Рудольф Штейнер
Ритмы в космосе и в человеческом существе.
Как приходят к видению духовного мира?
GA 350
О действии эфирного и астрального в человеке и на Земле.
Происхождение и значение культа.
Вопросы питания.
Перевод с немецкого А.Демидов
ВВЕДЕНИЕ
к появлению публикаций из лекций Рудольфа Штейнера
для рабочих Гётеанума с августа 1922 г. по сентябрь 1924 г.
МАРИЯ ШТЕЙНЕР
Эти лекции можно было бы назвать диалогом, поскольку их содержание по настоянию Рудольфа Штейнера всегда определяли сами рабочие. Им было разрешено самим избирать темы, он побуждал их задавать вопросы и делать сообщения, поощрял их самопроявление, их возражения. Рассматривалось и дальнее, и ближайшее. Особенно интересными оказались терапевтические и гигиенические стороны жизни; видно, что об этих вещах рабочим приходилось заботиться каждый день. Но и все явления природы, бытие минералов, растений и животных затрагивалось, причем рассмотрение выводило в космос, к первоистоку вещей и существ. В конце рабочие просили дать им введение в духоведение, в познавательную основу для понимания Мистерии христианства.
Эта общая духовная работа сложилась на основе нескольких курсов, которые доктор Роман Боос проводил по окончании работ на стройке для интересующихся; позднее они проводились и дальше другими членами Антропософского Общества. Потом все же рабочие попросили Рудольфа Штейнера принять их и утолить их жажду знаний — и, если возможно, посвятить этому один час обычного рабочего времени, пока они еще бодры и могут сохранять восприимчивость. Это происходило в утренние часы после перерыва в работе. Могли придти также некоторые служащие в строительной конторе и еще двое или трое из узкого рабочего круга доктора Штейнера. Обсуждались практические вещи, например, разведение пчел для тех, кто интересовался пчеловодством. Когда Рудольфа Штейнера уже не было среди нас, экспериментальная агрогруппа опубликовала конспект этих лекций в виде брошюры для своих членов.
Многие проявляют все большее желание ознакомиться с этими лекциями. Однако они были рассчитаны на особую аудиторию, и в той особой ситуации были импровизацией на темы, продиктованные обстоятельствами и настроением рабочих-слушателей; при этом они не предназначались для печати. Однако именно та форма, в которой они были прочитаны, позволила им сохранить свежесть и непосредственность, которых не хотелось бы потерять. Была создана особая атмосфера взаимодействия того, что жило в душе спрашивающего и в душе дающего ответ. Не хотелось бы упускать этот колорит, эту окраску в ходе педантичной редакторской переработки. Поэтому мы отважились по возможности ограничить ее. Пусть не все здесь соответствует стилистическим литературным канонам, зато во всей своей непосредственности сохраняется настоящая жизнь.
СОДЕРЖАНИЕ
О действии эфирного и астрального в человеке и на Земле.
Первая лекция. Дорнах, 30 мая 1923 года.
О возвращении человека — гимнастика, танец и спорт.
Отчего возникает переселение народов Земли. Почему человек не помнит о прежних инкарнациях? Человек помнит только о том, что он не решил, бодрствуя в течение дня. Но во сне переживается значительно больше. Состояние после смерти. При обычном танце человек следует не своему физическому телу, а своему эфирному телу; физкультура состоит в том, что человек в большей степени приспосабливается к Земле, нежели приспосабливается он в ином случае. В спорте он целиком следует лишь земным, физическим движениям. Этим движениям должны быть противоположны другие; эвритмические движения. О первой главе книги «Основной пункт социального вопроса». Думать можно только при помощи эфирного тела. О нынешней маниакальной страсти к спорту……………………………………………………………стр.12
Вторая лекция. Дорнах, 2 июня 1923 года.
Действие эфирного и астрального в человеке и на Земле.
Катаракта глаза. Живой хрусталик и очки. Мы видим потому, что наше астральное тело находится в нашем эфирном теле. Катаракта возникает потому, что соли, отложившиеся в глазу, в хрусталике, не пускают эфирное тело в глаз. О действующих вулканах. Землетрясения и извержения вулканов возникают от констелляций небесных тел. Теория Фальба. Выброс рудничного газа. Растения, которые вбирают в себя астральное; ядовитые растения. Лечение катаракты соком красавки (Atropa belladonna). Человеческая печень как внутренний надзиратель………………………………………………………стр.32
Третья лекция. Дорнах, 6 июня 1923 года.
Кровообращение и работа сердца.
Духовные восприятия посредством хрусталика глаза. Неверные представления о работе сердца. О простейших водных животных, флагиллятах, зоопланктоне. Сердце работает благодаря нашему астральному телу. Сердце как внутренний орган чувства. Люди с левосторонним и правосторонним сердцем. Видеть то, что снаружи можно, если в глазу все прозрачно, видеть то, что внутри можно, если что-либо произвольным образом становится непрозрачным. Верные и неверные движения. Все механическое, все машины должны быть ориентированы на человека……………………………….стр.52
Четвертая лекция. Дорнах, 9 июня 1923 года
Действие света и цвета в земных веществах и мировых телах.
