Смекни!
smekni.com

по курсу культурологии (стр. 2 из 3)

ФИЛОСОФИЯ, ЛИТЕРАТУРА, ЛИНГВИСТИКА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известной школой древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного “освобождения” и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы вайнишика. Школа санкхья отразила многие достижения в науке. Одним из крупнейших древнеиндийских философов был Нагартжуна, выступивший с концепцией “все общей относительности” или “всеобщей пустоты”, а также заложивший основы школы логики в Индии. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая школа веданта, но немалую роль играли рационалистические концепции.

Древнеиндийское искусство теснейшим образом было связанно с религией и философией. Кроме того, оно было всегда обращено к низшей касте - крестьянам, с целью донести до них законы кармы, требования дхармы и т.д. В поэзии, прозе, драме, музыке индийский художник отождествлял себя с природой во всех ее настроениях, откликался на связь человека и вселенной.

И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал религиозный предрассудок, направленный против изваяний богов. Веды были против изображения божества, и образ Будды появился в скульптуре и живописи лишь в поздний период развития буддизма.

Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов: ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста. Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы Древней Индии - “Махабхарата” и “Рамаяна”. В них запечатлены все стороны жизни древних индийцев. Эпос вобрал в себя материал, который, складываясь в устно- поэтической традиции, приобретал дидактический характер, включал в себя религиозно- философские произведения и идеи. В последующие эпохи многие видные художники Индии, в числе которых был и знаменитый Калидас, черпали свое вдохновение из этих сокровищ мудрости

своего народа.

Эпоха Гуптов была временем развития древнеиндийского театра. Появились даже специальные трактаты по драматургии. Определялись задачи театра, техника игры актеров. Индийская театральная традиция предшествовала греческой.

В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел сборник рассказов и притч “Панчатантра”, основанный на фольклоре. Он был переведен на многие языки, достаточно рано с ним познакомились и в России.

Из литературы, относимой к буддийской традиции, ярко выделяется творчество поэта и драматурга Пшвагхоша (1-2 век н.э.). Написанная им поэма “Буддхачарита” была первым искусственным эпосом, появившимся в индийской литературе.

Высокого уровня достигла в Древней Индии теория литературного творчества, в том числе и поэзия. Подробно разрабатывались правила стихосложения, трактаты по теории метрики и поэтики. Появляется несколько школ “поэтической науки”, ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке.

Концепция божественного характера речи повлияла на развитие науки о языке. Считалось, что речь лежит в основе науки и искусств. В грамматике Панини “Восьмикнижие” анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученые находят сходство между теорией древних индийцев и современной лингвистикой.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ

КОНФУЦИАНСТВО

Известный философ того времени Конфуций (551-479 гг. до н.э.) - основатель конфуцианства. Характерной чертой учения Конфуция является антропоцентризм. Его почти не интересуют проблемы космогонии, он уделяет мало внимания духам и потустороннему миру, хотя и считает небо не только частью природы, но и высшей духовной силой в мире, а жертвоприношения предкам - важнейшим выражением почтения к ним. Однако в центре его внимания - проблемы человека, его умственного и нравственного облика. Конфуций первым разработал концепцию идеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры, - который прежде всего должен обладать жэнь - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь - справедливость, верность, искренность и т.д. Особое место заняла концепция СЯО - сыновней почтительности, уважения к родителям и старшим вообще. Конфуций считал СЯО основой ЖЭНЬ и других добродетелей и самым эффективным методом управления страной (ибо страна - это большая семья). Наконец, Конфуций придавал большое значение ЮЕ - музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ЛИ этикету, т.э. правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения Конфуция о четком иерархическом разделении обязанностей в обществе была концепция ЧЖЕН МИН - выпрямления (исправления) имен, т.е. приведения вещей в соответствие с их названием.

ДАОСИЗМ

Основателем даосизма был Лао Цзы, собственное его имя Ли Эр (Ли Боян, Лао Дань). По преданию родился в 604 г. до н.э., однако историчность его личности вызывает сомнения. К основным идеям даосизма от носятся следующие: Дао - это невидимый вездесущий закон природы. Дао бездействует, тем самым, порождая все, оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. В соответствии с Дао взаимодействуют два противоположных начала - инь и ян, достигая своего предела, они переходят друг в друга.

Исходя из учения о Дао, даосизм предложил оригинальную концепцию наилучшего государственного управления - недеяния: если правитель пребывает в бездействии, то в силу Дао дела сами наладятся. И, так же как и другие философские учения, даосизм осуждает войну.

