Смекни!
smekni.com

Катастрофа еврейства Советского Союза (стр. 19 из 32)

Немцам также удалось поймать двух видных подпольщиков. Одним из них был начальник полиции гетто Зяма Серебрянский, которого вскоре повесили. Остальные члены подпольного штаба скрылись. После жестоких разногласий среди жителей гетто и самих подпольщиков было принято решение, гласившее, что ни один еврей не будет выдан гестапо. Глава подполья Герш Смоляр был переправлен в больницу под видом больного тифом. Он спасся благодаря отваге председателя юденрата М. Яффе, который передал властям обагренное кровью удостоверение личности на имя Столяровича (такова была настоящая фамилия Смоляра) в качестве доказательства его смерти.

Тем временем оккупанты продолжали проведение серии "малых акций". В ходе каждой из них они ловили и убивали небольшие группы евреев, которые, обычно, насчитывали всего несколько человек. Также был проведен ряд крупномасштабных ночных "акций". Ночью 2-го апреля немцы окружили несколько улиц гетто и в течение шести часов поймали и убили около 500 человек. Подобные действия носили повседневный характер, хотя и не угрожали непосредственно существованию гетто. Вместе с тем, они способствовали созданию атмосферы тревоги, неуверенности, отчаяния и паники и позволяли охваченным страхом евреям трезво взвесить свои действия и оказать сопротивление палачам. Об этом свидетельствует следующий отрывок:

По вечерам некоторые из домов пребывали в полной темноте, а другие освещались керосиновыми лампами. Внутри свирепствовал холод. Евреи пытались отогнать от себя мрачные думы до тех пор, пока в одном из соседних домов не раздавался страшный крик, "Спасите!". Это означало, что немцы ворвались туда и начали убивать его жителей. По ночам, они окружали улицу, дом или группу домов, ловили их жителей и загоняли их в грузовики или "душегубки". Не раз убивали жителей прямо на месте, а потом измывались на трупами. В такую ночь ни один еврей в гетто не смыкал глаз. Все прислушались со страхом, не подъезжает ли к дому "душегубка"[141].

Несмотря на тяжелую обстановку, члены подполья продолжали активную работу по переправке людей в леса. Тем временем, партизанская деятельность в лесах Белоруссии чрезвычайно расширилась. Также увеличилось число поддельных "арийских" удостоверений личности. В разгар этого процесса, летом 1942 г., на гетто обрушился новый удар, приведший к уничтожению большинства его жителей.

7.11.4.4 "Большая акция": 28-31 июля 1942 года

Признаком приближающейся "акции" особо крупного размера стало объявление оккупационных властей о замене опознавательных знаков евреев гетто. В начале июня 1942 г. немцы раздали евреям такие знаки. Кормильцы семей получили красные ленточки. а иждивенцы - зеленые. В конце того же месяца, 28-го числа, жителям гетто приказали собраться на Юбилейной площади для обмена знаков. Те, кто носил красные ленточки, должен был получить зеленые, и наоборот. Этот приказ не распространялся на работников-специалистов, которых ранним утром того дня отвезли к местам работы вне гетто, причем было приказано оставить их там в течение нескольких дней. "Евреи Рейха" были обязаны явиться на площадь вместе с остальными жителями гетто. Им было сообщено, что они "отправляются в Палестину" (!)

После того, как евреи собрались на площади, туда прибыла группа немецких офицеров во главе с начальником гетто Риббе (Ribbe). Их поведение напоминало смесь фильма ужасов с пьесой абсурда. "Они был пьяны. Также привели туда "оркестр гамбургских евреев", которому приказали играть. Немцы ели и пили на глазах у собравшихся, а затем начали бросать детям конфеты и стрелять в тех из них, которые пытались поймать налету или поднять их с земли"[142].

Собравшиеся евреи поняли, что их ожидает. Напряжение в толпе росло. Заметив это, офицеры потребовали от Моше Яффе успокоить публику и объяснить ей, что речь идет всего лишь о технической замене опознавательных знаков. Яффе не оставалось ничего другого, как исполнить это требование. Однако он успел произнести лишь несколько фраз, как на площади появились знакомые всем ужасные машины-"душегубки". Более не было смысла скрывать чудовищные намерения нацистов. В ту самую минуту на площади разразилась паника, представление о которой помогает составить следующий отрывок:

Яффе обратился к возбужденной публике, среди которой вихрем пронеслось слово "душегубка", со следующими словами: "Друзья, меня обманули. Они пришли, чтобы убить нас. Сейчас начнется погром!" Толпа ринулась во все стороны, пытаясь спастись от неминуемой гибели. Все смешалось... Фашисты начали стрелять по окруженным людям. Однако те, не обращая внимание на то, что происходило вокруг, продолжали напирать. Началось колоссальное столкновение между беззащитными евреями и вооруженными с головы до ног фашистами. На последних посыпались удары, прежде чем им удалось оттеснить толпу. Вся площадь была усеяна окровавленными телами.

