Я обращал ваше внимание на то, что евреи, о которых я рассказывал как о четвертом народе в ходе эволюции, открыли четвертый член человека, открыли "Я" человека. Эту четвертую составную часть, понимаемую как божественное внутреннее начало человека, они называли Яхве. Они также в некотором смысле соотносили Яхве со Вселенной и звездным небом.
Вы знаете, что христианство первоначально возникло в Палестине. Иисус из Назарета жил в Палестине, и окружение Иисуса из Назарета было иудейским. В качестве религии в Палестине в то время господствовал иудаизм, религия евреев; политическое господство уже принадлежало римлянам, но римляне были не в состоянии переделывать религию в отдаленных странах. Итак, в окружении Иисуса из Назарета господствовал иудаизм, религия евреев.
Что же представляла собой эта иудейская религия, иудаизм? Вы поймете это значительно лучше, если я еще кое-что расскажу вам о том народе, который я называл предшествующим еврейскому, народе, жившем в Месопотамии, то есть немного подальше в Азии; это вавилоняне, ассирийцы. Эти народы, жившие несколько дальше в Азии, были, во всяком случае, соседями евреев; их религия носила ясно выраженный звездный характер. В настоящее время люди говорят: да, в Ассирии боготворили звезды. Однако они не боготворили звезды, но благодаря инстинктивной мудрости того времени знали о звездах больше, чем знают о звездах современные люди. Ведь это так; современные люди верят, что им известно о звездах все.
Вы, возможно, читали на днях, что это гарантированное знание о звездах не такое уж прочное. На днях стало известно о том, что было недавно открыто: оказывается, Землю окружает не пустое пространство; если подняться на высоту четырехсот километров, то там Земля окружена твердыми кристаллами азота! Приходится допустить, что древнее кристальное небо, о котором говорили древние, постепенно реабилитируется наукой. Но об этом я хочу упомянуть только мимоходом. На подобных примерах достаточно разумные люди нашего времени могли бы увидеть, как мало, в сущности, известно о мире звезд.
Вы только подумайте о следующем. Представьте себе марсианина, жителя Марса — ведь астрономия допускает, что Марс может быть заселен. Так вот, если марсианин взглянет вниз на Землю, то людей на Земле он тоже не увидит. Если этот марсианин не вооружится сверхсовременным телескопом, он не увидит людей, зато он увидит Землю, сияющую в мировом пространстве зеленоватым светом. Но на Земле прямо-таки кишат люди, и эти люди связаны с духовными существами. Так же обстоит дело и на других небесных телах, на других звездах. И точно так же, как физические силы звезд влияют на Землю, духовные силы этих звезд тоже, конечно, оказывают на Землю влияние, особенно они влияют на человеческое существо. Древняя мудрость, инстинктивная мудрость восточных стран хорошо знала о том, что светила (небесные тела, планеты — прим. перев. ) тоже имеют в себе духовных существ, и этим духовным существам они оказывали своеобразное почитание, именно им, а не внешним физическим звездам. В этом смысле религия здесь, наверху в Передней Азии носила звездный характер. Иными словами, люди считали, что на Сатурне, например, есть духовные существа, оказывающие определенное влияние на человека. У Юпитера тоже есть духовные существа, и все эти духовные существа оказывают известное влияние на земную человеческую жизнь.
Евреи уделяли мало внимания остальным светилам (планетам — прим. перев. ); но они взяли из древних религий влияние Луны. И своего Яхве, своего Иегову они связывали с духами Луны. Итак, в соответствии с изначальной древнееврейской религией, Яхве, который живет в человеческом "Я", зависит от Луны. Господа, это не просто какая-то легенда, это не просто какое-то суеверное религиозное представление, нет, это нечто такое, что вполне может быть научно доказано. Дело обстоит так, что фактически в то весьма важное для земного бытия человека время беременности матери, в то время когда человек еще пребывает в виде зародыша, эмбриона человека, он всецело зависит от Луны. Эта зависимость человека от Луны в эмбриональном периоде, пока он является зародышем, была известна с давних пор, так что даже продолжительность беременности определяли в десять лунных месяцев. Только в самое последнее время получилось так, что лунные месяцы были пересчитаны на солнечные месяцы, на девять месяцев. Но в эти десять лунных месяцев, которые нормальным образом отводятся для времени беременности, имеет место зависимость от Луны, которой подвергается человек в своем эмбриональном периоде, в качестве зародыша в теле матери. Насколько же простирается эта зависимость от Луны? Я уже обращал на это ваше внимание.
Видите ли, дело обстоит так, что первая оплодотворенная яйцеклетка содержит, в сущности, разрушенную земную материю, содержит распавшуюся в прах, пылевидную, земную материю, из которой не возникло бы вообще ничего, если бы на нее действовали только земные силы, — никогда!
