Смекни!
smekni.com

Общественные объединения: понятие, виды, правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений (стр. 6 из 7)

На территории Российской Федерации не могут учреждаться орга­ны исполнительной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией гражданами права на свободу вероисповеданий.

Вместе с тем Закон о свободе вероисповедания как акт государст­венной власти определяет сущность и некоторые виды религиозных объединений, а также определяет реквизиты устава (положения) религиозного объединения.

Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений и в то же время контролирует соблюдение ими относяще­гося к ним законодательства.

Регистрация уставов (положений) входит в исключительную ком­петенцию Министерства юстиции Российской Федерации, органов уп­равления в области юстиции субъектов Российской Федерации по правилам, установленным законом.

Принципиальным в статусе религиозных объединений является то, что они образуются и действуют на основании своих уставов (положении); не могут вмешиваться в дела государства; участвовать в выбо­рах органов государственной власти и в деятельности политических партий. Однако могут участвовать в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятель­ность общественных объединений. Ввиду всеобщности требований принципа законности, они относятся также к религиозным объединениям.

Служители культа и члены религиозных объединений признаются субъектами определенных нарушений законодательства о религиозных культах.

Деятельность религиозных объединений может быть прекращена по решению общего собрания учредителей, съезда (конференции), его образовавших; решением суда, если деятельность религиозного объединения противоречит его уставу (положению) и действующему законодательству. Нарушение законодательства отдельными членами религиозных объединений не влечет ответственности всего объединения в целом.

При Президенте Российской Федерации создан Совет по взаимо­действию с религиозными объединениями. Он является консуль­тативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента, касающихся его взаимодействия с религиозными объединениями и повышения духов­ной культуры общества.[10]


3. Законодательство об отношении личного состава внутренних войск и органов внутренних дел к общественным объединениям

Статья 22 Международного пакта о гражданских и политических правах[11] предусматривает, что каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов (ч.1). Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции (ч.2 ).

Часть 2 статьи 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод[12] распространяет это ограничение и на лиц, входящих в состав государственного управления.

Ограничение пользования правом на объединение предусмотрено законом в некоторых случаях и для российских граждан.

Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации»[13], исходя из принципа деидеологизации государственной службы, запрещает образование в государственных органах структур политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профсоюзов (п. 12 ч. 1 ст. 11). Аналогичный запрет применительно к структурам политических партий и движений распространяется и на предприятия, учреждения, организации, что вытекает из Указа Президента РСФСР от 20 июля 1991 г. «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР»[14].

Военнослужащие, работники милиции и других правоохрани­тельных opганов имеют первичные статусы личности и граж­данина, основы которых закреплены в Конституции с указанием на то, что права и свободы личности и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, притом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу­дарства (№. 5).

Как установлено ст. 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции от 21 июня 1995 г.), судьи не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям[15]. Запрет прокурорским работникам быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности предусмотрен в ст. 4 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. «О Прокуратуре Российской Федерации»[16].

Для служащих вооруженных формировании (вооруженные силы, внутренние войска, милиция, налоговая полиция и другие формирования) Закон определил единую общую основу для решения данной проблемы, а именно:

в законе проводится четкое отграничение общественных объ­единении, занимающихся политической деятельностью (поли­тические партии, массовые политические движения и др.) от всех иных общественных объединений. На этой основе и стро­ится oтношение военнослужащих (и членов других вооруженных законных формирований) к этим двум видам общественных формировании.

Принцип, основа решения здесь таков: личный состав воору­женных формирований – вне политики.

Статья 20 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г.)[17] в части 7 устанавливает:

«В милиции не допускается создание и деятельность политических партий и их организаций. Сотрудники милиции не могут быть ограничены в своей служебной деятельности решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели».

Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации

(утв. постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-I) (с изменениями от 24 декабря 1993 г.)[18] в статьях 55 и 56 регламентирует право сотрудников органов внутренних дел на объединение в профессиональные союзы (ассоциации).

Сотрудники органов внутренних дел в целях защиты своих профессиональных, социально-экономических и иных прав и интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы (ассоциации).

Сотрудники органов внутренних дел могут быть членами профессиональных союзов (ассоциаций), объединяющих сотрудников органов внутренних дел.

Профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Российской Федерации, их уставами, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел не вправе вмешиваться в деятельность органов внутренних дел по выполнению возложенных на них задач и обязанностей. Им запрещается проводить забастовки сотрудников органов внутренних дел.

Предложения профессиональных союзов (ассоциаций) по вопросам назначения на должность либо восстановления в должности, перемещения по службе либо отстранения от занимаемой должности, присвоения специального звания, лишения специального звания либо снижения в специальном звании, увольнения из органов внутренних дел, применения мер поощрения и взыскания, а также по вопросам служебной деятельности органов внутренних дел носят рекомендательный характер.

Согласно ч. 2 ст. 25 федерального закона от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»[19] статус военнослужащих внутренних войск определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Военнослужащие внутренних войск пользуются правами и свободами человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Права и свободы военнослужащих внутренних войск могут быть ограничены федеральным законом в случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»[20]

в статье 8 устанавливает, что, во-первых военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица (п. 1); во-вторых, создание религиозных объединений в воинской части не допускается; религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира (п. 5).

Статья 9 (пункт 2) этого Закона предусматривает, что военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.

Создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих регулируются федеральным законом.

Таким образом законодательство проводит в жизнь принцип: вооруженные формирования – вне политики, распростра­няя его далее на всю правоохранительную систему.