Теперь вы можете понять и то, отчего при удалении хрусталика я могу видеть лишь удаленные предметы; ведь если хрусталик удален, это равносильно тому, как если бы он был совершенно плоским. В этом случае я снова вижу вещи, отстоящие очень далеко. Но силы зрения в этом случае не хватает.
За хрусталиком находится еще слизеобразное тело, так называемое стекловидное тело. Оно тоже может потерять прозрачность. Если оно становится непрозрачным, делать операцию нельзя, поскольку заменить стекловидное тело никоим образом невозможно.
Если заглянуть в глаз снаружи, увидим там нечто черное. Это хрусталик, который располагается за этим черным зрачком. Зрачок черный оттого, что через него мы смотрим на глазное дно. При этом мы смотрим сквозь хрусталик и сквозь всего это [стекловидное тело].
Сейчас, однако, мы должны были бы спросить: что, в сущности, происходит, если хрусталик стал непрозрачным? — Представьте себе стекло. Если стекло прозрачно, свет проходит через него. Если же у вас вместе что-то непрозрачное, это значит, что свет насквозь не проходит, что свет задерживается. В случае глаза дело обстоит так, что через хрусталик свет должен и входить и выходить. Видите ли, свет принадлежит эфиру. Он не материален, не относиться к веществу, тяжести, находящимся вовне; свет принадлежит к эфиру.
Я говорил вам: человек помимо своего физического тела обладает также эфирным телом. Что означает прозрачность хрусталика? То, что хрусталик прозрачен, означает, что проходящее насквозь эфирное тело человека — его я обозначаю красным, — может свободно проходить сквозь этот хрусталик. Если хрусталик обладает прекрасной прозрачностью, то эфирное проходит через этот хрусталик насквозь. Это значит, что в месте, где располагается хрусталик, человек имеет частичку эфирного тела. Если хрусталик стал непрозрачным, то это происходит оттого, что вещество в этом хрусталике консолидировалось. Если в хрусталике откладывается соль или нечто подобное, он становится непрозрачным. Это точно так же, как если бы вы растворили соль в стакане воды. Пока соль растворяется, вы имеете почти прозрачный солевой раствор. Если же соль начинает отлагаться, выпадать в осадок (изображается на рисунке), тогда здесь, внизу, раствор становится непрозрачным. Это значит, что вещество не позволяет свету проходить сквозь себя. Если отлагаются частички соли, то хрусталик становится непрозрачным. С возрастом отлагаются такие солевые частицы. Тогда эти прозрачные части человека становятся непрозрачными.
Итак, при катаракте прозрачный хрусталик может стать непрозрачным. Какие последствия возникают из этого? Последствия таковы, что в непрозрачный хрусталик эфирное тело человека больше не может входить. Теперь тут просто маленькая дырочка. Эфирное тело у человека распространяется повсюду, и если человек здоров, это эфирное тело заполняет все. Если же хрусталик подвергается заболеванию, становится непрозрачным, то тогда эфирное тело не может проникнуть в то место, где находится хрусталик. Теперь в том месте, где находится хрусталик, эфирное тело отсутствует. Итак, надо сказать следующее: в чем состоит катаракта. Катаракта состоит в том, что у человека в том месте, где в глазу располагается непрозрачный хрусталик, нет эфирного тела.
Однако посредством одного эфирного тела еще нельзя видеть. Если бы можно было видеть эфирным телом, то тогда видели бы и ночью; ведь ночью в постели у (спящего) человека присутствует эфирное тело, и только астральное тело находится снаружи, вовне. Следовательно, эфирным телом видеть нельзя. Человек видит душой. Но эфирное тело тоже необходимо для зрения. Астральное тело, тоже находящееся здесь, — это третье (тело) из тех, что имеет человек, — астральное тело, опять-таки, наполняет все. Если астральное тело попадает в то место, где нет эфирного тела, хочет видеть, ничего не получается, оно этого не может вследствие отсутствия эфирного тела в этом месте. Так что мы можем сказать: отчего же возникает наша способность видеть, наше зрение? От того, что наше астральное тело находится внутри нашего эфирного тела. Если же в каком-то месте эфирное тело не допускается, оттесняется прочь из-за того, что хрусталик, глаз стали непрозрачными, мы видеть не можем. Тут астральное тело не может видеть. Это понятно?
Утвердительные возгласы: Да!
