Смекни!
smekni.com

Семнадцать лекций, прочитанных для Работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с 1 марта по 25 июля 1924 г (стр. 17 из 67)

Вот на что стоит обратить внимание, господа: неко­торые свойства народов сохранились хорошо, другие отличительные особенности сохранились меньше. Мож­но, например, отметить следующее: среди народностей, переселявшихся из Азии в Европу, были также гунны, могущественным царем у которых был Аттила(21). Но Ат­тила — готское имя! Ведь Аттила на готском языке озна­чает «батюшка». Поскольку многие из перечисленных мною народов признавали гуннского царя Аттилу сво­им царем, он получил готское имя. Однако гунны очень сильно отличались от других народностей. Это проис­ходило оттого, что все эти большей частью дикие наро­ды, переселявшиеся сюда, были первоначально в Азии горцами, горными народами. Более кроткие народы среди переселенцев, такие как готы, были по большей части народами равнин. Дикие дела гуннов, а позднее дикие дела мадьяр обусловливались тем, что первона­чально в Азии они были горцами, народами гор.

Случилось так, что римляне — независимо от хри­стианства — все больше и больше расширяли сферу сво­его господства на Север, где они сталкивались с народно­стями, переселившимися из Азии. Возникало множество войн между римлянами и народами, находившимися на севере. В последний раз я уже упоминал вам имя одного весьма значительного римского писателя, Та­цита. Он много написал по римской истории, но, кроме того, он также написал великолепную мощную книжеч­ку под названием «Германия»(21а). В ней он описывает на­родности, находившиеся здесь, вверху примерно через сто лет после основания христианства, описывает вели­колепно, так что в описаниях Тацита эти люди предста­ют как живые. Но я говорил вам также и о другом: Та­цит писал, будучи образованным римлянином, но он не смог сказать о христианстве ничего, кроме того, что оно было основано как секта в Азии неким Христом, кото­рый был осужден и казнен! Следовательно, Тацит писал в Риме еще в то время, когда христиане были порабоще­ны, когда они еще жили в своих подземных катакомбах; он ни разу не описал их правильно. Следовательно, сре­ди этих северных (по отношению к Палестине — прим. перев) людей христианство было неизвестно.

Однако эти северные люди имели тогда религию. Очень интересно, что же за религия была у этих север­ных людей? Вспомните еще раз, господа, как складыва­лись религиозные представления у южных и северных народов. Мы говорили об Индии; там преимуществен­но рассматривали физическое тело, то есть обращали внимание на нечто, принадлежащее человеку. Египтя­не смотрели на эфирное тело — опять-таки, на нечто, принадлежащее человеку. Вавилоняне и ассирийцы рассматривали астральное тело — это снова нечто че­ловеческое. Иудеи, евреи видели "Я" в своем Яхве — и это тоже нечто от человека. И только о греках — это потом перешло и к римлянам — я должен был сказать вам: они меньше обращали внимание на человека, они больше направляли свой взор на природу. Греки были поистине великолепными наблюдателями природы.

Однако люди, находившиеся здесь на Севере, во­обще обращали взгляд на человека как такового, на внутреннего человека в еще меньшей степени, чем гре­ки. Это интересно: люди здесь на Севере полностью забыли о внутреннем человеке, они даже не вспоми­нали о том, что можно думать о внутреннем человеке. Греки и римляне имели, по крайней мере, воспомина­ния; они жили по соседству с народами, населявшими Переднюю Азию, с египтянами, вавилонянами и так далее; греки имели воспоминания о том, что думали эти древние народы. Народы северные смотрели толь­ко на окружающий мир, только наружу, из человека. И они видели не природу, они видели находящихся вне человека стихийных духов. Древние греки виде­ли природу, тогда как люди здесь, на Севере видели природных духов. Поэтому именно среди этих людей возникали прекрасные рассказы, сказки, саги, мифы; эти люди повсюду видели духов. Греки видели высокую гору, Олимп; на Олимпе жили боги. Люди на севере не говорили: на горе живут боги, но они в некотором смысле в вершине горы видели самого бога, так как вершина горы не казалась им просто скалой. Если на вершине горы блестела утренняя заря, гора покрыва­лась золотом, над горой поднималось утреннее Солн­це, то эти народы видели не саму гору, а этот ткущий­ся покров утреннего солнца над горой; это и было божественным для них. Это происходило для них ду­ховным образом. Для них было вполне естественным видеть простирающееся над горой духовное.

