Смекни!
smekni.com

Семнадцать лекций, прочитанных для Работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с 1 марта по 25 июля 1924 г (стр. 16 из 67)

Но тут возникает нечто иное. Видите ли, дело обстоит так, что в древней церкви не очень доброже­лательно смотрели на монастыри, поскольку монахи еще многое сохраняли от древней мудрости. И у мона­хов — хотя они и заикнуться не смели об этом, — еще находилось знание о древней звездной мудрости. При желании его вполне можно было отыскать. Вещи, кото­рые я вам рассказывал — в последний раз я отмечал различия между мужчиной и женщиной в XVII ве­ке, — прорастали из древности благодаря монашест­ву, а не благодаря внешней светской власти. Это шло че­рез монашество, и полностью покончить с этим удалось лишь в XVII—XVIII веках. Средневековье вовсе не было столь мрачным, как обычно считают. Мрачным было только то, на что обычно обращают внимание. Но тайным образом люди тогда обладали большой мудростью; только сегодня эту мудрость не понимают, даже если читают древние книги. Я показывал вам на примере слова «мумия», что ни один человек сего­дня не знает, что такое «мумия». Это я вам объяснял.

Итак, величайшей идеей христианства является идея о сошествии солнечной силы на Землю.

Видите ли, господа, благодаря этому впервые появилось то, что называют историей. Ведь в странах Востока хотя и обладали большой звездной мудростью, но историей не занимались. Те, кто были учеными на Востоке, были знающими, указывали лишь на то, что как творение происходило в небесных далях. Однако их не очень заботило то, что делали люди на Земле. У древ­них евреев возникло нечто похожее на историю, но эта история брала начало из звездной мудрости, ибо «семь дней творения» — это звездная мудрость. Вот почему эта история хаотична, там все перемешано. Настоящая история, разделившая все развитие на дохристианское и послехристианское, началась вместе с христианством

Вот то, что я хотел сказать вам сегодня. В следую­щую субботу я хочу дать кое-какие дополнения.

ПЯТАЯ ЛЕКЦИЯ

Дорнах, 15 марта 1924 г.

Давайте продолжим, господа, и я покажу вам допол­нительно, как приживалось христианство в Европе.

Видите ли, в первое время после основания христи­анства оно распространялось сначала на юге вплоть до Рима и затем, позднее, с III, IV, V столетия стало распространяться и на Севере. Давайте ретроспектив­но посмотрим на Европу ко времени распростране­ния в ней христианства, в период основания христи­анства. Я хотел бы ответить вам на вопрос, как выгля­дела Европа — в смысле нашей цивилизации — в то время, когда распространялось христианство.

Если мы здесь вверху представим себе Азию (изображается на рисунке), то Европа окажется маленьким придатком Азии, своего рода маленьким полуостровом. Вы ведь знаете, Европа выглядит так: здесь мы имеем Скандинавию, здесь мы имеем Балтийское море, Ост­зее; затем мы переходим в Россию. Здесь расположена современная Дания. Здесь мы переходим к морскому побережью Германии, здесь мы приходим в голланд­ские, а здесь во французские области. Здесь мы перехо­дим в Испанию, здесь переходим в Италию. Теперь мы приходим в ту область, которая нам уже известна; мы приходим к Адриатическому морю, а здесь — к Греции; затем идет Черное море. Здесь мы приходим в приле­гающую сюда Малую Азию, а тут мы переходим затем в Африку. По другую сторону находятся у нас Англия и Уэльс, а здесь Ирландия, обозначенная лишь слегка.

Я попытаюсь сделать ясным для вас, как выглядела Европа в то время, когда христианство, постепенно рас­ширяясь, приходило в Европу. Здесь Европу от Азии отделяет Урал. Здесь мы имеем могучую реку Волгу, и если бы мы в то время попали в эти области, которые се­годня составляют Южную Россию, Украину и так далее, то мы застали бы там — в то время, когда христиан­ство поднималось с юга — народ, потом совершенно исчезнувший из этих земель, переместившийся на Запад и на Западе растворившийся среди других наро­дов; это остготы. Итак, в то время, когда христианство начало распространяться, здесь жили остготы. Сразу после этого вы видите, как в определенное время все эти народы начинают переселяться (имеется в виду Ве­ликое переселение народов IV—VI вв. по Р. Х. — прим. перев). Однако в то время, когда христианство продви­галось наверх с юга, эти народности в Европе занима­ли определенное место, проявляли оседлость.

