Смекни!
smekni.com

Современный политический экстремизм: понятие, истоки, причины, идеология, организация, практика, профилактика и противодействие. Рук авт колл. Дибиров А. Н. З., Сафаралиев Г. К. Махачкала. 2009. С (стр. 134 из 186)

10.4. Исследование и выявление причин экстремистских настроений, обусловленных игнорированием ментальных и культурно-бытовых традиций и особенностей отдельных групп населения.

10.5. Разработка и обоснование предложений по более эффективному влиянию культуры на развитие диалога религий.

10.6. Разработка методик формирования у молодежи антиэкстремитской и антитеррористической позиции, в том числе по вопросам равноправия национальных культур и религий.

10.7. Межъязыковая и межкультурная коммуникация как средства противодействия ксенофобии, религиозно-политическому экстремизму и терроризму.

11. Медико-биологические основы профилактики религиозно-полити­ческого экстремизма и терроризма.

11.1. Разработка и обоснование комплексных психофизиологических методик выявления групп риска (асоциальное поведение, а также склонность к экстремизму).

11. Использование информационно-коммуникационных технологий в профилактике религиозно-политического экстремизма и терроризма.

12.1. Разработка и обоснование механизмов выявления в информационном пространстве страны материалов с признаками пропаганды экстремистской и террористической идеологии.

12.2. Разработка эффективных методов противодействия информационным ресурсам экстремистской и террористической направленности в компьютерных сетях.

12.3. Разработка и внедрение новых математических моделей и информационных технологий для повышения эффективности мониторинга электронных СМИ с целью выявления контента экстремистской и террористической направленности.

12.4. Разработка и обоснование новых информационно-коммуникационных механизмов, позволяющих выявлять целевые аудитории информационных ресурсов экстремистской и террористической направленности.

Важнейшей стратегической задачей является изменение подходов Центра в отношении к проблемным регионам страны. В первую очередь это касается Северного Кавказа. Прежняя политика, когда Москва «покупала» лояльность местных лидеров и элит финансовыми влияниями, уже не годится. Это было оправданно, когда полыхал пожар в Чечне. Бесконечные дотации из Центра развращают местных лидеров и элиты, формируют иждивенческие настроения у населения.

Надо переходить к такой политике на Северном Кавказе, которая выражается формулой «тратить то, что заработали». Юг России находится в благоприятной экономической зоне; 25-30% всех земель пригодны для обработки (средний показатель остальной части России — 12%). Там развитая сеть дорог, сохранилось множество промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Местное население весьма активно и предприимчиво. Следовательно, задача состоит в том, чтобы правильно организовать управление и хозяйствование.

Здесь мы наталкиваемся, пожалуй, на одну из самых важных и болезненных проблем современной России: подбор и расстановка кадров. Нельзя признать нормальным явление, когда чиновники в Центре и на местах рассматривают свои кресла лишь как способ зарабатывания денег путем лоббирования тех или иных коммерческих интересов либо как приложение к собственному бизнесу. То, что эта проблема пока должным образом не волнует федеральные власти, — это тревожный симптом, указывающий на сохраняющуюся опасность формирования из России страны — сырьевого придатка развитого мира во главе с компрадорской верхушкой.

Такое государство будет все больше и больше увязать в сепаратистских конфликтах и не сможет по-настоящему противостоять религиозно-политическим экстремистам и террористам. Во-первых, потому что, расколов страну на части, легче выкачивать и продавать ее ресурсы, а во-вторых, потому что нельзя говорить о серьезной борьбе с терроризмом там, где легко купить чиновника любого уровня, главное — узнать его цену.

Надо сделать ставку на государственников-профессионалов, в том числе выходцев из глубинки России, которые еще не развращены золотым тельцом и для которых выражение «интересы народа и государства» не являются предметом насмешек или пустым звуком. Без государственников страна долго не протянет. Также необходима разумная ротация кадров и избавление от тех, кто доказал свою неспособность эффективно исполнять свои обязанности. Победа над экстремистами и террористами возможна только при условии психологического настроя всего общества и государства во что бы то ни стало одолеть врага.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог нашему анализу феномена политического экстремизма, сформулируем еще раз кратко основные положения, выводы и рекомендации, полученные в данном исследовании.

Основным и существенным отличием экстремизма от аналогичных негативных социальных явлений является его идеологическая обусловленность. В основе любой экстремистской деятельности любых субъектов такой деятельности (частных лиц, групп и организаций) лежит определенная идеология и идеологический конфликт с обществом.

