Смекни!
smekni.com

Семнадцать лекций, прочитанных для Работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с 1 марта по 25 июля 1924 г (стр. 27 из 67)

Господа, почему же Праздник Пасхи устанавли­вается в соответствии с происходящим на небе? Это связано с тем, о чем я уже говорил вам; с тем, что бы­ло известно раньше; Луна и Солнце влияют на все, что есть на Земле.

Взгляните на растения, вырастающие из Земли. Допустим, что здесь находится Земля (см. рисунок), вы берете семя, если хотели вырастить рас­тение, совсем маленькое семя, и сажаете его в Землю. Растение в целом, вся жизнь растения сосредоточена в этом маленьком семени. Что получается из этого се­мени? Сначала корень. Тут вся жизнь, расширяясь, образует корень.

Затем она (жизнь) вновь консолидируется, и рост осуществляется консолидированно; при этом образу­ется стебель. Затем снова происходит расширение, и образуются листья. Потом возникает цветок. Затем опять-таки происходит консолидация при образовании семени, которое ожидает до следующего года. Так что же, следовательно, мы имеем у растения? У растения мы наблюдаем расширение и консолидацию, расшире­ние и консолидацию, расширение — консолидацию.

Так вот, каждый раз, когда растение расширяет­ся — это действие Солнца, которое, в частности, выго­няет лист; каждый раз, когда растение консолидиру­ется, когда оно становится семенем или стеблем — это действие Луны, вызывающей консолидацию, сжатие. Итак, здесь, между листьями, действует Луна. Так что если возникает растение, то относительно выпускае­мых листьев, выпускаемого корня, и, прежде всего, относительно семени мы можем сказать: это Луна; затем Солнце, снова Луна, снова Солнце, снова Луна, Солнце, и Луной процесс завершается (то есть обра­зованием нового семени —прим. перев. ). Так, в любом растении мы можем отметить чередование: действие Солнца, действие Луны, силы Солнца, силы Луны. Если мы посмотрим вокруг себя на поле с растущими растениями, то увидим там действие Солнца и Луны. Я говорил вам: даже если в мир приходит человек (а не растение — прим. перев), то и в этом случае образо­вание его физического тела зависит от Луны; а то, что он имеет как внутреннюю силу для того, чтобы преоб­разовывать себя самого, зависит от Солнца. Это я гово­рил вам при описании Мистерии Голгофы.

Видите ли, это было известно и раньше, только об этом забыли. Говорили так: когда весной становят­ся наибольшими те силы, которые дают возможность растениям правильно, успешно развиваться, которые наиболее благоприятны для успешного развития че­ловека? Когда Солнце и Луна правильным образом взаимодействуют. Это происходит в том случае, если в первый раз (в году — прим. перев. ) полная Луна посы­лает к Земле свое полное излучение и поддерживает излучение Солнца. Сочетание Солнца и Луны, следова­тельно, происходит тогда, когда Солнце, имеющее свою наивысшую силу весной, и Луна, имеющая высшую си­лу каждые четыре недели (то есть в полнолуние — прим. перев. ), правильно взаимодействуют друг с другом; вот почему Пасха происходит в воскресенье, день, посвя­щенный Солнцу, идущее после весеннего полнолуния. Итак, при установлении праздника Пасхи знали, что он должен приходится на начало весны — весеннее равно­денствие, наступающее после зимнего солнцеворота.

Однако первоначальное возникновение праздни­ка Пасхи относится не ко времени христианства, а восходит к древнему языческому празднику, к празд­нику, на который я вам уже указывал и теперь хочу описать его точнее; праздник Пасхи восходит к так называемому празднику Адониса. В чем состоял этот праздник Адониса? Видите ли, господа, праздник Адониса был учрежден в тех художественно-образо­вательно-религиозных центрах, центрах искусства, науки и религии, которые я описал вам как мисте­рии. В сущности, Адонис был своего рода образом, отражающим духовно-душевное начало в человеке. Итак, под Адонисом подразумевали то, что было в че­ловеке душевно-духовным началом. Думали так: то, что представляет собой духовно-душевное начало в человеке, согласуется со всем остальным миром. Сле­дует только обратить внимание на то, что праздник Адониса, подобный нашей нынешней Пасхе, у древ­них язычников, которые еще соблюдали все духовные соотношения, возник так, что праздновался осенью! Итак, древний праздник Пасхи праздновался осенью. Празднование происходило следующим образом.

Праздник проходил так: брали изображение веч­ной, бессмертной части человека, духовно-душевной части, погружали в водоем или морскую воду, если это происходило на побережье, и оставляли там на три дня, причем погружение образа люди сопровождали погребальным пением, песнями скорби. Это погруже­ние образа было связано с обрядом, свершаемым в семейном или дружеском кругу, если кто-либо умира­ет, — это была настоящая тризна.