Греки строили храмы для богов. Во всей Азии для богов строили храмы. Но люди на севере говорили: мы не строим храмов. Что значит, строить храм? Там внутри мрачно; но над горами светло и ясно. И богов, то есть духов, следует почитать, поднявшись на гору. Они размышляли следующим образом: если над горой сияет свет, то он приходит от Солнца; но Солнце наиболее благотворно в середине лета, когда наступает Иванов день, как мы это называем сейчас. И они взби­рались на гору, разводили огонь и отмечали праздники своих богов не в храме, но на высоких горах. Еще они говорили: да, солнечный свет и солнечное тепло вне­дряются в Землю, а весной они снова выходят из Зем­ли наружу, чему содействует Солнце. Вот почему надо почитать Солнце даже в том случае, когда оно посылает свои силы наружу из земли. Особо благоприятным ме­стом, чтобы ощутить, как солнечная сила возвратным образом действует из Земли, были для них леса, где росло много деревьев. Вот почему они поклонялись сво­им богам в лесах. Не в храмах, но на горах и в лесах.

Видите ли, эти народности считали все одухотво­ренным. Древние кельты, изгнанные этими племена­ми, еще видели самих духов. Эти племена уже не виде­ли больше духов, но во всей природе рассматривали как божественное то, что блестело как свет, присутст­вовало как тепло, действовало в облаках как воздух. Такова была древнегерманская религия, древняя ре­лигия, которая затем была вытеснена христианством.

Христианство, приходило в эти области в двух формах. Когда-то оно проникло сюда, вверх, в Юж­ную Россию, а также в те области, где расположены нынешние Румыния и Венгрия. Здесь затем вышена­званный Вульфила переводил Библию. Сюда пришло христианство (арианство — прим. перев), бывшее более истинным, нежели то христианство, которое на вто­ром пути повсеместно распространялось из Рима. Из Рима христианство распространялось в большей сте­пени как господство. Можно сказать даже так: если бы христианство, поднимавшееся здесь, на Восток, через Россию в то время, когда там еще не было славянских племен, — если бы распространилось именно это хри­стианство, то христианство в целом стало бы совер­шенно другим; оно стало бы тогда более внутренним, поскольку приняло бы азиатский характер. Азиатский характер является более внутренним. Христианство же, распространявшееся из Рима, приняло более внеш­нюю форму, которая затем стала мертвой в культе, ибо значение этого культа больше не постигалось. Я рассказывал вам о дароносице, о «святая святых», ото­бражавшей, в сущности, Солнце и Луну — но это было скрыто, это не могли больше оценить по достоинству. И так здесь распространялся культ, утерявший сущ­ность, иллюзорный культ. Этот утерявший сущность культ был затем перенесен одним утерявшим сущ­ность императором в Константинополь; был основан город Константинополь. А в более позднее время это «видоизмененное» христианство распространилось и по другим странам. (Штайнер называет византий­ское христианство «измененным», так как оно, буду­чи римским, несло несовместимое с христианством стремление к мирской власти, светскому господству и, кроме того, утеряло свои космические, астрономи­ческие основы. В период разделения церквей IX—XI вв. на Римско-Католическую и Греко-Православную хри­стианство было принято на Руси, причем сильное влияние при этом было оказано со стороны болгарско­го манихейства, богомильства, о чем свидетельствует двоеперстие — манихейско-катарский жест — офи­циально просуществовавшее на Руси до патриарха Никона — прим. перев)

Христианство, изложенное, например, в переводе Библии сделанном Вульфилой (имеется в виду арианст­во), совершенно исчезло в Европе. Здесь распростра­нялось культовое христианство, имеющее внешний характер. И на Востоке, когда туда пришли славяне, тем более распространилось то, что в большей степе­ни представляло собой культ, что лишь в малой степе­ни обладало внутренней сущностью.

То, что я говорил вам о религиозных представле­ниях этих (германских) народов, позднее претерпело некоторые изменения. У людей всегда получается так, что в самом начале они еще знают, о чем идет речь; но затем знание о том, в чем дело, прерывается, и остают­ся только воспоминания. Остается нечто внешнее. Вот так из богов, которых люди видели, из духов природы определилось три главных божества. Вотана представ­ляли подобным свету и воздуху, парящему надо всем. Вотана, в частности, почитали во время непогоды: то­гда говорили: Вотан в ветре, Вотан веет в ветре.

Отличительным качеством этих (германских) наро­дов была способность воспроизводить в своей речи то, что они воспринимали в природе. Ведь не так ли, Вотана они почитали в веющем ветре. Ощутите то, что я произнесу: Вотан веет в ветре — три звука «В»! Люди приходили в ужас, когда бушевала буря, они подражали этой буре, говоря: Вотан веет в ветре! Так мы можем сказать и сегодня, однако в древней речи это звучало очень похоже.

Когда наступало лето и люди видели молнию и слы­шали гром при грозе, то в этом они тоже видели духов­ное начало. Они подражали ему в речи; духа, который раскатывался в громе, они называли Доннар: Доннар гремит в громе. То, что это заложено в речь, указывает на связь этих людей с внешним миром. Греки еще не бы­ли так хорошо связаны с внешним миром. Греки боль­ше искали в ритме, а не в построении речи. А у этих северных народов это закладывалось в саму речь.