Цвет какого-либо тела всецело обусловлен тем, в каком виде и качестве предстает это тело в мире. Семь цветов радуги. Призматический спектр, его цвета. Газообразное пламя. Спектральный анализ. Отчего возникают цвета? Пламя с натрием. Излучающие субстанции. Железо в крови. Марс и Сатурн как противоположности……………………………………………………..стр. 73
Пятая лекция. Дорнах, 13 июня 1923 года.
О действии Ангела-хранителя.
Примеры действия духовных существ. Которые ведут человека от одной земной жизни к другой земной жизни и охраняют его. Штефенсон и предубежденность ученых того времени. О контактах Шлейха с пациентом, имевшим предчувствия своей смерти. О сэре Оливере Лодже, потерявшем сына во время мировой войны и вступившим в контакт с медиумом, который делал сообщения об его сыне……………………………………………….стр.92
Шестая лекция. Дорнах, 16 июня 1923 года.
О глубинных причинах мировой катастрофы.
Как душевные силы одного человека могут чрезвычайно сильно повлиять на душу другого, если он очень слаб. Пример того, что мы все в нашем эфирном теле, гораздо более разумные, чем в нашем астральном теле и в нашем «я». Юлиус Роберет Майер и его наблюдения, сделанные в качестве судового врача. Поскольку человечество до 1914 года не пожелало учиться духовности, мировая судьба подвергла его за это телесному наказанию…………………………………………………………………………..стр.114.
Седьмая лекция. Дорнах, 25 июня 1923 года.
Воздействие звездных констелляций на Землю и на человека.
Исключительные погодные условия последнего года. О находках мамонтов в Сибири. Похолодания, извержения вулканов и землетрясения обусловлены необычными констелляциями небесных тел. Профузное (горловое) кровотечение. Влияние луны на человека. Что, в сущности, означает открытие Америки? Христофор Колумб и Коперник; шарообразная форма Земли и движение Земли вокруг Солнца. Переживания Роберта Гаммерлинка с сомнамбулой Филоменой Гавацци в Триесте. Воздействие звездных констелляций на Землю, человека и животное………………………………………………..стр.132
Как приходят к видению духовного мира?
Восьмая лекция. Дорнах, 28 июня 1923 года.
Выработка самостоятельного мышления и мышление в обратном порядке. О так называемых психически больных. При психическом заболевании болезненное состояние тела проявляется в том, что это тело не может использовать дух, который всегда здоров. Почему люди не в состоянии мыслить. Своеобразие латинского языка. Мыслить можно только посредством эфирного тела. Не будучи в состоянии самостоятельно мыслить, нельзя войти в духовный мир. «Философия свободы» как воспитательное средство. Понятия должны стать подвижными. Благодаря совершенно осознанному и совершенно точному мышлению в обратном порядке человек высвобождается из физического тела. Обзор событий дня в обратном порядке………………….стр.150
Девятая лекция. Дорнах, 30 июня 1923 года.
Искусственно созданные промежутки времени. Изменения, происходящие с суждениями физического мира в духовном мире. Искусственные промежутки времени, созданные для обдумывания определенных фраз как путь для вхождения в духовный мир. О Ницше, который в юности постоянно мучался с такими фразами. Желание постоянных развлечений означает бегство от духа. Духовный мир обладает свойствами, противоположными физическому миру. Изменения, происходящие в духовном мире с суждениями физического мира. Духовное преображение………………………………......стр.172
Десятая лекция. Дорнах, 7 июля 1923 года.
Развитие внутренней честности. Человек в настоящее время в действительности совсем не может мыслить; современное образование не предрасполагает его к формированию мышления. Обсуждение примера на эту тему из газеты «Базельские известия» (о так называемых «полетах во сне»). О спиритизме как о наиболее материалистическом из всего, что есть. О страшных снах. Обучение мышлению при речи. Речь и правильное дыхание. Развитие внутренней честности в мышлении………………………………………..стр.190
Одиннадцатая лекция. Дорнах, 18 июля 1923 года.
Привыкание к внешнему миру — вопросы питания. Действие картофеля, красной свеклы, редьки.
Почему ящерица теряет черную окраску, если ее поймают. Страх удерживает наш организм. Душевное исцеление рахитичных детей. Надо иметь мужество и переносить страх, если хочешь обладать высоким познанием. Надо быть в сознании со всей природой. , если хочешь достичь духовного познания. Все твердые вещества постоянно издают звуки, которые можно услышать при пробуждении. Сообщения умерших. Человек звучит, когда оставляет земное бытие. Вредное воздействие картофельной диеты. У растений корень богат солями, а цветок — маслами; соли возбуждают наш головной мозг, масло воздействует на нижнюю часть тела. Если человек ест красную свеклу, он получает сильное побуждение. Если у кого-то деятельность головы недостаточно интенсивна, для него в качестве пищевой добавки полезна редька. Мы строим себя из того, что находится вне Земли, что окружает землю в свете……………………………………………………………………………..стр.209