Описанное всегда отмечалось в тот день, который мы сегодня называем пятницей. Название Страстной пятницы (Karfreitag) возникло лишь тогда, когда обы­чай перешел в Среднюю Европу, в германские облас­ти. Слово «кар» происходит от «кара», а кара означает скорбь. Это, следовательно, была скорбная пятница. Насколько мало знают люди сегодня о том, каки­ми были эти вещи изначально, свидетельствует то, что англичане называют эту пятницу Good Friday, Добрая Пятница, тогда как в древности название звучало как Смертная Пятница, Страстная Пятница, скорбная пят­ница. Это была настоящая тризна, день поминовения усопшего; поминали Адониса. Там, где вообще не было воды, сооружали какой-нибудь искусственный бассейн, куда они могли погрузить этот образ — это бы­ло скульптурное изображение, статуя, — и через три дня образ снова извлекали оттуда, причем извлекали именно в воскресенье (в день Солнца). Вы видите, гос­пода, это было настоящее поминовение усопшего.

При извлечении же звучали радостные песнопе­ния, настоящие песни радости. Таким образом, каж­дая человеческая душа вовлекалась в то, что сначала побуждало к скорби, а через три дня — к величайшей радости. Звучали ликующие песнопения. И содержа­ние этих ликующих песнопений сводилось к возгла­шению: Бог воскрес! (Бог воскрес для нас снова!)

Так что же означал этот праздник, господа? Я при этом должен еще раз отметить, что прежде он совер­шался осенью, — что же означал этот праздник?

Я уже рассказывал вам, хотя и в другой связи: ко­гда человек умирает, он слагает свое физическое тело. Когда человек умирает, оставшиеся близкие родствен­ники покойного, друзья, печалятся и, договорившись, совершают поминовение, причем по естественным при­чинам: поминовение, подобное тому, что совершали когда-то люди при погружении Адониса. Только при этом чего-то недостает. Ведь я говорил вам: в течение трех дней после своей смерти человек остается в состоя­нии, когда он смотрит назад на свою земную жизнь. Он сложил свое физическое тело, но он еще имеет свое эфирное тело. Оно становится все больше и больше и, наконец, рассеивается в мире. Тогда человек находит­ся только в своем астральном теле и в своем "Я".

Люди, учредившие праздник Адониса, рассуж­дали так: люди должны знать, что человек не только умирает, если умирает его физическое тело, но что он через три дня снова воскресает в духовном мире. Для того, чтобы ежегодно доводить это до сознания людей, и был учрежден праздник Адониса. На празднике Адо­ниса осенью говорили: смотрите, природа умирает. Де­ревья роняют свои листья, Земля покрывается снегом, наступают холода, пронзительный ветер, Земля пере­стает плодоносить; она выглядит так же, как если бы умер физический человек. Если посмотреть на Землю, то надо подождать до весны, и тогда она снова должна воскреснуть. Если же посмотреть на человека, то он вос­кресает через три дня в душе и в духе. Это необходимо было довести до сознания. Поэтому-то и существовал праздник поминовения и в то же самое время празд­ник воскресения — хотя и осенью; тем самым человеку давали возможность уяснить: человек является про­тивоположностью по отношению к природе. Приро­да затихает, она всю зиму остается мертвой, поскольку она — всего лишь природа; человек же и после смерти продолжает жить в духовном мире, он выступает как нечто, противоположное природе. Когда в природе опадают листья, все покрывается снегом, пронизывает­ся холодным ветром, тогда внимание человека надо об­ратить на следующее: ты иной, нежели природа; когда ты умираешь, ты снова воскресаешь на третий день.

Это был один из прекраснейших праздников на протяжении всех древних времен. Люди собирались в тех местах, где совершался мистериальные культ, оста­вались там в течение всех этих пасхальных дней, затем они исполняли скорбные песнопения, а на третий день осознавали: каждая душа, каждое "Я" и каждое астраль­ное тело воскресают в духовном мире на третий день после смерти. Это было для людей совместным приоб­щением к духовному миру; ведь на Пасху они отвраща­лись от физического мира. Видите ли, это могло совер­шаться в соответствии со временем; ведь в древности время праздника было иным, нежели теперь. Теперь праздник Пасхи люди справляют весной, когда у них много других дел, если это сельские жители. Древний праздник Пасхи, праздник Адониса, праздновался в то время, когда были собраны последние плоды урожая, когда заканчивался сбор винограда, когда у людей начинался зимний отдых; тогда-то они и хотели пробу­диться в духе. И тут они справляли праздник Адониса. И этот праздник Адониса — в различных местностях этого Адониса именовали по-разному — тем не менее, этот праздник Адониса праздновался повсюду, где су­ществовали древние религии. Ибо все древние рели­гии тем самым говорили человеку о бессмертии души.