Смекни!
smekni.com

Современный политический экстремизм: понятие, истоки, причины, идеология, организация, практика, профилактика и противодействие. Рук авт колл. Дибиров А. Н. З., Сафаралиев Г. К. Махачкала. 2009. С (стр. 14 из 186)

В любом обществе идеология есть основа всего его общественного порядка, и именно через привитие этой идеологии все новым и новым поколениям людей общество и имеет возможность сохранять свой порядок, а вместе с ним и само свое существование.

Вместе с тем, идеология, как и все в этом мире, не стоит на месте, а постоянно развивается вместе с развитием самого общества. При этом вопрос о том, что первично в этом процессе — развитие самого общества или развитие его идей — не имеет принципиального значения. Марксисты полагают, что первично развитие самого общества, а развитие идей является лишь отражением этого процесса. Противники марксизма исходят из противоположного положения. Но на практике можно исходить как из той, так и из другой точек зрения; вернее, необходимо принимать как ту, так и другую, ибо обе они достаточно обоснованы и ведут, по существу, к одному и тому же результату.

Основные идеологические направления общественной мысли возникают в результате противоречия между официальной (господствующей, общепринятой) идеологией и реальностью, понимаемой как ее (идеологии) воплощение. В ходе сопоставления идеологических идеалов и норм с реальностью человек приходит к различной оценке соответствия этой реальности нормам идеологии (как официальной, так и его собственной, выработанной в нем воспитанием или его собственными размышлениями).

В результате такого сопоставления и оценки реальности человек может прийти к следующим основным выводам (убеждениям).

Во-первых, он может найти соответствие идеалов и реальности вполне удовлетворительным, и, следовательно, прийти к выводу, что в реальности совсем ничего не нужно менять — это позиция консерватора. Во-вторых, он может прийти к выводу о несоответствии реальности его идеалам, и, следовательно, — о необходимости изменить реальность — это позиция реформиста.

По степени удовлетворенности-неудовлетворенности реальностью реформисты и консерваторы могут быть радикальными или умеренными.

Реформистская позиция при этом может выражаться в двух основных формах — ретроградной и модернистской.

В зависимости от того, в каком направлении реформисты полагают необходимым изменять общество, ими вырабатывается и соответствующая идеология — модернистская или ретроградная, радикальная или умеренная. При этом реформистские идеологии могут различаться между собой не только по содержанию (качественно), но и по той степени социальных изменений, которые они предусматривают. Эти изменения могут относиться либо только к одной из каких-либо сфер общественной жизни (напри­мер, к отношению между полами или к проблеме запрета абортов) — такие идеологии можно определить как частные, — либо же они могут затрагивать самые глубинные вопросы общественной жизни (например, существование частной собственности, устройство государственной власти) и предлагать их радикальное изменение — такие идеологии можно определить как революционные.

Однако идеологии и идеологический процесс являются только начальной основой экстремизма как целостного развивающегося явления. И лишь на достаточно поздних этапах его развития появляется возможность уверенной квалификации его именно в качестве экстремизма, а не чего-либо иного. В целом же в развитии этого негативного социального феномена можно выделить следующие пять основных этапов.

На первом, самом начальном этапе его формирования в обществе возникает определенная новая идеология, представляющая собой некоторую систему крайних взглядов на формы и способы разрешения какого-либо актуального социального противоречия (или всех основных противоречий). На этом этапе «экстремисты» — это еще просто идеологи, мыслители-одиноч­ки, развивающие соответствующие идеи. Они еще очень немногочисленны, их буквально единицы.

На втором этапе зародившаяся новая идеология начинает расширять круг своего влияния, приобретать себе новых сторонников и приверженцев, которые усваивают новые взгляды идеологов-основоположников и начинают отстаивать и пропагандировать их в кругу людей, интересующихся морально-теоретическими проблемами общества. На этом этапе «экстремисты» — это уже достаточно широкие круги (десятки и сотни людей), интенсивно обсуждающие и проповедующие новые идеи.

На третьем этапе новые идеи начинают овладевать уже и массами (не десятками и сотнями, а уже тысячами людей), чему способствует деятельность популяризаторов и проповедников новых идей. Идеологический экстремизм получает более или менее массовый характер.

