Смекни!
smekni.com

Современный политический экстремизм: понятие, истоки, причины, идеология, организация, практика, профилактика и противодействие. Рук авт колл. Дибиров А. Н. З., Сафаралиев Г. К. Махачкала. 2009. С (стр. 182 из 186)

[343] Сталин И.В. Необходимое замечание (О Рафаиле). Сочинения. М., 1953. Т. 5. С. 375.

[344] Об этом откровенно говорил и писал сам же Сталин. «Желание целых цехов и даже заводов вступить в партию, — объяснял он, — есть признак величайшего революционного подъема миллионных масс рабочего класса, признак правильности политики партии, признак громогласного одобрения этой политики широкими массами рабочего класса. Однако из этого вовсе не следует, что мы должны принять в партию всех желающих вступить в нее. В цехах и на заводах имеются всякие люди, вплоть до вредителей. Поэтому партия должна сохранить в силе испытанный метод индивидуального подхода к каждому, желающему вступить в партию, и индивидуального приема в партию. Нам нужно не только количество, но и качество» (Сталин И.В. Ответ товарищам свердловцам. Сочинения. М., 1953. Т. 12. С. 189).

[345] Коммунистическая партия Советского Союза // Большая Советская Энциклопедия.

[346] Браун А. Как Москва покончила с коммунизмом // The Guardian, Великобритания. 26 мая 2009 // Русский перевод на ИНОСМИ.РУ: http://www.inosmi.ru/translation/ 249416. html.

[347] См. Переосмысливая современность: Материалы международной конференции (II) // Полис. 2003. № 3.

[348] Мирский Г.И. Возврат в Средневековье? // Россия в глобальной политике. 2006. № 5.

[349] Грицанов А.А. Национализм // Новый философский словарь. Минск. 1998. С. 478-479.

[350] См. Исследовательские проекты Л. Дробижевой.

[351] Материалы международной научно-практической конференции ВНИИ МВД России. 27 апреля 2004. М., 2004. С. 8.

[352] См. Терроризм в современном мире. Опыт междисциплинарного анализа (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 2005. № 6.

[353] См. Хейл Г. Президентский режим, революция, демократия // Pro et Contra. 2008. № 1.

[354] См. Сочнев Д.В. Этнорелигиозные корни современного терроризма // Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х т. / Под ред. А.-Н.З. Дибирова, М.Я. Яхьяева, А.М. Муртазалиева, К.М. Ханбабаева. — Махачкала: Издательство «Лотос», 2008. Т. 1. С. 118.

[355] Туронок С.Г. Информационно-коммуникационная революция и новый спектр военно-политических конфликтов // Полис. 2003. №1. С.33.

[356] Соболев В. Противодействовать идеологии терроризма // ИТАР-ТАСС. 24.06.2009.

[357] Там же.

[358] Термин введен М.А. Шишкиной. См.: Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб., 1999.

[359] См. Послесловие к книге: Абдуллахи Ахмед ан-Наим. На пути к исламской реформации. М., 1999.

[360] «Доля мусульман сре­ди всех ученых мира сегодня составляет всего один процент (в одном Изра­иле живет больше ученых, чем во всех мусульманских странах вместе взятых). В Арабских странах ежегодно переводятся лишь около 300 иностранных книг — в пять раз меньше, чем в Греции. Капиталовложения в научные исследования здесь составляют одну седьмую от среднемирового уровня. В 56-ти странах-членах Организации «Исламская конференция» проживает пятая часть населения зем­ли, но они совместно производят меньший валовой национальный продукт, чем одна Франция» (Кулиев В.Д. Проявление политического и этнического экстремизма в исламе: корни существования и условия развития // Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х т. / Под ред. А.-Н.З. Дибирова, М.Я. Яхьяева, А.М. Муртазалиева, К.М. Ханбабаева. — Махачкала: Издательство «Лотос», 2008. Т. 1. С. 215).

[361] См. Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев К.М. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. М., 2007.

[362] Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев К.М. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. М., 2007. С. 66-67.

[363] Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев К.М. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. М., 2007. С. 66-67.

[364] См. Кудряшова И.В. Исламский фундаментализм как тип политического сознания. Автореферат ... канд. полит. наук. М., 1999.

[365] Цит. по: Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев К.М. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. М., 2007. С. 67.

