Смекни!
smekni.com

К появлению публикаций из лекций Рудольфа Штейнера для рабочих Гётеанума с августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер (стр. 55 из 63)

РИСУНОК 31

Druidenzirkel - друидический круг

Это культ, который, вероятно, развивался там в пору своего расцвета три или четыре тысячелетия тому назад, когда население там было менее плотным; население было очень редким и, кроме того, в это время оно едва ли занималось чем-то иным помимо земледелия и скотоводства. Это население в пору расцвета указанного культа было еще совершенно незнакомо с чтением и письмом. Итак, о чтении и письме в ту пору не знали даже того, что нечто подобное вообще может существовать!

Можно спросить, а что же, в сущности, означал этот культ? Я подчеркивал вам, что ни чтения, ни письма тогда еще не было. — Вы, конечно знаете, что если человек хочет добиться наилучших условий для роста и урожайности зерновых, он должен высевать их в различные сроки, он должен в различные сроки производить те или иные работы с ними. В скотоводстве тоже надо соблюдать определенные сроки при покрытии и тому подобном. Это зависит от связей Земли со всем мировым окружением, о чем я уже часто рассказывал вам. В наше время у человека есть крестьянский календарь, заглянув в него, знают, какой теперь день года; люди забывают, что такие вещи не зависят от произвола человека. Ведь нельзя устанавливать дни так как хочется, их надо устанавливать в соответствие с ходом небесных тел, в соответствии с положением Луны и так далее. Сегодня создатель календаря ориентирует свои расчеты на древние традиции. Есть вычислительные методы, с помощью которых можно рассчитать когда наступает тот или иной день. Такие расчеты существуют, поскольку когда-то это определяли по положению Солнца непосредственно. В настоящее время тоже можно использовать для такого определения положение Солнца, однако люди которым в общем приходится ориентироваться на что-то, ориентируются уже не на положение Солнца или положение звезд, а на те данные, которые вычислены в календаре. Но когда-то в прошлом такое было бы немыслимо, так как ни чтения, ни письма вообще еще не было. Такие вещи появились только позднее. Итак, мы возвращаемся в прошлое, как я говорил на три-четыре тысячелетия до нынешнего времени. Чтение и письмо в этом регионе появились едва ли немного больше двух-трех тысячелетий тому назад. В условиях глубокой древности чтение и письмо хотя и имели место, но представляли собой по сравнению с тем, что есть сегодня, нечто такое, о чем не следовало бы говорить вперед. Ведь подавляющее большинство населения этим не владело.

Заметив такой круг на вершине горы, вы могли бы представить себе: Солнце видимым образом двигается, — вы ведь знаете, что хотя оно стоит на месте, но, тем не менее можно говорить о движении, ведь, несмотря на «стояние на месте» Солнце движется по кругу видимым образом в мировом пространстве. Вследствие этого оно всегда отбрасывает от этих камней меняющиеся тени, и в соответствии с этими тенями можно следить за течением дня. Можно сказать: когда Солнце встает утром, то тени будут располагаться вот так, каким-то определенным образом; когда Солнце пройдет немного дальше, тени расположатся вот так, и так далее. — Но тени изменяются и в течение года, поскольку Солнце каждый раз восходит в другой точке. Вследствие этого меняются и тени. В марте тень выглядит так, немного позднее — так. Мудрость этого ученого или священника, как вы хотите, этого жреца-друида, который тогда занимался наблюдением этих вещей, состояла в том, что он мог судить об этих тенях, он, следовательно мог знать: если тень падает, скажем например, в эту точку (изображается на рисунке), тогда весной надо предпринимать на полях то или иное. Это он мог сказать людям. Он мог увидеть это по положению Солнца. Или если тень, скажем мы, падает в эту точку, надо было выводить быка, надо было покрывать животных, поскольку это должно было происходить в определенный день года. Итак, жрец, священник давал ход тем делам, которые должны были совершаться в течение всего года.

Тем самым, однако, вся жизнь вообще определялась по кругообороту Солнца. Как я уже говорил вам, сегодня люди не думают об этом, они и сами могут сделать все это, ведь указания они могут найти в календаре. Но в ту пору приходилось обращаться к первоисточнику, приходилось считывать такие вещи из Космоса.

К определенному времени, скажем например, осенью, точно определяли, что делать с пашней, также по указаниям этих людей в определенное время устанавливался так называемый праздник Быка. Тогда выводили быка, в иных случаях он находился отдельно от коров и так далее. В соответствии с такими делами устанавливались древние праздники; они полностью зависели от этих вещей. — Сегодня такие сооружения называют кругами друидов, цирками друидов. А здесь (указывается на рисунки) находится дольмен или кромлех. Особенность их в том, что эти камни поставлены стоймя и сверху прикрыты, так что внутри есть тень.

