевание почек. Но как одно с другим связано, — так сказано в книгах, — этого пока мы объяснить не можем. — Реально это означает ничто иное, как: мы против того, что нечто сверхчувственное, нечто духовное нечто душевное находится внутри человека, этого мы не хотим.
Однако, не прибегая к этому данные явления объяснить нельзя. В результаты люди сегодня, в сущности, предстоят перед целым миром в неведении. Ведь фактически, господа, те внешние события, которые наступают сегодня, те чрезмерные бедствия в мире в самое ближайшее время станут намного, намного сильнее, потому что люди даже мысленно не хотят принимать чего бы то ни было духовного, — а ведь эти вещи надо прежде всего знать, — эти бедствия вызваны тем, что сами себя лишают возможности узнать хоть что-нибудь о действительности. Ничего нельзя узнать о действительности, если не прибегнуть к духовному. В ходе XIX столетия случилось так, что людям преподавали только то, что касается внешних вещей. Никто уже не заботился о том, чтобы они приобретали хоть какие-нибудь понятия о душевном, о духовном начале. Сегодня люди обсуждают, не имея собственно, никакого понятия о том, что существует в мире как духовное и душевное.
Видите ли, господа, вследствие этого происходит нечто исключительно, чрезвычайно важное. Когда пройдет много времени и обстоятельства силой заставят людей обратиться к духовному рассмотрению событий, тогда эти люди в будущем скажут: да, в начале XX века в истории человечества разыгрывалось нечто необыкновенно важное. — Все то, что сегодня рассказывают о прежних войнах — это ничто по сравнению с тем, что разыгралось среди нас. Прямо-таки невероятно, как люди не разберутся в том, что все войны, описанные в книгах по истории — просто мелочи по сравнению с тем, что разыгрывалось с 1914 года по сей день. То, что разыгрывалось в истории прежде, совсем не столь велико по отношению к тому, что разыгралось среди людей в то время, в которое мы живем. Видите ли, для того, чтобы смочь понять в чем же тут дело, необходимо заглянуть как можно глубже в то, что происходит в действительности. Но сегодня люди этого не делают.
Я обращал ваше внимание на то, что картофель появился в Европе лишь в известное время. Если сегодня вы спросите, что люди едят больше всего? Картофель! И если вы где-нибудь видите, что начинается голод, то прежде всего думаете о том, как достать картошки. Сегодня люди фактически воспринимают картофель так, как если бы он существовал всегда. Господа, если бы вы жили пять веков тому назад, то вы в Европе вообще не ели бы картошки, потому что ее там не было! Вы ели бы тогда что-нибудь другое. Но если человек знает, что все зависит от духовного, то он знает также и то, что от духовного зависит: есть картошку или не есть картошку. Как дело обстоит с картошкой, так обстоит оно и со многими другими вещами. В последние столетия произошло страшно много изменений в истории человечества; всякие теоретические изыскания почти совершенно бесполезны. Ведь можно предложить такие прекрасные теории: теория Руссо, марксистская теория, теория ленинизма, все что хочешь, но все это измышления, с которыми невозможно сделать ничего, если ничего не знаешь. Мысли только тогда имеют ценность, если с помощью этих мыслей человек знает с чего начать. Все эти господа, предложившие эти прекрасные мысли, в действительности пребывали в полном невежестве, неведении. Отличительной чертой нашего времени является то, что люди сплошь и рядом пребывают в неведении. Они предлагают людям теории как организовать рай на Земле, но не знают даже о том, как организовано человеческое тело, что происходит с ним, если человек ест картошку. Сегодня страшным грузом ложится на сердце то, что у людей даже не возникает потребности что-либо узнать. Конечно огромная масса к этому неспособна, так как этой огромной массе внушили: то, что знают господа в университетах, это и есть правда. А затем они оснуют народные общеобразовательные школы и хотят сегодня узнать то, что знают другие. Но именно те, кто обязан хоть что-то знать, кто в силу своей профессии посвятил себя этому знанию, в действительности совсем ничего не знают. Вот и получается, что сегодня говорят обо всем, что только возможно, но, в сущности, совсем ничего не знают.
