Смекни!
smekni.com

Современный политический экстремизм: понятие, истоки, причины, идеология, организация, практика, профилактика и противодействие. Рук авт колл. Дибиров А. Н. З., Сафаралиев Г. К. Махачкала. 2009. С (стр. 127 из 186)

Как показывают исследования, молодые люди в возрасте 18-27 лет составляют до 70 % членов новых религиозных объединений. Конфликтные отношения в семье, алкоголизация родителей, состояние фрустрации (блокировка актуальных потребностей: нехватка денег на самое насущное, долги, потеря интереса к старым друзьям и невозможность появления новых, отсутствие впечатлений), острое чувство непонятости, одиночество, информационный и коммуникативный голод, общая эмоциональная неудовлетворенность — такова совокупность объективных и субъективных факторов, обусловливающих вступление молодежи в нетрадиционные для России религиозные объединения, представляющие собой закрытые группы, существование которых полностью подчинено реализации самоценной идеи. В зависимости от ее содержания деятельность группы и каждого отдельного члена может быть социальной, асоциальной или антисоциальной. В крайних случаях происходит перерождение этой общности в террористическую организацию или террористический компонент становится составляющей частью служения Богу.

Негативное отношение к представителям той или иной национальной, расовой, религиозной группы, сформировавшееся под влиянием подобной пропаганды, а также на основании собственного жизненного опыта, при наличии определенных факторов (избытка свободного времени, отсутствия возможности или желания продолжать образование и как следствие — трудоустроиться на высокооплачиваемую работу, несформированности или ограниченности интересов) толкает молодежь на участие в экстремистской деятельности.

В антиэкстремистской деятельности не должно быть места либерализму. Однако факт расследования и поступления в российские суды крайне малого числа уголовных дел, связанных с экстремизмом, символические наказания в отношении осужденных подтверждают существование снисходительного отношения к экстремизму и экстремистам.

Значительная часть молодежи заражена вирусом фашизма, национализма, ксенофобии расизма. Зачастую они считают, что причинами их личных неудач и невозможности самореализации являются приезжие граждане. Развитие молодежного экстремизма — это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения. Молодежные экстремистские группы в России в последние годы приобрели значительное число членов: на сегодняшний день под профилактическим контролем милиции находятся около 150 молодежных группировок экстремистской направленности общей численностью до 10 тысяч человек — от футбольных фанатов до хорошо организованных структурированных формирований ультралевой направленности, имеющих идеологические секторы, информационные группы и боевые отряды.

Особенно остро сегодня стоят молодежные проблемы на Северном Кавказе. В Дагестане, например, более половины населения (62%) — это молодежь в возрасте 16-30 лет. Молодые люди составляют более 40% всех занятых в народном хозяйстве, достаточно весомо представлена молодежь в науке и культуре. При этом в среде молодых людей Дагестана отмечается достаточно высокий уровень религиозности. В сентябре-октябре 2008 года в Дагестанском государственном университете был проведен социологический опрос студентов 1-5 курсов в возрасте от 17 до 23 лет. Опросом было охвачено 600 человек с филологического, математического, экономического, юридического факультетов, факультета дагестанской филологии[528].

Ответы распределились следующим образом:

«Я верующий и соблюдаю религиозные обряды» — 41%;

«Я верующий но всегда соблюдаю религиозные обряды» — 33,3%;

«Я не верующий, но уважаю чувства тех, кто верует» — 7,4%;

«Это личное дело каждого, предпочитаю об этом не говорить» — 6,2%;

«Колеблюсь» — 1,2%;

«Затрудняюсь ответить» — 1,2%.

Таким образом, даже среди относительно благополучной и высокообразованной части молодежи Дагестана доля религиозно настроенных молодых людей составляет около 74 процентов. При этом их внимание к текущим проблемам общественной жизни находится на достаточно низком уровне. По данным того же опроса, интерес к прессе у них незначителен: регулярно ее читают лишь 18%, редко читают — 13%, остальные совсем не читают и мало доверяют СМИ. Вопрос о доверии к политическим деятелям и их персоналиям 72% оставили без ответа или ответили, что политика для них не представляет интереса[529].

Однако при этом доля молодежи среди неработающей части трудоспособного населения Дагестана колеблется от 50 до 80%. Практически каждый десятый молодой человек не занят в сфере общественного труда. В столице Дагестана Махачкале на 1 января 2008 года число безработных граждан, состоящих на учете здесь, составляло 737 человек, из них 48,5% — молодежь (самый высокий уровень безработицы по данным обследования 2008 года отмечался в Республике Ингушетия и в Чеченской Республике — соответственно 46,9% и 46,1%. На втором месте — Республики Дагестан, Тыва и Калмыкия, в которых уровень безработицы составлял от 17% до 20%)[530].

