Первый возражает: внутри Земли все не так как снаружи, внутри Земли металлы находятся в жидком состоянии. Подобно тому, как железо в плавильной печи при обработке бывает жидким, так и внутри Земли металлы жидкие. Там внутри находится жидкие, расплавленные металлы. И если теперь этот жидкий металл, эта магма попадает в такое место, которое легко поддается напору, — здесь ему трудно прорваться, а то он извергался бы и здесь, — итак, если он попадает в такое место, которое легко поддается напору, там он прорывается и устремляется наружу. — Так говорит этот другой. Он говорит, что извержение происходит от неравномерности плотности Земли; магма устремляется в том или ином направлении.
И тут выступает третий или четвертый и говорит следующее: да, но ведь магма не может развить такой мощной силы, не может с такой мощью выбрасывать эти бомбы! Так что и это объяснение отпадает. — Выступает еще парочка других, они опять говорят что-то иное. Ну, а затем, все это записывается в обычных, предназначенных для широкой публики, книгах. Там пишут: итак, сегодня еще неизвестны причины возникновения действующих вулканов. Вот каково на сегодня положение дел. Обычно вы обнаруживаете, что один утверждает одно, другой — другое, — однако в чем же причина, остается неизвестным. По такому важнейшему вопросу причины явления остаются невыясненными.
Но теперь я хочу сказать вам кое-что еще. Дело обстоит так: если человек прибывает в место расположенное совсем недалеко от Везувия,8 расположенное по соседству с действующим огнедышащим вулканом, то там он встречается с одним прямо-таки красивым явлением. Взяв кусок бумаги, его зажигают; и затем вдруг земля начинает дымить. Итак, если здесь у нас земля (изображается на рисунке 4), здесь вы зажигаете кусочек бумаги, он горит (красное) и затем повсюду ниже пламени горящей бумаги земля начинает куриться, дымить, причем самостоятельно. Постепенно, зажигая больший кусок бумаги, вы можете оказаться в окружении поднимающегося дыма. Конечно, это явление очень красиво. Людям, путешествующим в Италии, проводник, экскурсовод показывает, как из земли выходит дым, если зажечь всего-навсего кусочек бумаги.
РИСУНОК 4
rot - красный
gruen - зелёный
hell - светлый
Так что же это означает? Видите ли, господа; на этом месте в глубине находится определенные скопления водяных паров. Здесь, в земле — на том месте, откуда затем этот пар выходит, — он собирается внутри. Но наружу он не выходит, поскольку воздух, находящийся сверху, обладает определенной плотностью. Именно этот воздух удерживает эти пары внутри (земли). Вы все знаете: если воздух согревается, он делается более разреженным. Когда вы топите в комнате, воздух тоже становится более разреженным. Теплый воздух всегда более разрежен, нежели холодный. Более разреженный воздух уже не можем больше удерживать пары, находящиеся внизу, они устремляются наружу. Конечно, в первую очередь, они должны быть в наличии там, внизу. Внизу должно находиться нечто такое, что может устремляться наружу. Подумайте, господа, что вы таким образом делаете! Ведь вы не находитесь внизу и не выпускаете вверх эти пары (как дым изо рта). Этого вы не делаете, но вы, будучи снаружи, выманиваете этот пар, этот дым, когда вы зажигаете клочок бумаги. Итак, если вы здесь, над землей, что-то зажигаете, вы можете, тем самым, выманить из-под земли дым, пар. Поскольку воздух становится более разреженным, легким, вы выманиваете пар наружу. (Кто знаком с печным отоплением, знает, что иногда при разжигании печи тяга не возникает, дым скапливается в топке и проникает в комнату; причина — воздушная пробка из холодного воздуха, закрывающая дымоход. В печах разных конструкций делают специальные вьюшки — отверстия в дымоходе или под духовкой, — и для ликвидации воздушной пробки бросают в такое отверстие зажженную бумагу. После этого воздушный запор разрушается, и печь тянет исправно. Нечто подобное происходит в случае появления дыма из земли и при извержении вулкана — прим. перев.).
РИСУНОК 5
blau - синий
rot - красный
hell - светлый
Видите ли, ученые мужи постоянно отыскивают причины того, что из вулкана вырываются водяные пары, что даже «бомбы» вылетают; они ищут причину, причем ищут ее под землей. Но она не находится там, так же как и причина появления водяных паров при зажигании бумаги не находится под землей, а находится снаружи, вне земли.
