Смекни!
smekni.com

Современный политический экстремизм: понятие, истоки, причины, идеология, организация, практика, профилактика и противодействие. Рук авт колл. Дибиров А. Н. З., Сафаралиев Г. К. Махачкала. 2009. С (стр. 102 из 186)

Таким образом, ненависть и презрение части российских мусульман к нынешней политической элите России и ее союзникам в самих исламских республиках является одним из важнейших факторов политического бунта против нее и вступления наиболее активной части верующих под лозунгами ваххабизма на путь вооруженной борьбы с нею и экстремистской деятельности в целом. В ходе беспорядочных реформ 1990-х годов политическая элита России потеряла всякое уважение и всякий авторитет как во внешнем мире, так и внутри самой России. И именно это и является одной из важнейших причин бунта против нее региональных исламских политических элит, выступивших под религиозно-политическими исламскими лозунгами.

Чтобы противодействовать этому, экстремистскому направлению умов, необходимо прежде всего противопоставить ему столь же убедительное и доступное для широких масс идеологическое обоснование верности избранного Россией пути развития страны. Но для этого необходимо выработать саму новую идеологию России, отвечающую ее интересам и традициям, а не заимствуемую слепо у западных народов. Примером здесь может служить реформистская идеология Ататюрка, выработанная в Турции в начале ХХ века. Но такая задача в нашем обществе до сих пор еще не выполнена.

Неудовлетворительными, по-видимому, следует признать и идеологические усилия самой официальной российской исламской духовной элиты, оказавшейся неподготовленной к демократическим формам общения со своими духовными оппонентами. Без эффективного диалога с умеренными сторонниками «обнов­ленческого ислама», а также без внутриисламского диалога на Кавказе, проблема религиозного экстремизма не может получить цивилизованного решения.

Вместе с тем одних только идеологических усилий недостаточно. Новая российская элита должна продемонстрировать своему населению и реальные достижения во всех сферах ее компетенции, чтобы вернуть себе его уважение и доверие. Идя от поражения к поражению, такого уважения не приобретешь. Победами в одних только избирательных кампаниях реального авторитета не завоюешь, а только озлобишь своих противников и подтолкнешь их к нелегитимным, экстремистским формам борьбы. Что мы и наблюдаем в нынешних условиях.

Наконец, главным достижением новой политической элиты может быть только реальное улучшение социально-экономического положения широких масс населения России (особенно в депрессивных районах Северного Кавказа), создание у них хотя бы минимальной уверенности в завтрашнем дне и сознания перспектив в дальнейшем улучшении их положения. Без утверждения в обществе такой социальной атмосферы бороться с религиозно-политическим экстремизмом одними только силовыми методами и морально-пропагандистскими лозунгами бесперспективно.

Хотя основной формой экстремизма на Северном Кавказе является экстремизм религиозно-политический, однако во многих северокавказских республиках этот экстремизм осложняется еще и его этнической (этнополи­ти­ческой и межэтнической) формой. Причина существования этой, общей для всего региона формы экстремизма заключается главным образом в том, что историческая память этих народов несет в себе глубокие социально-психологические травмы, полученные ими в результате развития в рамках российской государственности. С одной стороны, это память о том, что их включение в состав Российского государства произошло не вполне добровольным и мирным путем, и было достигнуто в результате военного покорения Кавказа царской Россией. Но, с другой стороны, еще более травмирующим фактором для исторической памяти этих народов является факт их насильственной депортации из исконных мест их проживания (с их исторической территории) в другие области СССР, осуществленной в 1940-х годах. При этом речь идет не столько о материальных и социальных потерях, отчасти компенсированных впоследствии советским правительством, сколько о национальном унижении и оскорблении этих народов перед лицом всех остальных народов России.

Народы (этносы) так же, как и люди, имеют чувство собственного достоинства, национальную гордость и самоуважение, необходимые им для нормального существования и развития так же, как и отдельным людям. Они хотят гордиться своими предками, своими национальными героями и выдающимися людьми, своим вкладом в общую историю российского государства и т.д. И если государство российское хочет иметь преданных и ревностных защитников своих интересов, иметь патриотически, а не враждебно настроенных граждан, оно должно воздавать должное любым проявлениям такого настроя среди своих граждан и народов и не унижать их достоинства. Но именно этот принцип был грубо нарушен в истории с депортацией некоторых северокавказских народов в 1940-х годах. Оскорбив эти народы в целом, государство оскорбило тем самым и каждого их представителя в отдельности, причем на долгие годы.

Формальная реабилитация, осуществленная в конце 1950-х — начале 1960-х годов, конечно, была необходимым условием восстановления доброго имени пострадавших народов, но само оскорбление от этого еще не забылось и продолжает оказывать свое негативное влияние, особенно, если постоянно напоминать о нем и искусно разжигать память об этих событиях. Чем и пользуются в нынешних условиях многие экстремистски настроенные представители оппозиционных национальных элит в Северокавказских республиках.

Поэтому российскому правительству целесообразно разработать специальную программу социально-психологической реабилитации исторического сознания этих народов, рассчитанную на длительный срок. К выработке такой программы должны быть привлечены серьезные научные силы как федерального уровня, так и представители национальных элит северокавказских народов.

