2. Нельзя предоставлять экстремистам и террористам и их лидерам доступ к СМИ. Необходимо ужесточение законодательных мер, которые должны быть направлены на запрет (или ограничение) освещения деятельности экстремистов и террористов и их лидеров. Ничего нового они сказать не смогут. Ссылка на то, что они-де, вынуждены прибегать к терактам, чтобы власть и общество их услышали, несостоятельна и порочна. Человечество выработало достаточно форм, методов и норм, чтобы тот или иной деятель или группа людей выразила свои интересы цивилизованным способом. Если же кто-то предпочитает говорить с государством и обществом языком захвата заложников, проведением террористических актов, ответ должен быть один — беспощадное уничтожение.
3. Необходим особый режим доступа СМИ к информации в случае проведения бандитами новых террористических акций. Такой режим означает введение разумных ограничений на освещение теракта:
— во-первых, для того чтобы не создавать помех для работы специальных служб (как это было, например, при освобождении узников Норд-Оста);
— во-вторых, чтобы не создавать экстремистам и террористам рекламу, чего они добиваются в первую очередь;
— в-третьих, чтобы не нагнетать истерику и не доводить людей у телевизоров до предынфарктного состояния.
В связи с этим Зураб Тодуа пишет: «Предвижу критические замечания по этому поводу и отвечу так. Можно написать, например, что в Чабанмахи и Карамахи (Дагестан) ваххабиты взяли власть в свои руки, установили шариатские порядки, при которых нет преступности и коррупции и что, в общем, они «нормальные ребята». А можно проинформировать читателей, что ваххабиты захватили власть силой, убили при этом нескольких сотрудников правоохранительных органов, запугали несогласных с ними односельчан, стали завозить оружие, создали лагеря по подготовке боевиков и готовились к походу на Махачкалу. Думаю, нельзя не согласиться с тем, что между этими двумя подходами к освещению данного события есть существенная разница»[540].
4. С помощью СМИ надо постоянно убеждать людей и на фактах доказывать, что правда на нашей стороне, наше дело правое и победа будет за нами.
5. Необходимо упорно работать с представителями традиционного ислама, требовать от них активной позиции, привлекать их в ряды борцов с религиозно-политическим экстремизмом.
Информационное противодействие должно осуществляться в следующих основных формах:
— общепрофилактическая работа на основе партнерства государства и гражданского общества, направленная на распространение нравственного позитива (идей добра, справедливости, межнационального и межконфессионального мира и согласия), а также правдивой информации об истоках, движущих силах и античеловеческой сущности экстремизма и терроризма;
— индивидуальная профилактическая работа с использованием подготовленных пропагандистов;
— организация ситуативного реагирования на информационные вызовы.
Главное в информационном противодействии — развенчать культивируемую в экстремистском информационном пространстве героику терроризма, как средства достижения «благородных» целей. Показать, что эта героика в действительности является торговлей жизнями простых людей и что дивиденды от этой торговли в финансовой форме получают (и надеются получать еще больше) определенные структуры и лица.
VI. Психология
Для эффективной борьбы с экстремизмом и террором необходимы специалисты по психологической работе против врага, с целью его деморализации, дезорганизации, разложения его структур изнутри. Целесообразно использование всех методов и средств: натравливание лидеров экстремистов друг на друга, влияние на них с помощью родственников, игра на разногласиях, амбициях, корысти и низменных чувствах. В то же время по возможности привлекать на свою сторону раскаявшихся и заблудших лидеров и рядовых боевиков.
Наряду с этим проводить работу с местным населением с целью дискредитации и подрыва авторитета бандитов, привлечения простых людей на сторону законной власти.
VII. Дипломатия
Настала пора отказаться от пассивной позиции в отношении лидеров и пособников экстремистов, а также представительств террористических организаций, которые укрываются и действуют на территории других государств. Требовать их выдачи в рамках существующих законов. Требовать закрытия СМИ и представительств террористических организаций. В особых случаях проводить операции по похищению видных экстремистских и террористических лидеров, опираясь на опыт других государств (США, Израиль, Турция и другие).
