Смекни!
smekni.com

К появлению публикаций из лекций Рудольфа Штейнера для рабочих Гётеанума с августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер (стр. 54 из 63)

Господа, придет время, когда люди будут видеть яснее, когда те немногие, кому удастся сохранить эту ясность на фоне всеобщего замешательства, будут говорить: чем же, в сущности, была эта великая (Мировая) война в начале XX столетия? Это было заболевание почек у человечества, общечеловеческое заболевание почек!

Видите ли, дело в том, чтобы действительно обнаружить, как в действительности связаны такие вещи. И тогда будут знать и то, как следует воспитывать молодежь, тогда будут знать, что совершенно неприемлемо обучать молодежь только тому, чему ее обучают сегодня. Тогда будет известно, что прекрасные годы юности, годы детства над употреблять для того, чтобы давать молодежи нечто совершенно иное. Но XIX столетие слишком возгордилось, оно не желало ничего знать ни о душе, ни о духе, и следствием этого стало то, что чудовищная нефропатия, почечное заболевание, которое и сегодня закрадывается в мир. Итак, когда-нибудь в будущем будут говорить: откуда у человечества в начале XX века возникло это помрачение? От незамеченной нефропатии, почечного заболевания! — Это то, что и сегодня тревожит сердца у некоторых людей. Можно желать двоякого: можно пустить эти вещи на самотек, что сейчас и происходит; тогда работы у врачей будет все больше и больше. Люди тогда будут все менее и менее способны мыслить что-либо разумное. Они будут чувствовать все возрастающую усталость. Они будут все меньше думать о том, как идти дальше благодаря солидной, разумной организации. То, что сегодня уже достигло таких высот, все эти безумные порывы, они достигнут апогея. Люди будут становиться слабыми, и врачи будут исследовать мочу: там обнаружатся все эти «прекрасные» штуки: белок, сахар и тому подобное. Будут обнаруживать почечную недостаточность, почечные заболевания. Ведь если все выше названные «штуки» появляются в теле, это свидетельствует о нарушении функции почек. Обнаружат: вот удивительно, никогда еще в мире таким странным образом не производилось столько сахара и белка, как теперь! — Но не будут знать о том, с чем же это связано. В лучшем случае какому-нибудь хитрецу, фабриканту придет в голову использовать в промышленности сахар, продуцируемый таким образом... Это один путь.

Другой путь состоит вот в чем: прежде всего прекратить разговоры о всяком чисто внешнем обустройстве, а реформировать духовную жизнь человечества, прежде всего реформировать жизнь школы, духовную жизнь человечества, дать людям доступ к достойным духовным мыслям. Тогда люди поймут и то, как должны они правильным образом жить во внешнем мире. Ведь лишь когда у людей есть разумные мысли, можно надеяться на то, что они смогут правильно жить во внешнем мире.

Но, господа, этого нельзя было бы достичь, всего лишь продолжая ту деятельность, которую вели до сих пор; дело в том, чтобы радикально переосмыслить ее. Сегодня никакими внешними средствами мир улучшить нельзя, это можно осуществить только в том случае, если люди начнут хотя бы немного познавать. Видите ли, материалисты воображают, что они очень много знают о материи. Самое удивительное состоит в том, что о материи материалисты ничего на знают. Материалисты говорят: откуда происходит бедность, нужда? Нужда возникает, например, в результате экономических отношений.

Видите ли, это то же самое, как если кто-то скажет: отчего происходит бедность? Бедность происходит от нищеты! Не правда ли, это просто другое слово? Бедность в экономике — это просто другое слово, синоним того, что мы имеем. Это всего лишь речи вокруг да около, ведь бедность в экономике создали люди, а человек создает эту бедность в экономике посредством того, чем он сам является. Сегодня крайне многие люди просто стремятся стать, например, спекулянтами. Однако это происходит оттого, что второстепенная часть человеческого организма, которая теперь приобретает решающую роль, нуждается в духовном стимуле, духовном побуждении. Материалист скажет людям только одно: да, эта второстепенная часть организма важна! — Однако только сведения, полученные в духовном, могут ответить на вопрос, почему это важно. Материалист великолепно измеряет давление крови, но он не знает, что означает слишком низкое или слишком высокое давление, не знает, что слишком низкое давление крови означает: астральное тело и «Я» слишком мало входят в физическое тело. Тогда как повышенное давление крови говорит, что астральное тело и «Я» слишком глубоко входят в физическое тело.

