На этом этапе также активно используются специальные коммуникативные приемы манипулятивного воздействия, ибо контакт с объектом уже установлен и для его закрепления появляется возможность применения целого спектра логико-психологических и организационных техник. Это — персональное обращение, основанное на психологическом портрете манипулируемого.
Методика, основывающаяся на некритичном восприятии аудиторией получаемой информации, используемая повсеместно на крупнейших террористических и радикально-экстремистских ресурсах (kavkazcenter.com; palestine-info.com; daymohk.org) примитивна, но действенна:
Сначала — выражение открытого протеста и заявлений сепаратистского характера на основе исторического или политического мотивов (собственная трактовка исторических и политических событий прошлого);
Далее — изобличение официальной власти в «глобальной лжи» и предоставление собственной версии (ежедневно обновляемая новостная лента, где любые значимые события, происходящие в стране, получают трактовку, дискредитирующую официальную власть);
И, наконец, вбрасывание «побуждающего к действиям» информационного пакета: где, когда и кого надо убить (избить), чтобы добиться «высшей справедливости»[539].
Для противодействия новейшим информационно-коммуникативным и манипулятивным технологиям, используемым экстремистскими и террористическими организациями, современное государство должно научиться использовать столь же эффективные методы ведения контрпропаганды в киберпространстве, и действовать не только в режиме реакции на действия экстремистов, но и на опережение.
6.11. Научно-практические выводы и рекомендации по совершенствованию и укреплению системы профилактики и противодействия
политическому экстремизму и терроризму
Борьба с экстремизмом во всех его видах и формах крайне сложна из-за многочисленных разновекторных факторов. Первый всплеск религиозно-политического экстремизма, который вышел за региональные рамки, последовал после введения Советской Армии в Афганистан. Военные кампании США в Ираке и Афганистане стали таким же катализатором возникновения все новых и новых экстремистских организаций по всему миру. Борьба с религиозно-политическим экстремизмом будет длительной и тяжелой.
В Российской Федерации противодействие радикализации, экстремизму, терроризму должно носить всеобъемлющий и комплексный характер и развиваться по трем основным направлениям:
• формирование (совершенствование) механизмов защиты информационного пространства и населения от распространения идеологии терроризма и экстремизма;
• формирование (совершенствование) социально-политических, правовых, нравственных и иных основ для эффективного противодействия идеологии экстремизма и терроризма (в том числе просветительская, мобилизующая и инструктирующая составляющая);
• совершенствование системы и активизация информационного противодействия терроризму, реагирование на информационные вызовы путем консолидации усилий государства и институтов гражданского общества, включая научные учреждения, религиозные организации, творческие союзы, СМИ, бизнес сообщество.
Необходимо принятие следующих мер.
На межгосударственном уровне:
1. Объединение усилий ведущих государств мира по борьбе с религиозным терроризмом. При этом интересы этой борьбы необходимо поставить выше национальных интересов того или иного государства.
2. Пресечение деятельности обществ, партий, группировок, всевозможных фондов, которые представляют собой легальное крыло экстремистских организаций, призванное отстаивать их интересы в столицах ведущих государств мира.
3. Постепенная ликвидация зон, не контролируемых центральными властями в различных регионах мира (Афганистан, Пакистан, Таджикистан, Чечня, Грузия и т.д.).
4. Последовательное и твердое воздействие со стороны объединенного мирового сообщества (антитеррористическая коалиция, ООН, государства «большой восьмерки») на страны, которые в той или иной форме вольно или невольно потворствуют деятельности религиозно-политических экстремистских организаций. В первую очередь это Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Йемен, Кувейт, Судан, Пакистан, Афганистан и некоторые другие.
Всем россиянам необходимо осознать, что наша страна и общество находятся в состоянии войны с экстремистами и террористами, которые преследуют цель нанести нам поражение и навязать свою волю.
На стратегическом уровне необходимо признать это состояние войны и в соответствии с ним подходить к решению проблемы не время от времени, а постоянно, в комплексе решая вопросы военного, экономического, идеологического, психологического и дипломатического противостояния экстремистам. Это требует полной или частичной мобилизации возможностей государства для перестройки ведущейся борьбы с террористами. Пассивный и вялотекущий этап борьбы должен быть завершен. Необходимо, чтобы война с экстремистами и террористами стала наступательной, инициативной и упреждающей.