Видите ли, если вы возьмете Дунай, то, переходя дальше, вы имеете здесь современную Румынию и со­временную Венгрию. В этих областях — нынешней Румынии и нынешней Венгрии — тогда осели вестготы. Если мы перейдем дальше, то здесь, в нынешней запад­ной Венгрии, севернее Дуная находились вандалы. Так тогда назывались эти народности. А там, где сегодня на­ходятся Моравия, Богемия, Бавария, располагались так называемые суевены, из которых затем возникли шва­бы. Если мы поднимемся дальше вверх — здесь течет Эльба, затем она впадает в Остзее, в Балтийское море, то здесь повсюду находились готы. Но здесь, здесь находит­ся Рейн, который вы хорошо знаете; здесь располагался бы современный Кёльн, здесь вокруг Рейна жили так называемые рипуарические франки. Поднимаясь выше (по карте, а не по реке —прим. перев), где устье Рейна, жи­ли салические франки. И здесь, вплоть до Эльбы, жили саксы. Саксы получили свое наименование от людей, на­ходившихся южнее. Они получили такое название, по­скольку находившиеся южнее народы отличались тем, что питались по преимуществу или исключительно мя­сом, и их называли «пожирателями мяса», «мясоедами».

Здесь, дальше в этой местности располагались рим­ляне; в нынешней Франции, нынешней Испании и так далее, даже здесь, повсюду находились греко-римские народы. Среди них христианство распространялось в первую очередь, а затем продвигалось на Север. Мож­но сказать, здесь, в этой области, христианство при­шло на Север раньше (имеется в виду Причерноморье, Украина — прим. перев), чем в более западных облас­тях. Так, среди готов мы находим древнего епископа Вульфилу(20), что означает «волчонок». Вульфила перевел Библию на готский язык(20а), причем очень рано, в IV сто­летии по Р. Х. Этот перевод Библии очень интересен, так как весьма сильно отличается от более поздних пе­реводов Библии. Он содержится в чрезвычайно ценной книге, находящейся сегодня в уппсальской библиоте­ке в Швеции; таким образом, можно видеть, что здесь, на Востоке, христианство распространилось раньше. Следуя за тем, что я нарисовал, вы найдете, что здесь располагались греко-римские народы; но в этих об­ластях повсюду находилась в древнейшие времена еще одна древняя группа народов, древнейшее население Ев­ропы, которое представляет большой интерес. Это древ­нейшее европейское население, которое я вам обозна­чил теперь на рисунке красным цветом, ко времени про­движения христианства на Север было уже отодвинуто в западные области. Ибо все эти народности (имеются в виду те, кто отодвигал кельтов на запад — прим. перев) первоначально не находились в этих областях, но появились там только к тому времени, когда начало распространяться христианство. Все эти народности следует представлять себе живущими на границе между Азией и Европой. А те, кто в настоящее время являются славянами, находились еще дальше, внутри Азии.

Вопрос состоит в том, что если мы вернемся ко вре­мени возникновения христианства, то я должен буду для вас всю эту карту Европы заштриховать красным цветом. Тогда вся Европа была пронизана древним кельтским населением. А все те, кто появился в Европе позднее, кого я вам здесь нарисовал и описал, все они гораздо позднее переселялись из Азии — за пару столе­тий до, пару столетий после основания христианства. И вот возникает вопрос: почему же все эти народности переселялись? Эти народности в определенный мо­мент мировой истории приходят в движение; они уст­ремляются в Европу. Это происходило по следующей причине: если вы посмотрите на нынешнюю Сибирь, то она представляет собой гигантскую запустевшую малонаселенную территорию. Эта Сибирь в не столь отдаленное время, незадолго до возникновения хри­стианства, за пару столетий до него, была более низ­менной страной, и эта более низменная страна была от­носительно теплой. Затем произошел подъем. Подъем суши был совсем не велик, тем не менее, в тех странах, где раньше было тепло, стало холодно, озера высыхали, все запустевало. Итак, здесь сама природа содействова­ла тому, чтобы люди переселялись с Востока на Запад. Кельтское население Европы было очень инте­ресным. С этим кельтским населением сталкивались народы, мигрировавшие на Запад. Кельты были от­носительно миролюбивым народом. Кельтское насе­ление Европы еще в значительной степени обладало тем, что можно назвать первоначальным ясновидени­ем, настоящим изначальным ясновидением. Если эти люди принимались за какое-нибудь ремесло, то они думали: в этом ремесле им помогают духи. И если кто-то чувствовал, что он сможет ловко изготовлять обувь — ну, обуви как таковой еще не было, но было нечто подобное, покрывающее ноги, — то в проявле­нии своей умелости он видел духовную помощь. И он действительно мог воспринимать то, что помогало ему из духовного мира. Эти древние кельты так смотрели на свою жизнь, что были в некотором смысле «на ты» с духовным миром. Вот почему эти народности изго­товляли очень красивые вещи. Кельтское население проникало также в Италию в очень глубокой древно­сти и создало там много прекрасного, вследствие чего грубый римский образ жизни, унаследованный от раз­бойничьего народа, стал более изысканным. Именно благодаря проникновению кельтского населения пер­воначальная римская грубость немного смягчилась.

Итак, в древности повсюду в Европе было кельт­ское население. На юге тогда находилось римско-гре­ческое, романско-греческое, латино-греческое населе­ние. И, как было сказано, из-за подъема суши в Сиби­ри, отчего Сибирь запустела, сюда надвигались эти (то есть прежде населявшие Сибирь — прим. перев. ) народности. К тому времени, когда христианство про­бивалось с юга на север, карта Европы выглядела так (указывается на рисунке).