Идеология представляет собой одну из двух основных и несводимых друг к другу противоположных форм сознания и отличается от своей противоположности (теории, науки) тем, что учит человека не тому, каков есть этот мир (и прежде всего — общество, общественный порядок), а тому, каким он должен быть (и, следовательно, — каким он быть не должен).

Религия представляет собой частную и исторически обусловленную форму идеологии. Современной же формой идеологии являются философские (светские) нормативные учения — либерализм, марксизм и т.д. Философские идеологии — это религии, не прибегающие к идее бога и заменяющие ее другими «сверхценными» идеями — свободой личности, общественным благом, благом нации, расы, этноса, пролетариата и т.д.

В любом обществе идеология есть основа всего его общественного порядка, и именно через привитие этой идеологии все новым и новым поколениям людей общество и имеет возможность сохранять свой порядок, а вместе с ним и само свое существование.

Вместе с тем, идеология, как и все в этом мире, не стоит на месте, а постоянно развивается вместе с развитием самого общества. При этом вопрос о том, что первично в этом процессе — развитие самого общества или развитие его идей — не имеет принципиального значения. Марксисты полагают, что первично развитие самого общества, а развитие идей является лишь отражением этого процесса. Противники марксизма исходят из противоположного положения. Но на практике можно исходить как из той, так и из другой точек зрения; вернее, необходимо принимать как ту, так и другую, ибо обе они достаточно обоснованы и ведут, по существу, к одному и тому же результату.

Основные идеологические направления общественной мысли возникают в результате противоречия между официальной (господствующей, общепринятой) идеологией и реальностью, понимаемой как ее (идеологии) воплощение. В ходе сопоставления идеологических идеалов и норм с реальностью человек приходит к различной оценке соответствия этой реальности нормам идеологии (как официальной, так и его собственной, выработанной в нем воспитанием или его собственными размышлениями).

В результате такого сопоставления и оценки реальности человек может прийти к следующим основным выводам (убеждениям).

Во-первых, он может найти соответствие идеалов и реальности вполне удовлетворительным, и, следовательно, прийти к выводу, что в реальности совсем ничего не нужно менять — это позиция консерватора. Во-вторых, он может прийти к выводу о несоответствии реальности его идеалам, и, следовательно, — о необходимости изменить реальность — это позиция реформиста.

По степени удовлетворенности-неудовлетворенности реальностью реформисты и консерваторы могут быть радикальными или умеренными.

Реформистская позиция при этом может выражаться в двух основных формах — ретроградной и модернистской.

В зависимости от того, в каком направлении реформисты полагают необходимым изменять общество, ими вырабатывается и соответствующая идеология — модернистская или ретроградная, радикальная или умеренная. При этом реформистские идеологии могут различаться между собой не только по содержанию (качественно), но и по той степени социальных изменений, которые они предусматривают. Эти изменения могут относиться либо только к одной из каких-либо сфер общественной жизни (напри­мер, к отношению между полами или к проблеме запрета абортов) — такие идеологии можно определить как частные, — либо же они могут затрагивать самые глубинные вопросы общественной жизни (например, существование частной собственности, устройство государственной власти) и предлагать их радикальное изменение — такие идеологии можно определить как революционные.

Однако идеологии и идеологический процесс являются только начальной основой экстремизма как целостного развивающегося явления. И лишь на достаточно поздних этапах его развития появляется возможность уверенной квалификации его именно в качестве экстремизма, а не чего-либо иного. В целом же в развитии этого негативного социального феномена можно выделить следующие пять основных этапов.

На первом, самом начальном этапе его формирования в обществе возникает определенная новая идеология, представляющая собой некоторую систему крайних взглядов на формы и способы разрешения какого-либо актуального социального противоречия (или всех основных противоречий). На этом этапе «экстремисты» — это еще просто идеологи, мыслители-одиноч­ки, развивающие соответствующие идеи. Они еще очень немногочисленны, их буквально единицы.

На втором этапе зародившаяся новая идеология начинает расширять круг своего влияния, приобретать себе новых сторонников и приверженцев, которые усваивают новые взгляды идеологов-основоположников и начинают отстаивать и пропагандировать их в кругу людей, интересующихся морально-теоретическими проблемами общества. На этом этапе «экстремисты» — это уже достаточно широкие круги (десятки и сотни людей), интенсивно обсуждающие и проповедующие новые идеи.