Фактически дело сегодня обстоит так, что давление крови по ходу истории человечества очень медленно, но постоянно повышается, так что люди сегодня страдают от слишком высокого кровяного давления. Дело тут в том, что если человек сегодня просыпается, то он живет сегодня с повышенным давлением; в этом случае это повышенное давление некоторым образом захватывает астральное тело и «Я». Следствием того, что астральное тело захватывается, становится то, что астральное тело и «Я» целиком входят в физическое тело. Такая ситуация может быть исправлена благодаря тому, что человек получит духовные побуждения, стимулы, что он активно, с некоторым интересом будет предаваться духовному.

Нельзя при этом ограничиваться изучением антропософских теорий. Если человек только изучает антропософские теории, то он действует тем же способом, как те, кто учился читать в XIX веке; этим способом мы лишь внешним образом напечатлеваем себе мысли. Этого быть не должно. То, что человек воспринимает должно пронизывать его внутренне.

Видите ли, господа, когда вы из затхлого, использованного воздуха выходите на свежий воздух, вы испытываете внутреннюю радость. Так должны вы испытывать внутреннюю радость, внутреннюю заинтересованность, если от того вздора, который сегодня называют знанием, вы выходите на освежающий душу воздух, который рассказывает вам о духе. Это внутренне ликование, этот глубокий интерес, — вот то, что необходимо для духовной жизни. Благодаря тому, что у человека возникает такой пронизывающий его интерес, его кровь, ставшая слишком тяжелой, — у всех людей кровь в настоящее время стала более тяжелой, — снова становится легче. Почки будут одухотворяться, и как следствие отсюда, во всем мире будет наступать улучшение, если люди снова захотят кое-что узнать о том, чем они уже занимались на протяжении столетий. Вот то, о чем надо говорить все снова и снова, то, о чем и я должен говорить вам во всех формах, поскольку речь идет о том, чтобы смотреть правде в глаза, не позволяя себя зашторить с помощью того, что является лишь видимостью науки. Вот почему, к тому, о чем я говорил вам в прежних лекциях, я хотел добавить и то, что было сказано сегодня. Об этих вещах следовало бы сказать еще очень многое, но, тем не менее они будут становиться все яснее и яснее.

Нам придется сделать в этом ряде лекций маленькую паузу. Я должен поехать в Англию, а затем я сообщу вам, когда мы сможем продолжить.

Вот то, что мне хотелось в качестве завершения объяснить вам; объяснить, как величайшие события в истории человечества сущностно связаны с тем, чем является сам человек внутренне; объяснить, что начинать надо с просвещения человечества, причем просвещать следует, прибегая к действительности, а не к болтовне. Это действительно так.

Первоисточник и значение культа. Вопросы питания

ПЯТНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ

Дорнах, 10 сентября 1923 г.

Господа, может быть в течение долгого времени пока у нас не было лекций, у вас могли возникнуть какие-либо особые вопросы, которые вам очень хотелось бы обсудить?

Автор вопроса: Мне хотелось бы спросить, имеет ли нынешний культ с его обрядами какое-то отношение к духовному миру, а также какое отношение занимают друг к другу различные культы различных народов?

Доктор Штейнер: господа, при этом было бы интересно уделить внимание тому, откуда возникает культ и что входит в его намерения.

В этой связи я сразу же позволю себе сказать то, что теперь актуально для нас, так как связано с последним путешествием в Англию, только что предпринятым мною. Курс в Пэнмэнмиоэ52 состоялся как раз вблизи древнего культового центра, а именно на западном побережье Англии в Уэльсе, где расположен остров под названием Энглези; в этом месте повсюду на горах вокруг можно найти места древних культов. Они пришли в упадок, и то, что можно теперь увидеть там, это только обломки, хотя даже по ним человек, знающий антропософию, может увидеть, какое значение они имели там когда-то.

Видите ли, это было бы похоже на то, как если бы здесь мы вышли к этим горам и там, наверху обнаружили бы такие культовые места. Там они повсюду находятся на горах, причем главным образом там, где гора вверху имеет плоскую площадку, там где вверху на горе есть котловина, то есть плоское место с углублением. Там находились эти древние культовые места, капища. Сегодня они представляют собой обломки из камней, но все равно еще отчетливо видно, как они выглядели. Мелкие состоят из камней, по всей вероятности принесенных когда-то на данное место ледником, но, кроме того, камни притаскивали на это место, где их хотели использовать. Эти камни расставляли друг около друга таким образом, что они составили четырехугольник (см. рисунок 29).

РИСУНОК 29

РИСУНОК 30

Dolmen - дольмен

Если же я посмотрю сбоку, то это будет выглядеть так: это покрывающий камень, он покрывает все в целом сверху. А это маленькие камни. Крупные культовые сооружения, капища состоят из камней подобного типа (рисунок 31, внизу), они поставлены по кругу и число их составляет двенадцать.