Именно эти вещи, эти факты вы должны понять; и тогда вы подойдете к решению вопроса. Итак: как в данном случае вы не находитесь внизу, выпуская дым из-под земли; но его выманиваете, способствует выходу наружу благодаря горячему разреженному воздуху, так и в случае извержения все то, что находится внутри «выманивается» наружу. Как вы видите, крепкие булыжники не вытекают наружу, если вы зажжете бумагу; в ином случае любопытного туриста-англичанина, зажигающего бумагу вблизи Неаполя, не просто обволакивало бы дымом; он мог бы получить камнем по носу! Но этого не происходит; в этом случае лишь воздух (сверху) становится более разреженным, и снизу вверх поднимается дым или пар. Однако здесь, над Везувием, когда начинается извержение, выбросы, — здесь, над ним тоже происходит разрежение, утончение всего того, что находится над ним как астральность. Это утончение, разреженность астральности обусловлена внешними силами звезд и планет. Следовательно, если над Везувием складывается определенная констелляция небесных тел, возникающая часто — она должна происходить где-то, а именно над данным местом, — тогда как и в случае с (зажженной) бумагой, из-за этой звездной констелляции то, что находится внизу, начинает извергаться, так как астральность вверху разрежается (иными словами, констелляция планет над данным местом вызывает астральную разреженность, что, в свою очередь, вызывает тягу из-под Земли; жерло вулкана становится подобно гигантской печной трубе — прим. перев.).
Итак, вы демонстрируете извержение Везувия в миниатюре, если вы вызываете наружу сернистый дым с паром, — ведь там не только вода, но и сернистый дым. Это называют сольфатара (так в геологии называют выход горячих сернистых газов — прим. перев.). Везде, где совершаются мощные извержения вулканов, побудительной причиной является не то, что находится внизу, а то, что находится снаружи, что возникает под непосредственным воздействием звездных констелляций.
Иногда в подобного рода вещах проявляется, я бы сказал, некоторое делячество и тщеславие. Так, одному человеку удалось установить, что некоторые из таких событий происходят из-за звездных констелляций, например, из-за положения Солнца и Луны. Имя его было Фальб.9 Возможно тем из вас, кто постарше, уже приходилось слышать о знаменитой теории Фальба. Фальб не просто говорил, что землетрясения, а также извержения вулканов обусловлены звездными констелляциями. Это было правильно. Но он был страшно тщеславным человеком и очень важничал по поводу этих вещей.
Он открыл еще и нечто иное, что тоже было важно. Вы знаете, на горных предприятиях, на шахтах страшные бедствия приносит так называемый рудничный гремучий газ (взрывчатая метано-воздушная смесь — прим. перев.). Это происходит на горных предприятиях из-за того, что этот газ сильным потоком струится в шахте, потому что этот газ воспламеняется. Фальб говорит так: особенности этого газа обусловлены не подземной областью Земли, но, например, положением Солнца и Луны. На основе своих изысканий Фальб даже составлял прогнозы, предсказания землетрясений и выбросов рудничного газа на горных предприятиях. Правда, они часто не совпадали, но иногда и совпадали. Конечно, тут дело в том, что в природных свершениях порой выступает нечто непредвиденное; тогда происходит несовпадение. Но Фальб издавал ежегодный календарь. Там он указывал так называемые критические дни. Если возникали особенные звездные констелляции, особенные положения Солнца и Луны, он говорил: в этот день должен произойти выброс рудничного газа, или должно произойти землетрясение.
Мне пришлось однажды, — это было давно, больше тридцати лет тому назад, — побывать на лекциях Фальба. Фальб — крупный, стройный человек, убежденно излагал свою теорию, он не знал о существовании астральности, но верил, что причиной является тепловое разрежение (Warmeverdunnung). Он докладывал о том, что теплота становится более «разреженной» и затем выкачивает, выманивает снизу газ — как в случае сольфатаров, — газ на горных предприятиях, что приводит или к выбросу рудничного газа или к чему-то подобному. Зал был большой. Фальб стоял на возвышении. Он объяснял, причем объяснял тонко. В его объяснении многое было правильным. Вдруг, когда он, дойдя до середины в своем объяснении, сказал: «Итак, из-за определенного положения Солнца и Луны в воздухе вызываются изменения, и должен образоваться рудничный газ. Он будет вытянут, выгнан снизу», — и вдруг, бумс, раздается стук в дверь. Входит разносчик газеты «Новая свободная пресса», приносит телеграмму и кладет ее на кафедру. Тут Фальб, оставив тонкости, говорит: «Это что-то важное!» — вскрывает во время лекции телеграмму и зачитывает: «На такой-то и такой-то шахте произошли крупные выбросы рудничного газа». Фальб в своем докладе предсказал этот выброс рудничного газа и заранее поставил в известность «Новую свободную прессу»: если что-то сообщат, принесите мне прямо в лекционную аудиторию! Фальб часто затевал такие штуки, он был несколько тщеславен. Но ведь событие состоялось, господа! Именно в тот момент, когда Фальб сообщал, что в данное время должен снова произойти выброс рудничного газа, разносчик принес ему телеграмму. И еще он сказал: «Вы видите, дамы и господа, доказательства доставляются прямо на стол!»