Смекни!
smekni.com

Современный политический экстремизм: понятие, истоки, причины, идеология, организация, практика, профилактика и противодействие. Рук авт колл. Дибиров А. Н. З., Сафаралиев Г. К. Махачкала. 2009. С (стр. 84 из 186)

Эту же линию на создание бюрократического государственного аппарата продолжал и его сын — Иван Грозный[332]. Однако классическую форму бюрократического (абсолютистского) государства создает в России только Петр I[333]. А пик ее развития приходится на царствование Николая I (1796-1855). После чего начинается (в условиях реформ Александра II) процесс демократизации государственного управления (процесс создания местного, выборного земского самоуправления и независимых судов присяжных). Предреволюционного пика демократизация государственного управления достигает при Николае II (1868-1918), который был вынужден допустить рядом со своей администрацией Государственную Думу. В этот же период достигает пика и процесс либерализации российской государственной идеологии и внутренней политики. Царь был вынужден даровать народу относительную свободу прессы и свободу деятельности политических партий.

Однако слишком медленный, по мнению тогдашнего российского общества, процесс реформирования государственного управления, сопровождаемый попытками царя повернуть этот процесс вспять, приводит в конце концов к революционному взрыву, стремящемуся завершить социально-политические преобразования «одним махом». В 1917-1921 гг. Россия погружается в пучину хаоса и гражданской войны.

Идеологическое размежевание российского общества, проявившее себя в начале ХХ века в ходе революции и гражданской войны, впервые формируется в относительно либеральных условиях, возникших после реформ Александра II и позволивших образованному русскому обществу впервые открыто формулировать и выяснять свои идеологические установки. В этих условиях выяснилось, что общественное мнение страны было расколото на два основных лагеря — консервативный и модернистский.

Консерваторы второй половины XIX в. оставались в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие объявлялось ими важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом (а не с высшими сословиями). Консерваторы настаивали также на своеобразии исторического пути России, не требовавшем, по их мнению, повторять тот путь развития, который демонстрировала после Великой французской революции Европа. Поэтому они выступали против проведения либеральных реформ 1860-1870-х годов, а в последующие десятилетия добивались пересмотра их результатов. В экономической сфере они выступали за неприкосновенность частной собственности, сохранение помещичьего землевладения и крестьянской общины. В социальной области они настаивали на укреплении позиций дворянства — основы государства и сохранении сословного деления общества. Основной мишенью для их критики стала теория и практика «нигилистов», отрицавших традиционные моральные принципы[334]. Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков, издававший газету «Московские ведомости» и др.

Модернистское же идеологическое направление делилось на два основных течения — либеральное и народническое.

Социальную основу либерального направления со­ставляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интелли­генции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.). Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исто­рического развития России. Во внутриполитической области либералы настаивали на введе­нии конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного ор­гана (Земского собора), расширение прав и функций местных орга­нов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия. Либералы выступали за сохранение силь­ной исполнительной власти, но призывали провести мероприятия, способствующие ста­новлению в России правового государства и гражданского общества. В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности, понижение выкупных платежей. Они требовали также ликвидировать сословные привилегии и признать неприкосновен­ность личности и ее право на свободное духовное развитие. При этом либералы стояли за эволюционный путь развития, считая рефор­мы главным методом социально-политической модернизации России. Поэтому их общественная деятельность состояла в основном в подаче на имя царя «адре­сов» — ходатайств с предложением программы преобразований. Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (В.А. Гольцев, П.А. Долгоруков, К.Д. Кавелин, Ф.И. Родичев, Б.Н. Чичерин, Д.И. Шахов­ской и др.). Их организационной основой были земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы») и на­учные общества[335].

