Смекни!
smekni.com

К появлению публикаций из лекций Рудольфа Штейнера для рабочих Гётеанума с августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер (стр. 57 из 63)

Так все, все подробности католического культа указывают на то, что он восходит к древним культам, которые еще имели отношение к великому Космосу. Конечно же, это было целиком и полностью забыто.

РИСУНОК 33

Случилось так, что в первые три-четыре столетия после появление христианства люди повсюду еще многое знали об изначальном смысле культа, ибо тогда в процессе формирования и распространения нынешнего культа, осуществляемого из Рима, этот культ составлялся из самых различных отдельных культов. Но здесь вокруг, например, и особенно в Придунайских странах еще был известен культ Митры. В нем можно было заметить его отношение к Космосу. Но потом в первые столетия все сохранившееся от древних культов подвергалось систематическому искоренению, так что остался лишь тот культ, в котором уже нельзя было больше увидеть в каком отношении к Космосу он находится. Так что, не правда ли, сегодня мы смотрим на католический культ, и полагаем его ценность именно в том, что он непонятен, именно непонятен; что нельзя увидеть, как он когда-то имел отношение к Солнцу и Луне. Ведь религия и наука были в древности едины, причем искусство тоже входило в это единство.

Конечно, затем пришло время, когда люди стали говорить: да к чему все это? Да ни к чему! Сроки, времена, когда должно происходить то или иное, можно прочесть в календаре! Все это ни к чему, — говорили люди. И тут начиналась борьба с культом, иконоборчество, затем возник протестантизм, евангелический принцип, направленный против культа. Почему когда-то весь народ выступал за культ, тогда как позднее весь народ обратился против культа, можно понять только, поставив перед своей душой весь процесс в целом. (Имеются в виду народы, привившие протестантизм, — примеч. перев.). В то время когда, и как я говорил вам, господствовал культ друидов, — да, господа, все то, что в настоящее время вызывает воодушевление в тех или иных движениях, все это — ничто перед тем величайшим воодушевлением, которое овладевало людьми в прежнее время, когда они участвовали в культе друидов. За этот культ друидов они готовы были побить камнями или обезглавить всякого. Но почему? Потому что они сознавали: без упорядоченного точного знания о том, что происходит в Космосе, вообще жить нельзя, нельзя во время праздновать праздник Тельца, нельзя вовремя посеять зерно, рожь.

Однако именно эта связь была позднее стерта, так что люди стали говорить: любая вещь в жизни должна служить определенной цели! — И вот они стали выступать против (культа). То, что в разное время человечество стало по-разному относиться к этим вещам, можно объяснить только определенными процессам; когда такие вещи оказываются полностью забытыми, так что сегодня во всем этом люди могут видеть лишь символы, как это принято говорить. Где возникают символы, там можно говорить лишь о крайне слабом понимании, ведь если мы имеем дело с реальностью, то никакие символы не нужны. Если бы алтарь был поставлен так, как у друидов, чтобы действительно наблюдать Солнце, то не надо было бы ставить на него образ Солнца! (то есть дароносицу, — примеч. перев.).

Это приводит к тому, что некоторые культы, помимо католического, вплоть до нашего времени сохраняются в застывшем виде.

Видите ли, культ друидов был чисто земледельческим и скотоводческим культом, таким он был в пору своего расцвета, так как вся жизнь тогда состояла из земледелия и скотоводства. Но потом, позднее, в областях, где прежде господствовало лишь земледелие и скотоводство и где, следовательно, этот культ был вполне на своем месте, стало распространяться ремесленничество, кустарное производство. Когда культ друидов достиг особенного расцвета, люди повсеместно занимались земледелием и скотоводством, одевались в звериные шкуры и так далее. Все, что было кустарным производством, — машин тогда не было, — выглядело так: то, что отдельные люди выделывали сами направлялось к другим. Если человек имел время, он изготавливал для себя необходимую одежду или иные предметы, например делал нож из твердого камня, которым он потом работал и тому подобное. Важны были сроки полевых работ и сроки в скотоводстве; он хотел узнать от своих богов, в какое время ему надо проводить необходимые мероприятия. Потом однако кустарное производство, ремесло стало приобретать все более важный характер. Видите ли, господа, кустарное производство, само собой разумеется не имело такого непосредственного отношения к звездному небу, как земледелие и скотоводство. Но, с другой стороны, обычаи сохранялись, так что и для ремесла был создан своего рода культ, который был заимствованием из древнего культа, связанного с небом. Одним из таких культов, сохранившихся в крайне застывшей форме, является масонский культ. Но он состоит исключительно из символов. При этом в действительности уже совсем не знают к чему эти символы относятся. Когда начинали возводить искусственные сооружения, то обряды, по обычаю исполненные в таком культе (то есть ремесленническом, — примеч. перев.), стали применять и при постройке искусственных сооружений. И если это в строительном искусстве делалось весьма тонко, то имело, фактически, определенный смысл. Архитектурные, строительные формы создавали в соответствии с тем, что выражали звезды, небесные тела и тому подобное, если хотели строить по-настоящему. Так сложился масонский культ, культ вольных каменщиков. Но уже в пору формирования культа вольных каменщиков, масонского культа, люди больше не знали, что означают отдельные символы. Так что в настоящее время масонский культ состоит их чистых символов, но люди совсем не знают, к чему относятся эти символы; люди говорят об этих вещах в высшей степени беспомощный, запутанный вздор. Можно даже сказать: с чем большим рвением заботятся об этом культе, тем меньше понимают в чем там дело. — Так обстоит дело с культами по большей мере отправляемыми сегодня; их понимание повсюду в больше степени утрачено.