Из этого человеческого зародыша нечто возникает только потому, что существует влияние Луны на Землю. Можно сказать: человек приходит в земную жизнь благодаря лунным силам. Так что евреи, рассматривавшие Яхве как лунное божество, хотели, в сущности, указать на эту зависимость человека от лунных сил при схождении этого человека на Землю.
Конечно, люди, жившие в Азии подальше, вавилоняне, ассирийцы, признавали также и иные влияния, а не только влияние Луны. Они, например, говорили: Юпитер оказывает влияние на то, будет ли человек при своем дальнейшем развитии умен или останется глупым, или что-нибудь в этом роде. Однако евреи не уделяли внимания такого рода побочным влияниям. Они почитали лишь одного Бога, это было именно лунное божество. Обычно как крупное достижение в религиозной области рассматривают то, что евреи от многих божеств продвинулись к единобожию, от политеизма продвинулись к монотеизму.
Этого единственного почитаемого евреями Бога, бога Яхве встретил в господствующей вокруг иудейской религии и Христос Иисус. Это в некотором смысле преподавали Ему.
Вы можете представить себе, что если почитают исключительно лунного бога, от которого человек зависит в то время, когда мать носит его в своем теле, то и все остальное объясняют исходя из того, что человек приносит на Землю все свое существо в целом, приносит то, что в нем есть и еще будет. Этот принцип находит свое выражение в древней иудейской религии, религии Яхве. Если бы вы спросили у древнего еврея, который, скажем, заболел: «Почему ты заболел?», то он сказал бы: «Такова воля Яхве». Если у него сгорел дом, и его спросят: «Почему у тебя сгорел дом?», он ответит: «Такова воля Яхве», и так далее. Он имеет только единственного Бога, благодаря которому человек вступает в земной мир, и он все сводит к этому Яхве. Из-за этого иудейская религия стала застывшей, косной. Человек в течение всей своей жизни чувствовал себя зависимым от того, что он принес с собой на Землю.
Кроме иудейской религии Иисус из Назарета знакомился и с другими религиями, гласившими: существует не только влияние Луны на человека, влияют на него и другие светила (планеты, небесные тела — прим. перев). Видите ли, в Евангелиях имеются указания на отношения между звездными религиями Востока, Азии и теми населенными евреями странами, где родился Иисус из Назарета. Сказано, что мудрецы (волхвы) из восточных стран видели звезду, которая привела их к месту рождения Иисуса из Назарета.
Однако то, как это выражено в Евангелиях, понимается сегодня неверно. Дело в том, что мудрецы из стран Востока опирались на свою науку о звездах; из звездных констелляций, из положения звезд они увидели, что наступает событие исключительной важности. Так звездная мудрость Востока, звездная мудрость Азии при рождении Иисуса из Назарета пришла в соприкосновение с ним самим. Эта связь всегда поддерживалась.
Главной целью Иисуса из Назарета было дать человеку находящемуся на Земле внутреннюю мудрость. Еврей говорил: все приходит от Яхве. Но Яхве оказывает решающее значение только до рождения, когда же человек родился, то он, будучи странствующим по Земле человеком, уже не является просто продолжателем одного этого импульса Яхве. Что Христос Иисус прежде всего принес в мир? То, что человек в течение своей жизни — это не только круглый шарик (то есть зародыш — прим. перев), всего лишь движущийся по инерции в результате толчка, полученного им от Яхве в теле матери. Нет, человек, кроме того, в течение своей жизни обладает внутренней волей, посредством которой он может сделать свое собственное существо, свою личность лучше или хуже. Для того времени это было прямо-таки колоссальной идеей. Ибо, видите ли, звездная мудрость скрывалась как тайна, и в самой Палестине об этом никто ничего не знал! В Риме тем более не знали. Звездная мудрость была тайной, тщательно скрывавшейся. Так что это было очень значительным деянием, когда Иисус из Назарета, указывая не на другие планеты, а прежде всего на Солнце, сказал: влияние на человека оказывает не только Луна, но влияние оказывает также и Солнце.
Тем самым тогда было сделано очень много. Надо, однако, помнить, что эти вещи следует рассматривать не только как теорию, но их надо рассматривать в соответствии с действительностью. Что, в сущности, происходит из-за влияния Луны, когда человек находится в теле матери? Господа, при этом от Луны в физического человека входит душевное, душевно-духовное начало. Человек как душа сходит вниз из небесного мира, от Луны. Так что же означало то, что говорили евреи: «Яхве влияет на человека во время беременности матери?» Это означало, что, как считали евреи, все являющееся в человеке душевно-духовным, происходит от Луны; в Луне находится творец человеческой души. Итак, о человеке, пребывающем на Земле, еврей говорил: то, что в человеке является физическим, то, что вещественно, он получает от Земли; то, что душевно-духовно, он получает от Луны из отдаленного мира. Следовательно, человеческий дух устремляется в человека через Луну. Тем самым сказано вот что: по отношению к человеку мое мнение должно быть следующим —твоя душа устремляется в тебя через Луну, и то, что живет в твоей душе, ты получил на пути, проходящем через лунных божеств.