I. Армия
1. Необходимо создание высокопрофессиональных, хорошо обученных подразделений, специально предназначенных для ведения боевых действий в горной и лесистой местности в условиях (временно) враждебно настроенного местного населения, против врага, использующего партизанскую тактику боевых действий. Основой для них могут стать уже получившие боевой опыт части ВДВ и спецназа.
При этом целесообразно изучить опыт тех армий, которым ранее пришлось вести боевые действия в схожих условиях.
2. Необходимо оснастить эти подразделения новыми эффективными видами легкого (стрелкового) и тяжелого (военная техника) оружия, которое должно быть специально создано для ведения боевых действий против террористов. Также необходимо оснастить эти подразделения и вообще войска всеми современными видами связи, средствами защиты и необходимой амуницией.
3. В борьбе против экстремистов, террористов и сепаратистов перейти к тактике проведения упреждающих специальных операций по уничтожению банд боевиков, их лагерей в горах и труднодоступных населенных пунктах, а также их лидеров.
II. Специальные службы
1. Необходимо на определенное время остановить реформирование специальных служб. В 90-х годах ХХ в. под прикрытием разговоров о реформе на самом деле специальные службы методично разваливались. Поэтому в середине 90-х годов противостоять экстремистам и террористам было некому. Группы «Альфа» и «Вымпел» расформировали после расстрела парламента в октябре 1993 года, агентурную сеть на Северном Кавказе развалили, с помощью «реформ» спецслужбы довели до беспомощного и беззубого состояния. Поэтому в конце 1994 года вместо серии специальных операций по уничтожению основных лидеров сепаратистов и их основных вооруженных формирований последовал прямолинейный и кровавый новогодний штурм Грозного. Вместо операций по ликвидации бандформирований, захвативших Первомайск и Буденовск, мы получили печально знаменитый черномырдинский диалог с Басаевым.
Сегодня настало время, когда нужно руководствоваться лозунгом: «больше спецотрядов, чем танковых батальонов». Только подразделение специального назначения способно провести грамотную операцию по обезвреживанию банды, захватившей заложников. Примером может служить разгром банды экстремистов 14-15 октября 2005 г. в Нальчике. За несколько часов спецназ прибыл в город, уничтожил большую часть отряда боевиков (92 чел.) и еще 31 взял в плен.
2. На некоторое время необходимо установить ограничение на критику армии и спецслужб в СМИ. В период военных действий против экстремистских и террористических организаций такая критика играет только на руку бандитам. Критику и дискуссии целесообразно отложить на период после достижения решающей победы над экстремизмом и терроризмом. В свою очередь такое ограничение не должно препятствовать конструктивному, позитивному разбору итогов той или иной проведенной антитеррористической операции.
3. Необходимо исходить из того, что без сильных спецслужб не может быть эффективной борьбы, как с международным экстремизмом и терроризмом, так и с другими угрозами интересам государства, включая различные виды конфликтов (сепаратистские, религиозные, межнациональные, расовые и другие).
III. Координация действий
В деле борьбы с религиозно-политическим терроризмом в нашем государстве создан Национальный антитеррористический комитет, координирующий деятельность специальных служб, различных министерств и ведомств, научно-исследовательских институтов и центров по борьбе с терроризмом, которые в той или иной степени причастны к борьбе с угрозами государству и обществу.
IV. Экономическое направление
Борьба на данном направлении должна преследовать цель пресечения финансовых потоков и ликвидацию бизнес-структур, банков, предприятий, преступных сообществ, которые связаны с экстремистскими и террористическими организациями.
V. Идеология
Без работы на идеологическом фронте ожидать успехов в деле борьбы с экстремизмом и терроризмом невозможно. Поэтому:
1. Необходима грамотная, деликатная, но настойчивая работа со средствами массовой информации. Нужно поставить на поток создание высокопрофессиональных документальных фильмов, передач, статей, круглых столов и конференций, которые бы разоблачали человеконенавистническую сущность экстремизма и терроризма во всех их проявлениях, в первую очередь религиозно-политического. Пропагандировать различными способами бесперспективность предлагаемого экстремистами пути, их отсталость, ограниченность, убогость, преступность целей, средств и методов деятельности.