[366] «Джихад, — поясняет В.Д. Кулиев, — всегда считался религиозным долгом мусульманина и одной из главных обязанностей мусульманской общины, хотя улемы никогда не включали его в число столпов Ислама. Это слово чаще всего переводят неточно — как «священная война», но буквально оно означает лишь высшее, максимальное усилие; главное понимание джихада состоит в том, что верующий борется против зла и искуше­ний в самом себе, путем самодисциплины стремится следовать воле Бога, идти по указанному им прямому пути, быть добродетельным, совершенным мусульмани­ном. Это «большой джихад», а «малый джихад» это борьба за распространение и защиту Ислама. Но исламисты делают упор фактически именно на «малый джихад», и им есть на что сослаться, хотя бы на такие стихи Корана: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами ... И убивайте их, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас ... Я брошу в сердца тех, которые не веровали, страх; бейте же их по шеям ... избивайте многобожников, где их най­дете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скры­том месте!» [Коран / Пер. И. Ю. Крачковского) 2:190, 191, 8:12, 13, 9: 5.] Конечно, нельзя забывать об историческом контексте: речь здесь идет не о христианах, а о язычниках, к тому же наряду с призывом убивать есть и огра­ничение: «не преступайте пределов дозволенного». Но при желании можно интер­претировать эти суры Корана как призыв убивать вообще всех неверных, т. е. не­мусульман. Именно это и делают воинствующие исламисты, а ваххабиты идут еще дальше и считают врагами даже мусульман, уклоняющихся от выполнения этого «священного долга» (Кулиев В.Д. Проявление политического и этнического экстремизма в исламе: корни существования и условия развития // Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х т. / Под ред. А.-Н.З. Дибирова, М.Я. Яхьяева, А.М. Муртазалиева, К.М. Ханбабаева. — Махачкала: Издательство «Лотос», 2008. Т. 1. С. 217).

[367] Никколо Макиавелли. Государь. М., 1990. С. 54-55.

[368] См. Панфилова В., Тодуа З. «Халифат идет!». Исламисты наступают на Центральную Азию // НГ-религия. 2005. 19 октября.

[369] Цит. по: Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев К.М. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. М., 2007. С. 181-182.

[370] Юсупова Г.И. Роль идеологического фактора в противодействии религиозно-политическому и этническому экстремизму // Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х т. / Под ред. А.-Н.З. Дибирова, М.Я. Яхьяева, А.М. Муртазалиева, К.М. Ханбабаева. — Махачкала: Издательство «Лотос», 2008. Т. 1. С. 444.

[371] Сочнев Д.В. Этнорелигиозные корни современного терроризма // Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х т. / Под ред. А.-Н.З. Дибирова, М.Я. Яхьяева, А.М. Муртазалиева, К.М. Ханбабаева. — Махачкала: Издательство «Лотос», 2008. Т. 1. С. 130.

[372] Батиев Л.В. Системный анализ предпосылок экстремизма На Северном Кавказе // Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х т. / Под ред. А.-Н.З. Дибирова, М.Я. Яхьяева, А.М. Муртазалиева, К.М. Ханбабаева. — Махачкала: Издательство «Лотос», 2008. Т. 1. С. 351.

[373] Сочнев Д.В. Этнорелигиозные корни современного терроризма // Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х т. / Под ред. А.-Н.З. Дибирова, М.Я. Яхьяева, А.М. Муртазалиева, К.М. Ханбабаева. — Махачкала: Издательство «Лотос», 2008. Т. 1. С. 118.

[374] Одним из первых в 1990 году возник «Объединенный конгресс чеченского народа», затем — «Всетатарский общественный центр», в 1992-1993 гг. В Дагестане также появляются национальные движения: кумыкское «Тенглик», аварское «Фронт им. Шамиля», лезгинское «Садвал», даргинское «Цадеш». Эти организации поначалу были весьма влиятельными, могли оспаривать власть в своих районах, но постепенно влияние их начало ослабевать, и в середине 1990-х годов многие из них самораспустились. Ослабление их влияния было в основном связано с разочарованием рядовых людей результатами деятельности лидеров этих национальных движений, а также определенными действиями властных структур (Авшалумова Л.Х. Национальный экстремизм и его проявления // Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х т. / Под ред. А.-Н.З. Дибирова, М.Я. Яхьяева, А.М. Муртазалиева, К.М. Ханбабаева. — Махачкала: Издательство «Лотос», 2008. Т. 1. С. 99).

[375] Юсупова Г.И. Роль идеологического фактора в противодействии религиозно-политическому и этническому экстремизму // Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х т. / Под ред. А.-Н.З. Дибирова, М.Я. Яхьяева, А.М. Муртазалиева, К.М. Ханбабаева. — Махачкала: Издательство «Лотос», 2008. Т. 1. С. 444.