Картошка — это, конечно, не единственное, есть множество иных факторов, но я привел именно картошку, поскольку это очень яркий пример. В последние столетия произошло страшно многое и все это, подобно разряду, пришлось на начало XX столетия, так что произошло необычайно многое. Сегодня нам хотелось бы указать на то, что произошло, и было чрезвычайно значительно.
Видите ли, господа, я укажу вам на нечто такое, над чем вы, возможно, будете сначала смеяться, хотя дело это вполне серьезное. Не правда ли, если сегодня юный «барсук» (студент) отправляется в университет или в обычную высшую школу, его ведут в лабораторию. Затем ему приходится учиться — хотя он между тем немного лениться, — но, все же, он обязан учиться, поскольку затем ему придется сдавать экзамены. Вы можете примерно представить себе, как это происходит. Однако если мы вернемся к тем людям, которых я описывал вам в последний раз, скажем, к древним индусам, — вы помните, что я тогда рисовал вам. Азия — и там этих юных «барсуков» (студентов), которых предстояло обучать, не вели в лабораторию или в клинику; им поручалось следующее: они должны были прежде всего испытывать свое внутреннее. Они должны были сидеть внизу со скрещенными ногами, и постоянно настраивать свой взгляд на кончик носа, не вовне в мир, но всегда смотреть на кончик носа. Что же наступало в результате этого, господа? Это, конечно, происходило уже в то время, когда подобные вещи пришли в упадок. Однако такие люди есть и в Европе даже сейчас; они хотят внутренне стать особенно ловкими и занимаются подражанием. Но в настоящее время это ни к чему не приводит. Однако же, древние люди, когда-то это делали. Благодаря этому они замыкались от внешнего мира, поскольку, не правда ли, глядя на кончик носа не так уже много можно увидеть. Можно только заработать себе косоглазие, если постоянно смотреть на кончик носа. А если человек не ходит, а разгружает ноги, то он освобождается от тяжести. Так что эти люди отключались от тяжести, отключались от всех чувственных впечатлений, плотно затыкали себе уши, и целиком предавались своему собственному телу. Вот в чем был смысл; не в том, чтобы уставиться на кончик носа, ведь там ничего особо интересного нет, но в том, чтобы отключиться, замкнуться от внешнего мира. Но вследствие этого у них возникало совсем иное дыхание. Что становилось иным у этих людей, так это дыхание, легкие. Однако вследствие того, что посредством данной процедуры эти люди приводили свои легкие в состояние особой деятельности, — благодаря этому перед ними внутренне поднимались образы, картины. Тем самым они на самом деле получали определенные познания и могли затем рассказать другим людям, чем, в сущности, являются вещи. Эти люди уже знали, что происходит, например, с растением, — я это рассказывал вам, — знали благодаря тому, что выполняли указанную процедуру. Сегодня юные «барсуки» были бы просто благодарны университету, если бы им пришлось так же сидеть вдоль стены и всегда созерцать свой кончик носа. Сегодня такое дело сочли бы безумием, вздором. Однако, не правда ли, если я делаю внешний эксперимент или делаю эксперимент на людях, разница будет состоять в том, что, делая эксперимент в лаборатории, я узнаю материю; если же я делаю эксперимент с людьми, то я узнаю человека. Эти древние люди знали человека лучше, чем знают его современные люди. Но отчего этим людям удавалось проникать так глубоко? Оттого, что их легкие приводились в иную деятельность, нежели бывает в обычной жизни. Та процедура была для них только средством, чтобы возбудить в легких эту особую деятельность. Тогда легкие в свою очередь возбуждали головной мозг. Так что в те древние времена легкие были в сущности тем, откуда приходило все прекрасное знание древней мудрости.