Перед десятками душегубок под угрозой оружия выстроили длинные шеренги женщин и стариков. Детей отделили от взрослых. Подняв руки над головой, они стояли на коленях. Слабые и истощенные маленькие дети начали плакать, те, у кого не хватало сил, опустили поднятые руки. Фашисты убивали их ударами ножей... Один из них размахнулся и со всей силой бросил ребенка на землю. От удара его череп раскололся и мозг брызнул наружу. При виде этого, матери детей, стоявшие в очереди в душегубки, с яростью бросились на охранников. Их расстреливали из автоматического оружия. Те, кто отказывался зайти в "грузовик смерти", обрекали себя на жестокую смерть. Пьяные Гетенбах, Рихтер и Верде [немецкие офицеры - И. В.] приказали: "Отрезать им нос и уши". Расправа продолжалась до вечера. Ночью оставшимся в живых еврейским полицейским приказали очистить площадь от трупов и пятен крови[143].

"Акция" продолжалась в течение четырех дней, вплоть до 31-го июля. В ходе нее было убито около 25000 евреев. Среди погибших были все члены юденрата во главе с его председателем М. Яффе и глава еврейской полиции Блюменштоком. Их казнили на третий день "акции". Немцы также ворвались в детский дом, больницу и дом инвалидов и убили тех, кто находился там. Среди них были 48 врачей, в их числе несколько крупных специалистов в своих областях. После завершения "акции" в гетто вернулись евреи, работавшие на военных предприятиях (их увезли утром первого дня "акции"). Следующий отрывок описывает увиденную ими картину[144]:

Многие из работников обнаружили, что все члены их семей были убиты. Дома стояли опустевшими. Некоторые люди кричали от горя и рыдали. Другие проклинали палачей и разрывались от бессилия. Разруха, пятна крови на тротуаре, ужасное запустение лишь усиливали отчаяние оставшихся в живых. Ничто не могло утешить их[145].

После этой "акции" в гетто осталось около 9000 евреев (по другим данным около 12000), лишенных семей, близких, руководства и привычных жизненных рамок. Они ощущали равнодушие к своей судьбе, не испытывали желания жить и бороться. Один из них сформулировал их ощущения следующим образом: "Мы утратили желание жить и были равнодушны ко всему, что произойдет с нами"[146].


7.12 Третья волна уничтожения

7.12.1 Ход военных действий

В результате победы под Сталинградом Красная Армия начала контрнаступление на южном и центральном направлениях. Здесь она также добилась существенных успехов. 14-го февраля 1943 г., спустя несколько дней после окончания осады Сталинграда, был освобожден Ростов-на-Дону. В ходе первой половины 1943 г. советские войска вынудили вермахт вследствие тяжелых потерь оставить Кавказ и вернули большую часть территории Украины. Красная Армия также прорвала немецкие линии на центральном участке фронта, к северо-западу от Москвы, и продвинулась в направлении Смоленска. Город был освобожден 25-го сентября 1943. На севере была прорвана блокада Ленинграда, продолжавшаяся около двух лет.

Немцы, со своей стороны, начали контрнаступление 22-го февраля 1943 г. В ходе него им удалась заново захватить некоторые из освобожденных районов. Харьков, второй по величине город Украины, освобожденный Красной Армией 16-го февраля, был захвачен вновь немцами 15 марта и освобожден вторично 23-го августа 1943 г.

Решающее сражение между двумя армиями состоялось летом 1943 г. вблизи города Курск, на границе между Россией и Украиной. 5-го июля немецкие силы начали массивное танковое наступление в надежде прорвать фронт Красной Армии. Командование вермахта придавало этому сражению чрезвычайное значение. С немецкой стороны в нем приняли участие 17 бронетанковых дивизий, практически весь резерв, которым располагался германская армия. Однако, они были разбиты и оттеснены в западном направлении. Так завершилась последняя попытка Германии овладеть инициативой на Восточном фронте.

12-го июля Красная Армия начала генеральное наступление, целью которого было дальнейшее оттеснение немецких сил на Запад. В течение августа был освобожден весь район Дона. В сентябре советские части достигли Днепра и захватили плацдарм на его берегу. В ноябре они заблокировали германские силы в Крыму, которые сдались в апреле 1944 г. 6-го ноября 1943 г был взят Киев, столица Украины и самый крупный из захваченных на территории СССР городов. В конце декабря советские войска освободили Житомир, а в январе 1944 - окончательно сняли блокаду Ленинграда.

4-го января 1944 г. Красная Армия пересекла советско-польскую границу. В конце марта советские части вторглись в Румынию вблизи города Яссы. Летом 1944 г. были освобождены северные районы СССР. Минск был взят 3-го июля, Ковель - 6-го июля, Вильнюс - 13-го июля.