[60] См., напр.: Анурин В.Ф. Динамическая социология. М., 2003.
[61] Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учеб. пособие для вузов. — 5-е изд., испр. М.: Университет, 2001. С. 54.
[62] См. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. Л., 1940.
[63] Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учеб. пособие для вузов. — 5-е изд., испр. М.: Университет, 2001. С. 52.
[64] Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учеб. пособие для вузов. — 5-е изд., испр. М.: Университет, 2001. С. 82-83.
[65] Гоббс Т. Левиафан ... // Сочинения. В 2-х тт. М., 1991. Т. 2. С. 43.
[66] Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986. С. 119-120.
[67] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1. С. 418.
[68] Строго говоря, злая, эгоистическая воля тоже может быть оформлена человеческим разумом в продуманное учение и, следовательно, тоже может стать религией, однако, подобные учения не принято называть этим словом, хотя формально они тоже — религия, а не наука. Например, экономическое учение А. Смита, во многом, является именно такой религией — религией эгоизма.
[69] Гринин Л.Е. Философия, социология и теория истории. Волгоград, 2000. С. 271.
[70] Тертуллиан. О плоти Христа // Тертуллиан. Апология. М., 2004. С. 322.
[71] Тертуллиан. Об отводе дела против еретиков // Тертуллиан. Апология. М., 2004. С. 361.
[72] Кропоткин П.А. Нравственные начала анархизма // Кропоткин П.А. Анархия. М., 2002. С. 504.
[73] Кропоткин П.А. Справедливость и нравственность // Кропоткин П.А. Анархия. М., 2002. С. 470-471.
[74] «Я полагаю, — пишет основоположник социобиологии Эдвард Осборн Уилсон, — что глубоко лежащая эмоция альтруизма, которая мощно выражает себя потенциально во всех человеческих обществах, есть следствие генетического вклада» (Wilson A. Sociobiology: a New Approach to Understanding the Basis of Human Nature // New Scientist. 1976. Vol. 70, № 1000, P. 343).
[75] Цит. по: Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986. С. 255.
[76] Цит. по: Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986. С. 255.
[77] Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
[78] См. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. М., 1977. Т. 1. С. 65., Т. 3. С. 382-408.
[79] См.: Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. М., 1968.
[80] Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936.
[81] Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. Минск-Смоленск. 1994. Т. 1. С. 12
[82] Известный американский антрополог Э. Сервис саркастически писал в этой связи: «Как приятно сознавать, что боги нашей общности — величайшие в мире, что их представители на земле священны и что тем самым мы избранный народ! И сколь очевидно удобны такие представления для правящей группы!» (Цит. по: Васильев Л.С. История Востока: В 2-х т. Т. 1. М., 1994. С. 73).
[83] Там же. С. 136.
[84] Там же. С. 137.
[85] Санников С.В. Общая история христианства // http://www.odessasem.com/. Материал взят с сайта Одесской Богословской семинарии.
[86] См. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992.
[87] Соловьев Э.Ю. Основные паттерны новоевропейской цивилизации: «трудоголик», «профессионал», «предприниматель», «правозащитник» // http://ethicscenter ru/biblio/ solov_1.html.
[88] Гегель Г. В.Ф. Философия истории. Соч., Т.8. М.-Л., 1935. С. 76.
[89] Через много веков уже в западной цивилизации философское обоснование такого взгляда на жизнь дал уже в середине XIX века А. Шопенгауэр (см. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. О четверояком корне ... Мир как воля и представление. В 2-х тт. М., 1993.)
[90] Типитака // Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т. 1, ч. 1. С.118.
[91] Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С. 171.
[92] Египетские, шумерские, греческие, римские и т.д. жрецы не были священниками — они были, скорее, колдунами, то есть специалистами по связи с богами и духами, которые ни в коей мере не были ни источником нравственности этих народов, ни ее образцами. Индийские брахманы и буддистские монахи в большей степени приближаются к статусу священников, но они жили в другом мире.
[93] Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990. С. 72-73.
[94] См. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991. С. 11.
[95] Плутарх. О судьбе и доблести Александра // Плутарх. Сочинения. М., 1983. С. 416.
[96] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т. VIII. М.-Л. 1935. С. 309.
[97] Гусейнов А.А. Мораль и разум. Доклад на симпозиуме «Научные и вненаучные формы мышления» (Москва, 4-9 апреля 1995 г.) // http://www.philosophy.ru/iphras/ library/ruspaper/
[98] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т. VIII. М.-Л. 1935. С. 357-358.