Наиболее острые формы экстремизм в России принял сегодня на Северном Кавказе, где происходит непосредственное взаимодействие совместно проживающих там разных народов, принадлежащих традиционно к разным конфессиям и т.д., иначе говоря, — в том регионе, где среди российского населения отмечается наибольшее этноконфессиональное многообразие. Однако второй такой зоной — с повышенным этноконфессиональным и даже расовым многообразием — являются в современной России ее крупные города и, особенно, ее мегаполисы — Москва и Санкт-Петербург. Именно здесь Россия сегодня имеет второй горячий очаг экстремистской деятельности.

Основными особенностями городского и мегаполисного российского экстремизма (как его можно условно обозначить) являются: во-первых, то, что наиболее активную роль здесь играют представители русского — государствообразующего — народа; во-вторых, — то, что этот экстремизм носит не столько религиозно-политический, сколько этнополитический (и даже расовополитический) характер; в-третьих, — то, что он опирается при этом не на религиозную (православно-христианскую) идеологию, а на некоторую смесь архаических языческих (древнеславянских) верований и обычаев и ультрасовременных фашистских (национал-социалистских) идеологических доктрин, заимствуемых в основном на Западе; наконец, в-четвертых, этот экстремизм носит по преимуществу молодежный характер.

Общие методы противодействия этой форме экстремизма в основном совпадают с указанными выше (в следующей главе они будут рассмотрены более детально). Однако принципиальной основой их (и это следует особенно подчеркнуть) должна стать усиленная комплексная работа по формированию и укреплению общероссийской национальной идентичности, в основе которой должно лежать убеждение и чувство принадлежности всех россиян к единой светской, толерантной, высокодуховной и высокоморальной нации, гордящейся своим славным прошлым и создающей новое, социально справедливое, мощное и процветающее современное общество. Только на этой духовно-идеологической основе возможно успешное разрешение всего комплекса рассмотренных выше конфликтов и противоречий, доставшихся России в наследство от неблагоприятных 1990-х годов.


ГЛАВА 6. Система профилактики и противодействия политическому экстремизму И ТЕРРОРИЗМУ

6.1. Государственная система профилактики и противодействия
политическому экстремизму и терроризму

Термин «предупредить» означает — отвратить что-либо заранее принятыми мерами; опередить, сделать что-либо ранее, чем что-нибудь произошло. Предупреждение экстремизма и терроризма можно рассматривать как минимум в двух аспектах. Во-первых, предупреждение экстремизма и терроризма и повышение эффективности борьбы с ним — одна из первостепенных задач любого современного государства. Во-вторых, предупреждение экстремизма и терроризма — есть комплексная система мер социально-экономического, политического и юридического характера, направленная на предотвращение: возникновения экстремизма и террористических организаций (группировок), совершения экстремизма и террористических актов, последствий экстремизма и терроризма; целью которой, является обеспечение общественной безопасности населения, защита политических, экономических и международных интересов государства. Вместе с тем, прежде чем вести речь о мерах предупреждения экстремизму и терроризму, необходимо обратить внимание на факторы, создающие трудности в применении этих мер, и с учетом этих факторов в дальнейшем совершенствовать их. Как справедливо считает В.Н. Антонов «в современных условиях терроризм трансформировался в весьма масштабное и сложное социально-политическое явление, осуществляемое на систематической основе и обусловленное самыми различными противоречиями, существующими в обществе и относящимися к основным сферам жизни»[383]. Х. Алиев[384], заместитель прокурора Республики Дагестан, отметил ряд особенностей, влияющих на предупреждение и борьбу с экстремизмом и терроризмом. К ним, в настоящее время, относятся следующие: 1) борьба с преступностью экстремистской и террористической направленности ведется в основном в ходе реагирования на уже совершенные преступления; 2) отсутствие совместной работы по предупреждению преступных посягательств, разрушению международных и межрегиональных связей преступных группировок, и как следствие, ликвидации экстремистских и террористических организаций; 3) в настоящее время еще не создан совместный и полноценный информационный банк данных обо всех ранее совершенных экстремистскими и террористическими группами преступлениях и участниках этих групп; 4) негативно сказывается ведомственная разобщенность в вопросах учета, регистрации преступлений, связанных с экстремизмом и терроризмом. В результате искажается достоверность статистической информации, нарушается порядковая регистрация уголовных дел, что приводит к дублированию следственных и оперативных мероприятий, лишает возможности оперативного обмена информацией; 5) вне поля зрения остаются многие ранее отбывшие наказание за совершение преступлений экстремистского и террористического характера. Ряд этих граждан продолжают заниматься антиобщественной деятельностью, хранят огнестрельное оружие, укрывают лиц, находящихся в розыске; 6) многочисленные обыски, проводимые по инициативе органов внутренних дел по местам жительства предполагаемых челнов экстремистских и террористических группировок, оказываются безрезультатными. По некоторым уголовным делам была замечена утечка информации о готовящихся следственно-оперативных мероприятиях.