Почему же так было, господа? Тут мы снова должны вернуться к древним мистериям и сравнить их с христианством. Видите ли, не все люди допускались в древние мистерии. Я говорил вам, какие там были градусы: были следующие посвященные: «ворон», «оккультист», «защитник», «сфинкс», и так далее. Они знали о звездном влиянии (то есть о влиянии звезд и планетарном влиянии —прим. перев), они это знали. Поэтому посвященное священство строго следило за тем, чтобы не все люди обретали разум, чтобы этот разум, разумность существовала только под их контролем, в мистериях. Ведь знание — это власть, даже если его порой притесняют. Но пока священство было могущественным, знание было тождественно власти.
Однако эта звездная мудрость погибла. И вот пришел Христос Иисус. Он восстановил ее заново, хотя и в преображенном облике. Он говорил: надо свести на Землю солнечного Бога. Он возобновил религию Солнца. Если бы Христос действовал в полном соответствии со своим учением, то вся древняя звездная религия снова возродилась бы как действие Солнца! В первые века христианства это нередко происходило. Снова расцветали древние мистерии. Но Христос Иисус произвел также необычайную революцию: то, что раньше было сокрыто в мистериях, он представил перед всем миром, на всеобщее обозрение. Это теперь должно было стать достоянием всех людей. Но никакие усилия не были в состоянии отдать людям то, о чем я сейчас говорил.
Был в четвертом столетии по Р. Х. римский император Юлиан(16), которого называют Апостатом, Отступником; он хотел снова ввести древнюю звездную религию. Он был убит во время похода в Персию! То, что произошло в Риме, можно объяснить только следующим образом.
В Риме произошло то, что звездный культ, который, в сущности, был заново дан Христом Иисусом, был дискредитирован как суеверие, даже не просто как суеверие; клевета приравняла его к сатанизму. Следовательно, именно то, что вело к истинному познанию, к познанию духовного начала в мире, было дискредитировано, ошельмовано и даже до некоторой степени уничтожено. С другой стороны, теперь позволялось верить только во внешнеисторические события, происходившие с Христом Иисусом в Палестине, как об этом сообщала церковь. Вследствие этого для всех, кто становился верующим, церковь обретала высшую власть, определяющую, что человек должен думать. Видите ли, христианство как таковое не вошло в Европу через Рим; через Рим вошло подмененное христианство, опирающееся лишь на внешние события в Палестине, а не на всеобщие мировые закономерности. Отчего это произошло?
Видите ли, ведь Рим, в сущности, произошел от шайки разбойников, которые в самом начале собрались вместе. И кое-что от подобного образа мыслей влияло долгое время. Рим всегда добивался мирового господства и в то же время господства духовного. Это типично римская тенденция — стяжать мировое господство наряду с духовным господством. На место древнего, еще языческого первосвященника, Pontifex maximus, переняв даже его имя, заступил римский папа. Папа в течение средних веков занял место римских цезарей, римских императоров, приобрел мировое господство и одновременно с этим господство над мыслями. Лишь однажды в начале XI века в Средней Европе один очень значительный германский император хотел сделать нечто подобное тому, что сделал Юлиан, названный Отступником, ренегатом; это был Генрих II (Генрих II Святой из Саксонской династии — прим. перев. )(17). Это очень интересно! Генрих II прежде всего представлял собой своего рода святого, так как он был очень хорошим представителем христианского мировоззрения. Он правил с 1002 по 1024 год по Р. Х. Он правил как своего рода святой. Даже в истории он получил второе имя: Святой. Видите ли, если сегодня посмотреть в католическую богослужебную папскую книгу, где перечислены все святые, то там есть и этот Генрих II Святой. Однако этот Генрих II, был тем, кто хотел обратиться к древней истине. Он хотел отстоять для христианства ту точку зрения, что во Христе Иисусе жил Дух Солнца. Он добивался Ecclesia catholica non romana, что означает Католическая Церковь, но не Римская. Вдумайтесь в дату: начало XI века! Лютеранство возникло значительно позднее. Если бы тогда удалось то, к чему стремился Генрих II — создание Католической Церкви, которая не была бы римской, то христианство обрело бы в Европе свое мировое значение, и благодаря религиозной жизни уже тогда могла бы возникнуть настоящая духовная наука. Но Рим победил тогда, победил так называемый цезаре-папистский Рим. Ecclesia cathalica non romana не возникла, а Ecclesia catholica romana — Римско-Католическая Церковь продолжала жить дальше. Император Генрих II хотел полностью отделить Католическую Церковь от мирового господства.
