Так антропософия работает с наиболее продвинутой наукой. Только благодаря антропософии лучше судить об этих вещах, интерпретировать их. Не правда ли, я говорю вам эти вещи ради того, чтобы вы увидели, что теперь люди совсем ничего не знают о Космосе. Все в Космосе они истолковывают неверно. Отчего это происходит?
Видите ли, господа, это происходит в результате вполне определенной вещи. Представьте себе: тут находится человеческая голова, тут головной мозг. Если человек воспринимает нечто внешнее, например посредством глаза, то при восприятии такого внешнего объекта ему необходим головной мозг; последний необходим для получения самого восприятия, представления об объекте. Но в головном мозгу находится также малый мозг, он располагается сзади (см. рис.34). Он построен совершенно иначе, нежели большой головной мозг. Этот малый головной мозг имеет замечательное строение. Он как бы составлен из лепестков, если разделить его. Итак, он располагается сзади, внутри.
РИСУНОК 34
Этот малый мозг не воспринимает внешнего. Большой мозг, который я здесь на рисунке сделал зеленым, нужен нам для того, чтобы иметь внешние, земные впечатления. Малый мозг от внешнего ничего не воспринимает. Но если человек углубляется внутренне, если он поступает так, как это предписывается в моих книгах, тогда его малый мозг становится особенно деятельным, активным, так что человек внутренне ощущает как очевидным образом этот малый мозг становится все больше и больше, как если бы он стал расти. Происходит некий рост, причем человек чувствует как если бы он постепенно оказывался стоящим под деревом. Поэтому люди Востока описывают Будду под деревом Бодхи. Малый мозг он имеет в качестве воспринимающего органа. Сегодня это открывают заново. Этот малый мозг начинает становиться деятельным, если внутренне углубляют свое человеческое начало. При этом не воспринимают ничего внешне материального, но лишь духовное. Тут начинают снова воспринимать духовное посредством малого мозга и в этом духовном снова воспринимают законы и тому подобное. Они-то и должны быть сегодня вносимы в культ. В культе сегодня должно как содержание вносится самое изначальное в человеке, поскольку человек и его внутренняя сущность, обладая малым мозгом, отделенным от большого, имеют в нем путь, имеют в нем орган, ведущий в духовный мир.
Следовательно, сегодня мы в лучшем случае стоим лишь в начале построения культа, исходящего из внутреннего существа человека. Тогда этот культ будет содержать внутреннюю истину. Как благодаря культу друидов знали, когда плести венки по случаю праздника Тельца, когда общине выводить быка, чтобы правильным образом регулировать воспроизводство, точно так же будут знать, — именно когда организуют культ таким образом, чтобы развивать духовные восприятия, поддерживающиеся посредством малого мозга, — будут знать, что надо делать в социальной жизни людей. До тех пор будут лишь спекулятивно измышлять всевозможные вещи, будут делать то, что делается в России. Когда признают, что лишь духовным образом можно обрести знание о том, что должно свершиться с человечеством, — ибо свершения эти проистекают из Космоса, — только тогда возникнет настоящая социальная наука, истинная социология, которая и сама будет поволена из космического окружения.
Так надо учиться мыслить. Глядя сегодня на лежащие вокруг обломки камней, где лишь по следам можно установить чем это когда-то было, — как на острове Энглези или в других прибрежных тамошних районах, в Лэнменмор, — там где совершался этот культ, — глядя на все эти вещи, можно увидеть: человечество похоронило многое из того, что, тем не менее, необходимо, нужно; сегодня именно области духовности и в духовных отношениях необходимо новое познание. Они должны вырабатываться на основе нового познания.
Вот как хотел я ответить вам на этот вопрос. Я считаю, что отсюда вы можете понять, что культ был точно так же необходим для жизни как ножик, что именно бесполезность культа привела позднее к тому, что его угасили, и продолжили потом без должного понимания.
На днях я должен снова ехать в Штутгарт, но в ближайшие же дни вернусь обратно; о том, когда я смогу провести следующее занятие, я сообщу вам на следующей неделе.
ШЕСТНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ
Дорнах, 22 сентября 1923 г.
Как, господа, есть ли у нас сегодня что-нибудь?
Автор вопроса: Я хотел бы спросить относительно питания: во всех ли странах дело с питанием картофелем обстоит одинаково, действуют ли и там такие же закономерности как, скажем, для европейцев?
Доктор Штейнер: Давайте сегодня еще раз обсудим в целом вопрос о питании, об отношении питания к духовному миру. Вы знаете, что картофель появился лишь в новое время. Я говорил вам, что в более ранней Европе картошку не ели; тогда народы питались иным образом, преимущественно другими продуктами. Однако нам не придти к решению этого вопроса без общего рассмотрения отношения духовного мира к питанию.