Однако, не так ли, эти древние люди нуждались в каком-то культе для их жизни во внешнем мире. Если же сегодня снова хотят иметь культ, — и мы в целях обновления христианства уже имеем в Германии отдельную церковь под руководством д-ра Риштельмейера 54, — если сегодня хотят снова создать культ, он должен иметь иной смысл, нежели древние культы. (Речь идет об «Общине Христиан», созданной Р. Штейнером и протестантским пастором Ф. Риштельмейером в рамках движения за обновление христианства, «Община Христиан» зарегистрирована как религиозное объединение в России с 1996 г., — примеч. перев.) Все древние культы способствовали тому, что в настоящее время можно просто, посредством расчетов, посредством обычной астрономии установить, что за день сегодня, когда 21 марта и тому подобное. Этого древние не могли. Они должны были в древности ориентироваться на тени, как я это уже описывал вам только что. Но сегодня необходимо нечто иное. Сегодня необходимо, чтобы люди вообще смогли снова придти к пониманию того, что совершается в духовном Космосе. Никакая астрономия никогда не скажет человеку сегодня о том, что происходит в Космосе, во Вселенной!

В этой области люди впадают в наибольшие заблуждения. Например, они направляют телескоп туда, в мир звезд. Там они видят в определенном направлении какую-то звезду. Да, господа, вращая телескоп, подзорную трубу, я вижу в другом направлении другую звезду. С другой стороны, по расчетам звезды находятся так далеко, что обозреть с полной ясностью такие расстояния нельзя, и приходится использовать как единицу измерения световой год, судить о расстоянии по тому, как быстро приходит оттуда луч света. Подсчитывают, какое расстояние проходит луч света за один год. Это расстояние выразить в числа еще труднее, чем сегодня в Германии в немецкой валюте сосчитать во сколько обойдется обед. А ведь это тоже довольно трудно вычислить! (Намек на послевоенную инфляцию, — примеч. перев.) Но чтобы численно интерпретировать скорость светового луча и то огромное расстояние, которое он проходит за один год, потребуются многие миллиарды. Поэтому говорят не о них, а говорят иначе: звезда находится на таком расстоянии в столько-то световых лет. Так вот, господа, сейчас я направляю мой телескоп в определенном направлении, я смотрю в него и вижу звезду. Чтобы дойти до нее, потребуется 300.000 световых лет; вот как долго идет свет. Другая звезда может отстоять еще дальше, до нее может быть 600.000 световых лет. Когда я смотрю туда, то получаю между прочим, звезду не в ее нынешнем виде, а в ее прошлом виде. Когда я туда смотрю, то там на самом деле нет того, что я вижу. Несмотря на то, что звезда является мне, я вижу только то, чем она была когда-то раньше, ведь свету надо 300.000 лет, чтобы придти сюда. Итак, я вижу предмет, который не существует в действительности, которому надо 300.000 лет, чтобы стать видимым!

Итак, вы видите, что, глядя в телескоп, мы не видим реальной картины звездного неба! Это первое. Другое состоит вот в чем. Люди верят в то, что там, где они видят звезды, нечто существует. Но истина такова, что там ничего нет, что именно там, где видят звезду, эфир превращается! Это не относится к Солнцу и Луне; к Солнцу лишь отчасти, — к Луне не относится совсем, но к звездам это относится: там ничего нет! Это дыра в мировом пространстве. Примечательно то, в этом вопросе сходится с обычной наукой. Когда мы в Штутгарте основали наш институт55, я говорил: наша первая задача состоит в том, чтобы доказать, что там, где находится звезда, вообще нет ничего, что там блестит «ничто». Но поскольку вокруг нечто находится, то там где ничего нет, видим своего рода свет. — Однако мы, не так ли, люди небогатые, исследовательский институт у нас бедный, а вот американцы богаты. В то время из Америки были получены известия, что и обычная наука уже пришла к тому, что на месте звезды ничего нет.