Вы все согласитесь с тем, что это было бы величайшим деянием, потому что тогда не смогли бы состояться преследования ересей и еретиков. Ведь все эти преследования происходили ради господства над мыслями. Но в действительности нельзя установить господство над мышлением. Задумайтесь как-нибудь над этим! Разве можно установить господство над вашими мыслями? Нет, господствовать над ними невозможно! Господствовать над ними можно, лишь установив всемирное господство над людьми, принуждая людей ходить в определенные школы, вдалбливая им в головы определенные вещи, детерминирующие их принадлежность к конкретному классу. Человек при этом получает классовое мировоззрение и так далее. Но мысли не допускают господства над собой! Церковь никогда не стала бы вредной, если бы не ее притязания на мировое господство, сопровождающееся ее господством над людьми как физическими существами. Ведь церковь может только учить, а человек — самостоятельно воспринимать то, чему она учит. Этого и хотел добиться Генрих II Святой. Однако, как сказано, древний цезарь, древний император — уже в виде римского папы — одержал тогда победу. Как вы знаете, мировое господство было тогда весьма сильным. Этот факт могут расценивать отрицательно, но, в любом случае, во времена правления Генриха II Святого мировое господство было очень сильно (термин «мировое господство» не следует понимать как всемирное господство, поскольку в XI веке существовало множество независимых государств — прим. перев). И если бы тогда удалось организовать Католическую Церковь так, чтобы она утеряла свой римский характер, перестала быть римской, то тем самым учение церкви было бы отделено от идеи мирового господства.
Видите ли, именно эту цель, в сущности, преследовали крестовые походы(18). 0 крестовых походах всегда говорится так, будто они проводились в качестве службы, оказываемой Риму. Обычно крестовые походы описываются так: поскольку Иерусалим был окружен и захвачен турками, паломники не могли больше спокойно молиться в Иерусалиме, добравшись туда. Тогда Рим отправил Петра Амьенского(18а) проповедовать в Европе крестовый поход. Это означало, что многие люди должны были устремиться в крестовый поход, переправиться в Азию, в Иерусалим. В результате проповеди Петра Амьенского возникла большая армия крестоносцев, находившаяся под командованием этого Петра Амьенского и Вальтера фон Хабенихта(18б). Почему он назывался фон Хабенихт, то есть «неимущий» можно только предполагать. Во всяком случае, он был таким же «неимущим», как и мы с вами. Нам трудно представить себе ту сумму, в какую обошелся один крестовый поход в Азию. Но вся эта армия крестоносцев уже по дороге перестала существовать. Так ничего и не было достигнуто.
Тогда за это дело взялись другие люди под предводительством Готфрида Бульонского(19). Они не состояли на службе у Рима, напротив, намерения их походили на намерения Генриха II Святого. Они хотели помешать установлению мирового господства. Здесь находится Италия (изображается на рисунке), здесь Греция, это Черное море, здесь Палестина, здесь Иерусалим; сюда следовало перенести крест, и Иерусалим должен был стать главным центром христианской религии. Рим должен был отречься от настоящего первого крестового похода. Крестовый поход был, в сущности, направлен против Рима. Тем самым снова хотели сделать Есclesia, Церковь, независимой от мирового господства.
Но достичь всего этого не удалось. В более поздние крестовые походы опять-таки вмешались римские властители. Все это можно прочесть в истории крестовых походов.
И вот затем случилось так, что основа христианства в целом — величественная идея о сошествии солнечной силы на Землю посредством Христа Иисуса и освобождение каждого человека, понявшего это: «и познаете истину и истина сделает вас свободными», только истина осталась непознанной — все эти вещи в ходе всего развития человечества оставались по существу неизвестными. И только сегодня человек благодаря духовной науке может открыть для себя истинное христианство. Совсем неудивительно, что представители официального христианства в настоящее время выступают против того христианства, которое действительно связано со Христом Иисусом, и учит именно тому, чему учил сам Христос Иисус. Это и происходит в случае антропософии. Вот почему совсем неудивительно, что у тех, кто знает христианство лишь в его современных формах, возникает большая антипатия к такому христианству. Но на христианство как таковое эта антипатия не направлена. Христианство достигло необычайного успеха в социальном отношении именно в том, что постепенно исчезло рабство. Не будь христианства, господа, не было бы и всей современной науки. Вы посмотрите: большинство действительно великих открытий было сделано монахами. Вот только воздушную помпу, насос, изобрел бравый бургомистр Мариенбурга господин Гуерике(19а); но большинство крупных открытий сделали именно монахи. И тот, кто создал коперниковскую систему, Коперник(19б), был настоятелем собора, католическим настоятелем собора. Да и все школы тоже зависели от монахов.