[99] Соловьев Э.А. Реформация и становление новоевропейской цивилизации // Библиотека Якова Кротова: http://www.krotov.info/history/16/soloviov.html
[100] «Сферу философии, — говорит И. Кант, — ... можно подвести под следующие вопросы:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я смею надеяться?
4. Что такое человек?
На первый вопрос отвечает метафизика, на второй — мораль, на третий — религия и на четвертый — антропология. Но в сущности, — подытоживает И. Кант, — все это можно было бы свести к антропологии, ибо три первых вопроса относятся к последнему» (Кант И. Логика. Пособие к лекциям 1800 // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 332).
[101] Социальная концепция РПЦ. Гл. 4: «Христианская этика и светское право». Цит. по: Религиоведение. Учебное пособие. 4-е издание, испр. и доп. / Научный редактор А.В. Солдатов. СПб. 2003. С. 761.
[102] Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 184.
[103] Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 208-209.
[104] В современной «Социальной концепции Русской православной церкви» высказано следующее отношение к собственности: «Люди получают все земные блага от Бога, Который ими владеет, и церковь призывает воспринимать собственность как дар Божий, данный для использования во благо себе и ближним. Церковь не отдает предпочтения ни одной из форм собственности, признает право человека на собственность и осуждает посягательство на нее (Социальная концепция РПЦ. Гл. 7: «Собственность». Цит. по: Религиоведение. Учебное пособие. 4-е издание, испр. и доп. / Научный редактор А.В. Солдатов. СПб. 2003. С. 765).
[105] В «Социальной концепции Русской православной церкви» сказано: «Труд не богоугоден, если он направлен на служение эгоистическим интересам, а также на удовлетворение греховных потребностей духа и плоти. Церковь благословляет всякий труд, направленный на благо людей» (Социальная концепция РПЦ. Гл. 6: «Труд и его плоды». Цит. по: Религиоведение. Учебное пособие. 4-е издание, испр. и доп. / Научный редактор А.В. Солдатов. СПб. 2003. С. 765).
[106] Особенно резко осуждалось при этом взимание процентов, ростовщичество. Вот что писал о ростовщиках М. Лютер: «... на земле нет для человека врага большего (после дьявола), чем скряга и ростовщик, так как он хочет быть богом над всеми людьми. Турки, воители, тираны — все это люди также злые, но они все-таки должны давать людям жить и должны признаться, что они злые люди и враги, и могут, даже должны, иногда смилостивиться над некоторыми. Ростовщик же или скряга хочет, чтобы весь мир для него голодал и томился жаждой, погибал в нищете и печали, чтобы только у него одного было все и чтобы каждый получал от него, как от бога, и сделался бы навеки его крепостным ... Он носит мантию, золотые цепи, кольца, моет рожу, напускает на себя вид человека верного, набожного, хвалится ... Ростовщик — это громадное и ужасное чудовище, это зверь, все опустошающий ... И если колесуют и обезглавливают разбойников и убийц, то во сколько раз больше должно колесовать и четвертовать ... изгонять, проклинать, обезглавливать всех ростовщиков» (Цит. по: Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. М., 1969. Т. I. С. 43).
[107] Кальвин указывал: «Бог решением своим и для прославления величия своего предопределил одних людей к вечной жизни, других присудил к вечной смерти». «Тех людей, которые предопределены к жизни, Бог еще до основания мира избрал для спасения во Христе и вечного блаженства (...) из чистой свободной милости и любви, а не потому, что это имеет причину или предпосылку в вере, добрых делах и любви ...». «И угодно было Богу по неисповедимому решению и воле его (...) для возвышения власти своей над творениями своими, лишить остальных людей милости своей и предопределить их к бесчестию и гневу за грехи их, во славу своей высокой справедливости» (Цит. по: Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. М., 1990. С. 140).
[108] Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. М., 1990. С. 142-143.
[109] Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. М., 1990. С. 142-143.
[110] Все данные приведены по: Лунеев В.В. Преступность // Криминология / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2004. С. 80, 93.
[111] Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., 1997. С. 137.
[112] Лунеев В.В. Преступность // Криминология / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2004. С. 93.
[113] США, в частности, предоставляют в ООН сведения не по всей регистрируемой в этой стране преступности, а только по 12 так называемым индексным видам преступлений.