Число выпускников общеобразовательных школ, которые после окончания школы не находят себе применения, т.е. не работают, и не продолжают учебу, постоянно растет. Все больше в молодежной среде встречается аномальных явлений: помолодевший алкоголизм, наркомания, суицид, проституция. Количество молодых людей, употребляющих наркотические средства неуклонно растет и в вузах республики на сегодня составляет 20-35%. На учете в республиканском наркодиспансере более 6000 больных и эта цифра, по словам президента РД М.Г. Алиева, являющегося председателем Антинаркотической комиссии РД, не отражает реальной картины, наркозависимых молодых людей гораздо больше[531].

В настоящее время и в Дагестане, и в России в целом наблюдается устойчивая тенденция к значительному росту потребления алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ, что приводит к серьезным последствиям среди несовершеннолетних. На этой почве подростки совершают 50% всех правонарушений. Растет количество детей и подростков, склонных к побегам и правонарушениям.

В последнее время в Дагестане наблюдается рост количества желающих служить в армии. Служба в армии — единственный для местной молодежи способ трудоустроиться затем по контракту в какую-нибудь из многочисленных воинских частей, разбросанных по территории Дагестана, да и просто трудоустроиться, сделать карьеру. Поэтому армия стала для большинства дагестанских юношей реальной «путевкой в жизнь». Что же касается состояния здоровья новобранцев, то с каждым годом врачи констатируют все больше негодных к воинской службе. В 2008 году из 3838 человек, явившихся на медкомиссию в Махачкале, 810 были признаны негодными. Среди выявляемых «противопоказаний к службе» преобладают плоскостопие, сколиоз, плохое зрение, а также нарушения психического равновесия). За последние 10 лет выросло количество сердечнососудистых заболеваний у молодежи, очень высок процент нервно-психических заболеваний, около 40% студентов и призывной молодежи республики страдают хроническими заболеваниями (по данным министерств здравоохранения ЮФО, в 2006 году на диспансерном учете по поводу различных заболеваний состояло 49% 16-летних юношей-призывников 2008 года[532].

Весьма остро для молодежи стоит и жилищная проблема. Большинство молодых семей живет во «временном» помещении — в общежитии или на частной квартире. Все это ставит под угрозу будущее нации — молодежь, ее морально-психологическое, физическое и нравственное здоровье, а приведенные факты свидетельствуют о том, что современная дагестанская молодежь живет в условиях повышенной социальной напряженности и большого психологического дискомфорта. Поэтому она может легко вовлекаться в любые конфликты. Десятки и сотни молодых людей, находящиеся вне сферы общественной жизни, становятся, таким образом, питательной средой для разного рода негативных проявлений. А это в свою очередь, приводит к тому, что у молодежи накапливается неудовлетворенность своим положением, уровнем жизни, степенью реализации своих потенциальных возможностей, недоверие к органам власти, ощущение своей неполноценности, разочарование, появляется социальная апатия и пассивность, ценности и ориентиры смещаются в сторону, далекую от интересов общества.

Так, по данным ВЦИОМ растет уровень «тревожных факторов» в молодежной среде: снижение социального самочувствия до уровня близкого к критическому; утрата доверия к институтам власти, правоохранительным структурам. По данным ИСПИ (Институт социальных исследований РАН) среди факторов, способствующих росту экстремистских настроений в молодежной среде, называется обостренное чувство социальной неустроенности и незащищенности у различных социальных групп, и прежде всего у молодежи. При этом, по данным социологических исследований 15 млн. молодых людей в России относят себя к бедным. При этом обращает на себя внимание факт изменения ценностных установок современной молодежи. В системе ценностных приоритетов дагестанских студентов, например, согласно упомянутому опросу 2008 года, на первом месте оказалась счастливая семья, на втором — реализация своих способностей, на третьем — профессиональная успешность[533]. Таким образом, значительная доля современной молодежи переживает стойкое чувство фрустрации от неудовлетворенности ее самых приоритетных социальных и личных потребностей.

И если общество не осознает в полной мере опасности этого положения, если не будет восстановлена система профессионального образования и трудоустройства выпускников школ, программа доступного спорта для молодежи, то негативные явления в молодежной среде будут нарастать и в дальнейшем, а потерявшие социальную перспективу молодые будут устойчиво пополнять ряды различных экстремистских группировок.