Итак, наше астральное тело способно видеть благодаря тому, что именно в то место, где находиться хрусталик, — где это наиболее необходимо, — может входить эфирное тело. Правильно понимая, что собой представляет катаракта, действительно можно увидеть, как человек имеет эфирное тело и астральное тело.
Если у человека катаракта в самом начале, начальная стадия катаракты, то можно сказать так: эта катаракта развивается потому, что отлагающиеся в глазу в хрусталике соли не впускают в глаз эфирное тело. — Надо сделать так, чтобы хрусталик стал прозрачным. Если же процесс зашел далеко, если хрусталик полностью проникнут солями, стал непрозрачным, то не остается ничего иного кроме удаления его оперативным путем и замены его применяемыми при катаракте очками. Но пока катаракта еще в начале, можно делать нечто иное (то есть лечить консервативно — прим. перев.). Рассказывая об этом, я хочу вам показать, как человек связан со своим окружением.
Допустим, что здесь находится Земля (изображается на рисунке 3). Из этой Земли вырастают растения. Видите ли, конечно, растение имеет физическое тело. Мы можем его потрогать, можем рассматривать. Но это растение имеет также эфирное тело, так как оно живет, а все живое имеет эфирное тело. Если бы растение не имело эфирного тела, оно было бы камнем. Оно имеет эфирное тело, оно живет. Но растение не может ощущать, не может чувствовать. У него нет астрального тела. Но всюду в окружении Земли присутствует то, что является астральной субстанцией. Астральное находится повсюду. Мы имеем в себе астральное тело, но и повсюду в окружении Земли есть астральное. Я хочу сказать вам, как можно придти к тому, что астральное имеется всюду. Для этого нам придется привлечь на помощь, так сказать, отдаленные факты, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к вопросу.
Вы все, конечно, знаете, что извергающие огонь горы, — вулканы, — время от времени пробуждаются; происходит, как говорят извержение, сопровождающееся выбросом раскаленных масс. Мне хотелось бы дать краткое описание такого вулкана, такой огнедышащей горы. Здесь внизу основание состоит из обычной породы. Даже если мы рассмотрим, например, находящийся в Италии Везувий, то и там основа, нижележащий грунт представляет собой апеннинские горные породы, как их называют. Итак внизу мы имеет обычную горную породу, которая в данной местности залегает кругом повсюду. Но затем на нее наслаиваются другие слои. Это выглядит так (см. рисунок 3). В том месте, где извергается Везувий, в Земле имеется щель, жерло. Когда происходит извержение Везувия, из этого жерла выбрасываются сначала частицы пепла с водой; затем выбрасываются подобно бомбам горные породы. Все это раскидывается по поверхности. Иногда содержимое жидкое, иногда подобно бомбам. Затем все стекает вниз, распространяясь, стекает дальше. Повсюду попадаются камни, выброшенные подобно бомбам. Они текут вниз. Между тем идет дождь, смешанный с илом. Все это нагромождает вот такую гору, создает вот такую гору. Из глубин Земли извергается горячая вода, смешанная с золой. Стекая вниз, образуется очень вязкий ил. Затем, немного позднее, со свистом выбрасываются вверх обломки, подобные бомбам, они раскидываются вокруг. Так происходит извержение вулкана.
РИСУНОК 3
rot - красный
gelb - жёлтый
hell - светлый, яркий
gruen - зелёный
Мне хочется рассказать вам, господа, как обычно относится наука к таким явлениям как извержение вулкана. Наука говорит: тут все выбрасывается из-под Земли. Извергающиеся вулканы находятся, как правило, — вблизи воды. — Конечно, это тоже правда. Посреди суши извергающихся вулканов мало, они, как правило, находятся вблизи берега, от воды. — Поскольку в земле и без того имеются трещины, воды могут проникать внутрь, а эти воды затем закипают благодаря внутриземному жару. Эти кипящие воды затем выбрасывают наружу залегающие внизу вещества. — Так говорит один из ученых, он написал об этом книгу и хочет, таким способом объяснить возникновение извергающихся вулканов.
Дальше он говорит: да, но мы имеем основания полагать, что эти трещины не расходятся так далеко, чтобы вода могла поступать туда. Мы не можем считать, что вода, — даже если вулкан расположен у воды, — через эти щели может проникнуть в Землю. Следовательно, то, что говорил первый ученый, совсем неправильно. Надо искать другие пути для объяснения явления.