МОИЗМ

Моизм - этико-политическое учение, основатель которого Мо цзы (Мо Ди) (около 486-376 гг. до н.э.). Для учения Мо цзы характерен призыв ко всеобщей любви, требование решать все конфликты мирными средствами и

т.п.

Моисты были людьми необыкновенными, поражавшими современников полным забвением личного, готовностью жертвовать всем ради общего блага и справедливости. Моист с радостью отдавал свою жизнь за главу школы и мог лишить жизни единственного сына за зло, содеянное постороннему.

ЗАПАДНЫЕ ТИПЫ КУЛЬТУР

Основные школы и течения в западной философии культуры Х1Х – ХХ вв. В Х1Х – ХХ веках философия культуры стала одним из основных направлений философских исследований. Поэтому в данной области философских знаний сформировались многочисленные научные школы, которые разрабатывали общий круг проблем, но выработали оригинальные подходы к их решению.

Основы современной западной философии культуры были заложены еще в Древней Греции, в 6 – 7 веках до н.э., но наибольшего осмысления она достигла во второй половине Х1Х века неокантианством (“новым” кантианством, представленным последователями немецкого философа И. Канта) и “философией жизни”.

Неокантианцы, в их числе Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер, В, Виндельбанд, Г. Риккерт, изучали различия между естественными науками ( ( (“науками о природе”) и гуманитарными науками (“науками о духе”, или “науками о культуре”). Они пришли к выводу, что главное из этих различий заключается в методах, используемых каждым из типов наук. “Науки о природе” пользуются номотетическими методами, которые позволяют обобщить единичные факты, и вывести на основе этого обобщения законы для данного типа явлений. “Науки о культуре” используют ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД, который направлен на изучение не общего, а особенного, индивидуального, неповторимого в явлениях культуры, исторических событиях, исторических личностях. Основой неокантианской философии культуры стала аксиология - философское учение о ценностях, среди которых неокантианцы выделили истину, добро, красоту и святость. Идеальные (нематериальные, невещественные ценности придают значение тем или иным явлениям, превращая их в элементы культуры, формируют сферы “ценностных благ культуры” - науку, право, искусство, религию.

В центре внимания представителей “философии жизни” (В. Дильтей, Г. Зиммель, Ф. Ницше, А. Бергсон, О. Шпенглер) было отношение культуры к изначальному бытию, определяемому ими как “жизнь” (Зиммель), “воля к власти” (Ницше), “жизненный порыв” (Бергсон). “Жизнь” порождает “более-жизнь” и “более –чем- жизнь”, то есть формы и ограничения культуры, которые сковывают поток “жизни”, но затем уничтожаются ей, чтобы дать место новым формам и ограничениям. “Философия жизни” подчеркивала трагичность истории культуры, которая имеет преходящий характер, обречена на гибель.

Новый импульс развитию западной философии культуры дали идеи представителей психоанализа (Й. Брейер, З. Фрейд,, К.Г.Юнг, А.Адлер, В.Райх, К.Хорни, Э.Фромм, Ж.Лакан и др.) Психоанализ (или фрейдизм) возник как концепция психиатрии и психологии, но у этого учения скоро обнаружился философский и культурологический потенциал.

Культура, по мнению Фрейда, в конечном счете, есть порождение бессознательных желаний и влечений человека, заряд которым дает психическая энергия сексуального влечения (либидо). Культура возникает через сублимацию (“высоко поднимать, возвышать”) либидо, то есть преобразование сексуальных вожделений индивида в нечто приемлемое для других людей - искусство, политику, религию, спорт и т.д.

Критически переосмысляя идеи Фрейда, Карл Густав Юнг создал учение о “коллективном бессознательном” человечества, которое является своего рода хранилищем опыта всех поколений людей. Будучи недоступным непосредственному наблюдению, “коллективное бессознательное” оказывает мощнейшее воздействие на культуру, преимущественно через свои “архетипы” (праобразы, изначальные образы), проявляющиеся в фантастических видениях, религиозной символике (крест, свастика, звезда и т.п.), мифологии. Юнг пришел к выводу о существенном различии культур Запада и Востока, основанном на кардинальном различии их психологических установок. Если Восток стремится “растворить” личность в “коллективном бессознательном”, то Запад стремится к автономии личности, ее обособлению от “коллективного бессознательного”.