Наиболее же энергичным и динамичным оказалось в России конца XIX века идеологическое течение народничества. Представители этого течения, в отличие от консервато­ров и либералов, стремились к революционным методам преоб­разования России и коренному переустройству общества. Поэтому в самой России могли существовать только тайные их органи­зации. Теоретики этого направления, как правило, были вынуждены эмигри­ровать и действовать за границей. При этом в народническом направлении вначале господ­ствующее положение занимало течение, выступавшее за признание особого, некапиталистического пути развития России и существование в ней «общинного социализма». Вождями этого движения были А.И. Герцен, издававший в Лондоне журнал «Колокол», и Н.Г. Чернышевский, сотрудничавший в журнале «Современ­ник». издававший в России Н.А. Некрасовым. В 1862 г. Н.Г. Чернышевский был арестован, при­говорен к каторге и сослан в Сибирь.

На основе программных работ этих двух выдающихся идеологов народничества в России сформировалось и окрепло течение революционного народничества, в котором, в свою очередь, выделилось три основных направления — анархистское (М.А. Бакунин), делавшее ставку на стихийный мужицкий бунт; агитационное (П.Л. Лавров), считавшее необходимым предварительную идеологическую подготовку народа к восстанию с помощью «критически мыслящих личностей», и заговорщическое (П.Н. Ткачев), призывавшее к созданию революционных «штабов» будущей революции. Однако все эти направления обращали свое внимание в основном на русских крестьян — носителей, по их мнению, идеологии «стихийного общинного социализма».

Неудачи народников, действовавших террористическими методами, в попытках поднять крестьянские массы на восстание против самодержавного строя, привели, с одной стороны, к выделению из них либерального народничества, заявившего о неприятии насильственных методов борьбы и призывавшего к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они из­брали культурно-просветительскую работу среди населения (теория «малых дел»). С этой целью они использовали печатные органы (журнал «Русское богатство»), земства и различные общественные организации. Идеологами либеральных народников были Н.К. Ми­хайловский, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов и др.

Но, с другой стороны, часть народников, разочаровавшись в революционном потенциале крестьянства, обратилась к другому низшему классу российского общества — пролетариату, увидев именно в нем основную движущую силу грядущих революционных преобразований. Идеологией этого течения общественной мысли стал марксизм. Лидерами этого течения в России стали Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч и др. В 1883 г. в Женеве была образована группа «Освобождение тру­да». Ее программа включала в себя: полный разрыв с народничеством и народниче­ской идеологией; пропаганда марксизма; борьба с самодержавием; создание рабочей партии. Важнейшим условием социального про­гресса в России они считали буржуазно-демократическую револю­цию, движущей силой которой будут городская буржуазия и проле­тариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу об­щества, как политический антипод пролетариату.

Это направление политической мысли присвоило себе название социал-демократов. С появлением на политической арене В.И. Ульянова (Лени­на) и Ю.О. Цедербаума (Л. Мартова), социал-демократы раскалываются на большевиков (В.И. Ленин), требовавших жесткой организации движения и применения самых решительных методов борьбы с самодержавием, и меньшевиков (Л. Мартов), допускавших больше либерализма в организации партии и призывавших «не торопить события».

Все эти идеологические направления и течения отражали основные особенности социальной структуры предреволюционной российской империи, которая характеризовалась следующими параметрами.

Главное привилегированное сословие России со­ставляли дворяне (1,4% населения). Они занимали ключевые посты в центральных и местных органах власти, владели большим земельным фондом и играли заметную роль в сельском хозяйстве.

Духовенство (0,5%) было вторым привилегированным сосло­вием. Оно не платило податей, не несло воинскую повинность, но располагало значительным имуществом: 2 млн. десятин земли, дома, больницы, приюты, типографии и т.д. Духовенство идейно обслуживало самодержавие и следило за моральным со­стоянием общества.

Свои привилегии имело и казачество (2,5%) — военнослуживое сословие. В казачьих округах было развито местное са­моуправление. В свободное от несения службы время казаки обраба­тывали землю (по 30 десятин на 1 душу мужского пола). Они поль­зовались бесплатным медицинским обслуживанием и обучением.