Мы должны приобрести ясность относительно того, что человека формируют не только земные силы. Я постоянно говорил вам, что человека формирует космическое окружение в целом, что человек — творение Солнца, Луны и звезд. Если человек ест картофель, то среднюю часть своей головы он использует только для того, чтобы переваривать этот картофель. Тем самым он изолирует себя от окружающего мироздания, он больше не познает это мироздание. Он рассуждает так: все разговоры о мироздании, о том, что духовность опускается вниз из Космоса — всего лишь пустая болтовня. Итак, можно сказать: именно чрезмерное употребление картофеля по большей мере обусловило в новое время стремление к материализму.
Вполне естественно, что малообеспеченные люди в первую очередь использовали картофель, так как он долгое время был дешев. Люди зажиточные могли себе позволить больше получать то, что действует на переднюю часть головы, в их пище было больше корней, больше соли. Корни действуют на переднюю часть головы так же как соли. Следствием отсюда стало то, что эти люди стали слишком рассудочны, тогда как другие — не будучи в состоянии использовать свою голову для мышления — позволяли этим интеллектуалам вводить себя в заблуждение во всем. Так что картофель занимает совершенно особую позицию по отношению к духу вообще. Он делает дух материалистическим.
Рассматривая структурное членение человека, мы должны сказать: первичным материалом физического тела человека прежде всего является белок. Этот белок связан с рождением и со смертью физического человека. Поле деятельности эфирного тела представляют, главным образом, жиры. Поле для деятельности астрального тела представляют, главным образом, углеводы, тогда как полем «я» являются соли.
Мы можем сказать так: возможность ощущения обусловливает в человеке астральное тело; если я, ударив руку, испытываю ощущение, то это происходит не от физического тела, в ином случае всё являющееся физическим должно было бы ощущать. Я сдвигаю мышечную ткань назад, вследствие чего ткань в мышце выдвигается из астрального тела, и я испытываю ощущение в астральном теле. Все, что испытывается внутренне как ощущение, происходит в астральном теле. Но астральное тело предназначено для того, чтобы правильным образом выполнять внутреннюю работу. Я говорил вам: если астральное тело засыпает даже днем, и не может работать правильно, то происходит отложение жира, вырастает «брюшко». — Или, — что тоже бывает, — если человек работает только головой, если его труд носит чисто интеллектуальный характер, и сам он является интеллектуалом, человеком рассудка, то и в этом случае тоже происходит отложение жира. Астральное же тело, действующее также и в процессе речи, нуждается в углеводах, причем не только вверху в голове, не только здесь, но и во всем теле. Астральное тело должно приводить в движение ноги, должно приводить в движение руки, так что углеводы ему необходимы во всем теле. Если я в качестве углеводов предоставлю астральному телу рожь или пшеницу, то тогда силы идут во все тело. Если же я предоставлю астральному телу один картофель, силы застревают, остаются «сидеть» вверху, в голове и человек истощается, слабеет, его астральное тело теряет возможность работать нормально. Так что именно духовное начало в человеке становится изнеможенным, все более сонливым, если человек не в состоянии предоставлять себе те углеводы, действие которых распространяется во всем человеке, которые проникают в человека повсюду. В случае чисто картофельного рациона невозможно поддерживать все остальное тело, поскольку картофель слишком интенсивно действует в голове.
Можно далее сказать так: что делает наука? — Наука исследует количественное содержание в белке углерода, кислорода, азота, водорода, серы и тому подобных элементов; вышеперечисленные элементы составляют основное содержание белка. В результате наука обнаруживает: в белке процентное содержание углерода такое-то, водорода — такое-то; в жирах процентное соотношения иные, в углеводах — тоже иные. Однако наука не имеет представления о том, какое значение имеют данные вещества как таковые. Она знает лишь о процентном содержании данного вещества. Но это совсем ни о чем не говорит. Те же самые составные части в картофеле имеют совершенно иной характер, нежели во ржи или пшенице. Надо знать, что когда человек ест цветы или плоды (зерно), они перерабатываются в кишечнике, в то время как если он ест корни, они перерабатываются в голове.
Не зная этого, нельзя применять эти вещи в медицине. Тот, кто обладает правильным медицинским мышлением, знает, что если он изготавливает чай из цветов, семян или из плодов, то такой чай воздействует преимущественно на кишечник; если же он делает отвар из корней и предлагает его в виде чая, то это способствует лечению заболеваний головы. Если мы едим корни, то воздействие оказывается на голову, причем воздействие доходит до материального уровня. И это особенно важно.