Вы вспомните, — я уже однажды указывал вам на эти вещи, — человек, в сущности, живет благодаря продуктам четырех видов: это белки, которые он принимает во всех своих продуктах питания; в наиболее, так сказать, характерной и особенно представительной форме белок содержится в курином яйце, но он содержится также и во всех продуктах питания. Итак, первое — это белки. Кроме того человек употребляет жиры, причем он употребляет жиры чисто животного происхождения, хотя жиры опять-таки содержатся во всех продуктах. Вы знаете, другие продукты превращаются в жиросодержащие продукты, так, например, молоко превращается в творог, сыр и тому подобное. Третьим видом продуктов питания являются те, которые мы называем углеводами, к ним относятся продукты растительного происхождения. Хотя, конечно, мы берем их и из других средств питания, но в наибольшей степени углеводы содержаться в таких продуктах как пшеница, рожь, чечевица, бобы, есть они и в картофеле, причем в его составе они содержатся в наибольшей степени. Последний вид продуктов необходимых для жизни человека, — хотя человек рассматривает их лишь в качестве приправы, они, тем не менее, особенно важны, совершенно необходимы для жизни, — это соли. Мы употребляем наши соли в форме поваренной соли, однако соли содержатся опять-таки во всех продуктах питания. Так что мы можем сказать: для того, чтобы человек мог жить, его питание должно состоять из белков, жиров, углеводов и солей.
Я хочу описать вам, что же означают для человека эти различные виды продуктов питания, которые мы, — поскольку мы употребляем разнообразное, смешанное питание, — получаем в различной форме. Возьмем, прежде всего соли.
Соли, хотя они принимаются в незначительных количествах, являются для человека не только вкусовыми ингредиентами, но и чрезвычайно важным продуктом питания. Мы солим нашу пищу не только, скажем, ради приятного солоноватого вкуса, но мы солим ее для того, чтобы иметь возможность мыслить. Соль как пищевой продукт должна доходить до головного мозга, для того чтобы мы вообще могли мыслить. Итак, соли преимущественным образом связаны с тем, что является нашим мышлением. Если кто-то, например, болен таким образом, — ведь это уже болезнь, — что всё содержащееся в пище как соль у него откладывается в желудке или кишечнике и не поступает с кровью в головной мозг, то у него возникает слабоумие, он глупеет. Вот на что следует обратить особое внимание.
Не правда ли, необходимо уяснить себе следующее: дух существует, но для того, чтобы дух на Земле мог действовать, он должен действовать в веществе. Именно поэтому, занимаясь духовной наукой, надо знакомиться с действием духа в веществе. И иначе это выглядело бы так, как если бы кто-то сказал: делать машины — значит иметь дело с материальным, но ведь мы духовные люди, мы не хотим иметь дело с чем-то материальным, вещественным, не хотим получать железо, сталь, мы хотим создавать машины из духа. — Это, конечно, вздор. Для производства машин сначала надо иметь материал, вещество. Так и творящий дух в природе везде нуждается в материале, в веществе. Если же дух вынужден, используя вещества, откладывать соль в желудке и в кишечнике, вместо того, что посредством крови доносить ее до головного мозга, то человек становится глупым.
В любом случае эти вещи не так просты. Человек не может использовать соль, - в том виде, какова она в природе - напрямую. Следовательно, если вы, — может быть даже такое, — проделав дырку и получив доступ к головному мозгу, стали бы по такому каналу вводить соль в головной мозг, это было бы бесполезно, так как соль должна поступать в желудок и кишечник. — Обратите внимание на то, что уже на языке соль растворяется, — в вышеуказанных органах она растворяется целиком, концентрация ее становится все меньше и меньше, она утончается. Благодаря этому, осуществляемому человеком процессу, соль поступает в головной мозг в одухотворенном состоянии, будучи пронизанной духом. Следовательно, ничего не получится, если мы просто стали бы вносить соль в головной мозг. Но тот, кто не в состоянии иметь в головном мозгу воздействия соли, становится глупым.
Теперь рассмотрим углеводы. Это то, что мы принимаем преимущественно в составе гороха, бобов, пшеницы, ржи и картофеля. Углеводы особенно обусловливают то, что мы как люди имеем человеческий облик. Если бы мы не ели углеводов, то наш человеческий облик претерпевал бы всевозможные искажения. Это могло бы проявиться у нас как неправильное формирование носа, неправильное формирование ушей. Мы не имели бы того человеческого облика, который мы имеем. Углеводы содействуют тому, чтобы мы внешне выглядели как человек. Они везде действуют так, чтобы придать нам черты человека. Если же человек организован так, что углеводы не достигают его головного мозга, если они опять-таки откладываются в кишечнике и желудке, то человек деградирует, он чахнет. Тогда видно, как человек постепенно изнемогает, разрушается, он становится осунувшимся, слабеет, он, в некотором смысле, не может больше удержать свой облик. Итак, углеводы приносят нам возможность того, что мы вообще имеем нормальный человеческий облик.