На четвертом этапе новая идеология воспринимается уже не идеологами только, а и практическими деятелями, создающими на ее основе соответствующие конкретные планы и программы переустройства общества в соответствии с новыми идеями. Под эти планы и программы они начинают вербовать уже не просто сторонников и приверженцев новых взглядов, а реальных исполнителей, готовых взять на себя дело реализации этих планов и программ. Разрабатывается стратегия и тактика достижения поставленных целей. Из идеологической и теоретической областей экстремистские взгляды переносятся уже на практическую почву. Экстремизм приобретает уже явный характер.

Наконец, на последнем, пятом этапе формирования феномена экстремизма сформировавшиеся уже практические организации, набравшие достаточное число активистов и «боевиков», переходят теперь и к конкретным экстремистским действиям. Их деятельность протекает уже в изменившейся социальной среде, в которой они находят достаточное число сочувствующих и способствующих реализации их планов и готовых осуществлять их материальную поддержку.

Таким образом, от зарождения новых идей в головах мыслителей-одиночек, через приобретение ими широкого и затем массового влияния в конкретном обществе и к формированию действующих организаций, имеющих материальную поддержку — таков основной путь развития феномена экстремизма, путь последовательного формирования его основных элементов.

Чем дальше зашло развитие конкретного экстремистского явления, тем легче его распознать, но тем труднее излечить. И наоборот, чем на более ранней стадии развития оно находится, тем легче от него излечиться, но труднее его распознать в качестве именно экстремизма.

Хотя основой любой экстремистской организации и ее деятельности, действительно, является соответствующая идеология, тем не менее, собственно экстремизм их проявляется вовсе не в идеологии самой по себе, а в тех практических средствах, которые избирают для ее воплощение в жизнь практики, вставшие под знамена данной идеологии.

Теоретически же, у любой новой идеологии есть два крайних способа превратиться в официальную (господствующую) доктрину того или иного общества — 1) мирный и 2) насильственный. Сторонники мирного пути развития новой идеологии избирают в качестве практических планов по ее осуществлению лишь методы пропаганды и проповеди, а также — легальный путь борьбы за власть в мирном состязании со всеми другими политическими партиями и общественными движениями. Сторонники же второго пути, не отказываясь и от мирных путей к цели, основной упор все же делают на насильственные методы претворения своей идеологии в жизнь (как правило, — через приход ее сторонников к власти), и создают для этого соответствующие боевые структуры. Именно эти организации и их деятельность и могут квалифицироваться уже как полностью экстремистские.

Таким образом, экстремистскими являются такие идеологизированные лица, группы и организации, которые избирают в качестве основных средств продвижения своих идей в обществе любые насильственные действия, которые пропагандируют такие средства (не идеи), агитируют за них, готовятся к ним и осуществляют сами такие насильственные действия.

Однако, как и в любом логическом делении подобного рода, между двумя указанными крайностями всегда есть место и для представителей «золотой середины» — то есть для сторонников в основном мирных (неэкс­тремистских) действий, но не исключающих в то же время (при определенных обстоятельствах) и насильственных или полунасильственных действий. Такие организации и деятельность можно отнести к полуэкстремистским. Однако, и среди экстремистских организаций обычно выделяют, в качестве крайних их типов, организации террористические.

Террористическое насилие — это насилие, применяемое экстремистами к своим противникам не непосредственно, а косвенно — через уничтожение имущества и жизней третьих лиц, как правило, не причастных к самому конфликту между террористами и их противниками. С криминологической точки зрения, главная, отличительная особенность терроризма заключается в том, что — это совершение общественно опасных, уголовно наказуемых деяний в отношении жизни, здоровья людей, прав и законных интересов различных субъектов ради принуждения третьей стороны к принятию требуемых террористами решений.

Однако такое определение, достаточное, по-видимому, для точной криминологической характеристики этого феномена, не отражает существо терроризма полностью. Террористы стремятся не просто к крайним формам и актам насилия, к жестоким и ужасающим преступлениям, но и обязательно к «громким» насильственным актам, имеющим символическое значение. Последнее означает, что целью терроризма является не просто посеять страх и ужас в сознании своих противников, но и породить настоящую атмосферу страха и ужаса, то есть привести в это состояние все общественное сознание в целом. Объектом воздействия террористов является сознание всего общества или максимально широких слоев населения. В силу этого, любой терроризм, а не только собственно политический, имеет и политическое содержание.