Видите ли, господа, люди примерно знают, что солнечный свет иногда сильнее, иногда слабее, они ощущают это по тому, потеют они или мерзнут. Но чего люди не знают, так это то, что тени точно так же отличаются друг от друга как и свет. Насколько может быть различным свет, настолько же могут отличаться друг от друга и тени. Однако в настоящее время люди отучились, отвыкли определять различие теней. Древние люди когда-то имели способность устанавливать разницу теней. Но внутри теней тогда видели духовное. Солнечные лучи имеют не только физический характер, они имеют также и духовный характер. Здесь внутри жрец-друид наблюдал духовное, духовную составляющую солнечных лучей; от этого зависело какое растение лучше было посадить на определенном участке земли; ведь это в свою очередь было связано с той духовностью, которая переносилась вниз на Землю от Солнца. Кроме того в этих тенях можно было очень хорошо вести наблюдение за действиями Луны. Воздействия Луны имели очень большое значение при покрытии скота, на них ориентировались для того, чтобы установить время покрытия. Так что весь год подразделялся в соответствии с этими солнечными наблюдениями.

Если же произвести раскопки под таким кромлехом, то, кроме того, будет обнаружено, что он, наряду с прочим, служил местом погребения. Такие вещи происходили именно там, где хоронили людей. Здесь опять-таки фактическое значение имело то, что когда человек оставил свое тело, это тело имеет иные закономерности, нежели обычно. В течение всей жизни душа и дух жили в теле. Если же тело разлагается, то в нем действуют иные силы, нежели те, что действуют в остальной горной местности. Именно эти стремящиеся здесь вверх силы требовались для того, чтобы можно было правильно видеть внутри тени. Ведь те люди были знакомы с совершенно иными природными силами, нежели те, что были известно позднее.

Если, удачно выбрав место в некоторых горных центрах, — это распространено по стране и дальше, я видел это в Айлксе, где состоялся первый курс53 во время английского путешествия, — если, удачно выбрав место в некоторых горных центрах, посмотреть на камни, находящиеся там высоко наверху, — с них можно обозреть целую страну, — то обнаруживаешь на них знаки, крюковидные кресты, свастики, которым сегодня так сильно злоупотребляют в Германии.

РИСУНОК 32

Эти свастики носят люди, не имеющие больше никакого понятия о том, что когда-то этот знак должен был сообщать тем, кто приходил издалека; тут находятся люди, которые знают толк в этих вещах, они видят не только физическими глазами, они видят также и духовными очами — эти духовные глаза я описал в моей книге «Как достичь познания высших миров?», как цветы лотоса, чакры; эти люди хотели тем самым привлечь внимание к тому, что они могли видеть посредством цветов лотоса.

Итак вы видите здесь культ, который главным образом состоит в том, что люди хотели использовать космическую духовность для социальных отношений, для своей повседневной жизни на Земле. Эти вещи можно видеть даже сегодня, вот почему в этой местности очень интересно. Это были последние из таких культовых центров, стремясь к которым люди удалялись на западное побережье, тогда как с Востока приходит те люди, которые в это древнее время распространяли письменность. Первую письменность называли рунами. Складывая палочки, создавали буквы, все это было совсем иначе, чем теперь в нынешнее время. Только тогда появилось впервые то, что я в настоящее время описываю как северную мифологию, Вотан, Тор и тому подобное. Это пришло позднее, причем пришло оно по мере насаждения там письменности.

Когда я говорю о тенях, то не следует удивляться этому слишком сильно, ведь даже животное кое-что видит в тени. Вы должны принять к сведению хотя бы то, как странно ведет себя лошадь, когда она вечером стоит где-либо на улице, где есть освещение, и смотрит на стену на свою тень. Надо только знать следующее: животное, лошадь видит свою тень не так, как мы ее видим. Наши глаза устроены так, что мы смотрим вперед; у лошади глаза устроены так, что она смотрит вбок. Это способствует тому, что она вообще не видит тени как таковые, зато воспринимает духовное в тени. Конечно, люди скажут так: лошадь боится своей тени. — Но в действительности она даже не видит тени, но воспринимает духовное в этой тени. Так и те примитивные люди воспринимали в течение года в тени различные вещи, подобно тому, как мы воспринимаем разные вещи при солнечной жаре или в холоде. В этом состоял культ, практиковавшийся там. Отсюда вы видите, как я уже описывал вам, что такие культы, возникавшие в древности, были необходимы. Они существовали потому, поскольку в них нуждались. Они заменяли все то, что позднее можно было прочитать; в то же самое время они представляли собой средства общения людей с богами. Люди молились меньше, зато они принимали участие в том, что затем переливалось в жизнь, что имело отношение к жизни, было значительным для нее. (Гай Светоний Транквилл ок. 70—140 гг. по Р. Х. так описывает отношение римского императора Клавдия к верованиям народов, населяющих Империю: «Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима... Богослужение галльских друидов, нечеловечески ужасное и запрещенное для римских граждан, еще при Августе он уничтожил совершенно. Напротив, элевсинские святыни он даже пытался перенести из Аттики в Рим, а сицилийский храм Венеры Эрикийской, рухнувший от ветхости, по его предложению был восстановлен из средств государственной казны». — Г. С. Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей к. 5, 25, — примеч. перев.).