В области профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма следует выделить основные направления и приоритетные проблемы научных исследований[541].
I. Основные направления.
1. Философские и религиоведческие основы профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма.
2. Политологические и социально-экономические основы профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма.
3. Основы управления и механизмы профилактики т религиозно-политического экстремизма и терроризма.
4. Коммуникативные основания профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма.
5. Филологические основы профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма.
6. Психологические основы и социально-психологические технологии профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма.
7. Криминологические основы профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма.
8. Правовые основы профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма (национальные и международные).
9. Педагогические основы профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма.
10. Культурологические основы профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма.
11. Медико-биологические основы профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма.
12. Использование информационно-коммуникационных технологий в профилактике религиозно-политического экстремизма и терроризма.
II. Приоритетные проблемы.
1. Философские и религиоведческие основы профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма.
1.1. Определение содержания и взаимосвязей базовых понятий (насилие, религиозно-политический экстремизм, терроризм, противодействие религиозно-политическому экстремизму и терроризму, профилактика религиозно-политического экстремизма и терроризма и др.).
1.2. Профилактика религиозно-политического экстремизма и терроризма как комплексная научная проблема. Системный анализ профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма как видов социальной деятельности.
1.3. Интерпретация профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма как важнейших сегментов упреждающего системного ответа (реакции) современного общества на возникающие глобальные угрозы.
1.4. Исследование базовых основ и особенностей идеологии религиозно-политического экстремизма и терроризма.
1.5. Разработка концептуальных принципов и оснований антиэкстремистской и антитеррористической идеологии.
1.6. Исследование и обоснование механизмов формирования мотивации антиэкстремистского и антитеррористического поведения граждан Российской Федерации, особенно в регионах, где отмечается влияние экстремистских взглядов и воззрений.
1.7. Разработка концептуальных принципов и оснований формирования в общественном сознании отрицательного образа экстремиста и террориста.
1.8. Разработка концептуальных принципов и оснований формирования в общественном сознании положительного образа борца с экстремизмом и террором.
1.9. Разработка методов и приемов борьбы с идеологической поддержкой экстремизма и терроризма.
1.10. Исследование причин, факторов и условий, способствующих вовлечению российских граждан в экстремистскую и террористическую деятельность.
1.11. Сравнительный анализ опыта различных стран по профилактике религиозно-политического экстремизма и терроризма и разработка рекомендаций по использованию этого опыта в России.
1.12. Исследование информационно-пропагандистских технологий, которые используют идеологи религиозно-политического экстремизма и терроризма для распространения своих взглядов.
1.13. Исследование религиозного экстремизма в сравнительном аспекте прошлого и современности.
1.14. Исследование взаимосвязей религиозного экстремизма и фундаментализма.
1.15. Исследование религиозно-политического экстремизма и терроризма в полиэтническом обществе (на примере Северного Кавказа).
1.16. Разработка научно-методологической базы для разоблачения ложных стереотипов в общественном сознании о соотношении традиционных религий и религиозно-политического экстремизма, терроризма.
2. Политологические и социально-экономические основы профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма
2.1. Выделение международного и национально-регионального уровня проблемы профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма и их системного элемента — противодействия идеологии религиозно-политического экстремизма и терроризма и взаимосвязей этих уровней.
2.2. Исследование эволюции понятий «экстремизм», «религиозно-политический экстремизм», «терроризм», «радикализм» в истории мировой и отечественной социально-политической мысли.
2.3. Исследование соотношения и взаимосвязей религиозно-политического экстремизма и терроризма и геополитики. Религиозно-политический экстремизм и терроризм — инструменты геополитики в XX — XXI в.в.
2.4. Исследование соотношения и взаимосвязей религиозно-политического экстремизма и терроризма и недостатков государственной политики в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.