Двигаясь дальше, мы можем сказать: еще хуже становится дело, если из-за картофельного рациона человек не только истощается так, что не может больше двигать руками и ногами, но и оказывается не в состоянии активизировать свою систему воспроизведения. — Итак, допустим, что влияние картофельного рациона стало столь сильным, что воздействует даже на воспроизводящие органы женщины, делая их вялыми, обессиленными. Господа, человек ведь не происходит только от своих предков; духовно-душевной частью своего существа он происходит из духовного мира. Эта часть соединяется затем с тем, что происходит от предков. Давайте рассмотрим, что тут происходит. Я нарисую это вам в сильно увеличенном виде.
Мы можем сказать: человек возникает из женской яйцеклетки. Изобразим ее в сильно увеличенном виде. Сюда, внутрь проникает мужское семя. Затем здесь, внутри, возникают всевозможные фигуры звездчатой формы. Клетки расщепляются, затем постепенно строится человеческое тело. Но никакое человеческое тело не может быть построено, не будучи соединено с тем, что уже имеется здесь в наличии как духовно-душевное начало, происходящее из духовного мира.
Если случилось так, что мать или отец употребляли в своем рационе слишком много картофеля, то они формируют зародыш, предрасположенный к усиленной работе головой. Если вы рассматриваете зародыш человека, возникший от тех, кто правильным образом питался, — питался ржаным хлебом, и тому подобным, — зародыш, возникший от отца и матери, питавшихся правильно, то этот человеческий эмбрион выглядит вот так (изображается на рисунке). Но если вы рассмотрите эмбрион человека, родители которого употребляли слишком много картофеля, то обнаружите следующее. Смотрите, у человеческого эмбриона прилегающие к голове части сформированы едва-едва, преимущественно же сформирована эта круглая, шарообразная голова; именно она составляет самую существенную сформировавшуюся часть эмбриона, человеческого зародыша. Теперь душевно-духовное начало должно войти в голову. Войдя в голову, это духовно-душевное должно работать, используя эту голову. Еще будучи в теле матери, душевно-духовное начало человека работает преимущественно в голове.
Когда это духовно-душевное начало обнаруживает в голове то, что поступает туда в случае питания родителей рожью и пшеницей, это духовно-душевное может в этом случае работать нормально. Ведь те цветы, из которых возникают затем (зерна) ржи, пшеницы и тому подобное, — эти цветы вытягиваются вверх из земли, так что уже на этой стадии духовное начало проникает в растение, растение становится родственно этому духовному началу. Когда же затем это духовно-душевное начало (человека) в материальном теле встречается с тем, что имеет плодовое (злаковое) происхождение, то это духовно-душевное (человека) легко может работать. Однако если это духовное начало наталкивается в теле матери на голову эмбриона, сформированную на базе картофельного рациона, то оно не может подступиться к этой голове. Картофель развивается под землей, его даже окучивают землей; затем его выкапывают из земли, он растет во мраке и не имеет родства с духовным началом. Человек спускается вниз из духовного мира и застает тут голову, сформированную по существу из мрака. Он, — то есть дух, — не может подступиться к ней и следствием отсюда становится то, что эмбрион постепенно приобретает вот такой вид (изображается на рисунке), — я изображаю его несколько карикатурно, — ребенок родится с огромной головой гидроцефала. Если дух не получает туда доступа, то разрастается физическое; при этом формируется голова, пораженная водянкой, гидроцефалией. Если же дух может получить доступ, он ограничивает воду, он работает тогда в материи и голова формируется правильно. Так что вы можете сказать: ярко выраженная гидроцефалия нередко обнаруживаемая у эмбрионов происходит от пониженного питания, и, преимущественно, из-за картофеля. — В данном случае вы сталкиваетесь с тем, что не только сам человек истощается; человек даже родится таким образом, что его душевно-духовное начало совершенно неправильно соединено с физическим телом.
Однако, видите ли, господа, дело вот в чем: человек в любом случае состоит из физического тела, эфирного тела, астрального тела и «я»; однако в каждый отдельный период жизни они развиваются не одновременно. У ребенка до семи лет эфирное тело, астральное тело и «я» существуют таким образом, что им еще необходимо погрузиться в физическое; им еще предстоит войти в физическое тело. Когда эфирное тело полностью входит в физическое тело, происходит смена зубов, вырастают вторые зубы. Когда астральное тело полностью заходит в физическое тело, наступает половое созревание. В случае, когда голова сформирована указанным образом, то есть когда вследствие картофельного рациона в материнском теле душевно-духовное человек не смогло правильным образом соединиться с физическим человеком, — в этом случае будут подвергнуты нарушениям процессы, которые должны происходить на четырнадцатом-пятнадцатом году жизни человека. Тогда в течение всей своей жизни человек будет испытывать то, как будто он вообще не владеет телом, как если бы оно вяло висело на нем. Итак, под влиянием картофельного рациона люди уже от рождения будут неприспособленными, недостаточно сильными для жизни.