Господа, почему же Праздник Пасхи устанавливается в соответствии с происходящим на небе? Это связано с тем, о чем я уже говорил вам; с тем, что было известно раньше; Луна и Солнце влияют на все, что есть на Земле.
Взгляните на растения, вырастающие из Земли. Допустим, что здесь находится Земля (см. рисунок), вы берете семя, если хотели вырастить растение, совсем маленькое семя, и сажаете его в Землю. Растение в целом, вся жизнь растения сосредоточена в этом маленьком семени. Что получается из этого семени? Сначала корень. Тут вся жизнь, расширяясь, образует корень.
Затем она (жизнь) вновь консолидируется, и рост осуществляется консолидированно; при этом образуется стебель. Затем снова происходит расширение, и образуются листья. Потом возникает цветок. Затем опять-таки происходит консолидация при образовании семени, которое ожидает до следующего года. Так что же, следовательно, мы имеем у растения? У растения мы наблюдаем расширение и консолидацию, расширение и консолидацию, расширение — консолидацию.
Так вот, каждый раз, когда растение расширяется — это действие Солнца, которое, в частности, выгоняет лист; каждый раз, когда растение консолидируется, когда оно становится семенем или стеблем — это действие Луны, вызывающей консолидацию, сжатие. Итак, здесь, между листьями, действует Луна. Так что если возникает растение, то относительно выпускаемых листьев, выпускаемого корня, и, прежде всего, относительно семени мы можем сказать: это Луна; затем Солнце, снова Луна, снова Солнце, снова Луна, Солнце, и Луной процесс завершается (то есть образованием нового семени —прим. перев. ). Так, в любом растении мы можем отметить чередование: действие Солнца, действие Луны, силы Солнца, силы Луны. Если мы посмотрим вокруг себя на поле с растущими растениями, то увидим там действие Солнца и Луны. Я говорил вам: даже если в мир приходит человек (а не растение — прим. перев), то и в этом случае образование его физического тела зависит от Луны; а то, что он имеет как внутреннюю силу для того, чтобы преобразовывать себя самого, зависит от Солнца. Это я говорил вам при описании Мистерии Голгофы.
Видите ли, это было известно и раньше, только об этом забыли. Говорили так: когда весной становятся наибольшими те силы, которые дают возможность растениям правильно, успешно развиваться, которые наиболее благоприятны для успешного развития человека? Когда Солнце и Луна правильным образом взаимодействуют. Это происходит в том случае, если в первый раз (в году — прим. перев. ) полная Луна посылает к Земле свое полное излучение и поддерживает излучение Солнца. Сочетание Солнца и Луны, следовательно, происходит тогда, когда Солнце, имеющее свою наивысшую силу весной, и Луна, имеющая высшую силу каждые четыре недели (то есть в полнолуние — прим. перев. ), правильно взаимодействуют друг с другом; вот почему Пасха происходит в воскресенье, день, посвященный Солнцу, идущее после весеннего полнолуния. Итак, при установлении праздника Пасхи знали, что он должен приходится на начало весны — весеннее равноденствие, наступающее после зимнего солнцеворота.
Однако первоначальное возникновение праздника Пасхи относится не ко времени христианства, а восходит к древнему языческому празднику, к празднику, на который я вам уже указывал и теперь хочу описать его точнее; праздник Пасхи восходит к так называемому празднику Адониса. В чем состоял этот праздник Адониса? Видите ли, господа, праздник Адониса был учрежден в тех художественно-образовательно-религиозных центрах, центрах искусства, науки и религии, которые я описал вам как мистерии. В сущности, Адонис был своего рода образом, отражающим духовно-душевное начало в человеке. Итак, под Адонисом подразумевали то, что было в человеке душевно-духовным началом. Думали так: то, что представляет собой духовно-душевное начало в человеке, согласуется со всем остальным миром. Следует только обратить внимание на то, что праздник Адониса, подобный нашей нынешней Пасхе, у древних язычников, которые еще соблюдали все духовные соотношения, возник так, что праздновался осенью! Итак, древний праздник Пасхи праздновался осенью. Празднование происходило следующим образом.
Праздник проходил так: брали изображение вечной, бессмертной части человека, духовно-душевной части, погружали в водоем или морскую воду, если это происходило на побережье, и оставляли там на три дня, причем погружение образа люди сопровождали погребальным пением, песнями скорби. Это погружение образа было связано с обрядом, свершаемым в семейном или дружеском кругу, если кто-либо умирает, — это была настоящая тризна.
Описанное всегда отмечалось в тот день, который мы сегодня называем пятницей. Название Страстной пятницы (Karfreitag) возникло лишь тогда, когда обычай перешел в Среднюю Европу, в германские области. Слово «кар» происходит от «кара», а кара означает скорбь. Это, следовательно, была скорбная пятница. Насколько мало знают люди сегодня о том, какими были эти вещи изначально, свидетельствует то, что англичане называют эту пятницу Good Friday, Добрая Пятница, тогда как в древности название звучало как Смертная Пятница, Страстная Пятница, скорбная пятница. Это была настоящая тризна, день поминовения усопшего; поминали Адониса. Там, где вообще не было воды, сооружали какой-нибудь искусственный бассейн, куда они могли погрузить этот образ — это было скульптурное изображение, статуя, — и через три дня образ снова извлекали оттуда, причем извлекали именно в воскресенье (в день Солнца). Вы видите, господа, это было настоящее поминовение усопшего.
При извлечении же звучали радостные песнопения, настоящие песни радости. Таким образом, каждая человеческая душа вовлекалась в то, что сначала побуждало к скорби, а через три дня — к величайшей радости. Звучали ликующие песнопения. И содержание этих ликующих песнопений сводилось к возглашению: Бог воскрес! (Бог воскрес для нас снова!)
Так что же означал этот праздник, господа? Я при этом должен еще раз отметить, что прежде он совершался осенью, — что же означал этот праздник?
Я уже рассказывал вам, хотя и в другой связи: когда человек умирает, он слагает свое физическое тело. Когда человек умирает, оставшиеся близкие родственники покойного, друзья, печалятся и, договорившись, совершают поминовение, причем по естественным причинам: поминовение, подобное тому, что совершали когда-то люди при погружении Адониса. Только при этом чего-то недостает. Ведь я говорил вам: в течение трех дней после своей смерти человек остается в состоянии, когда он смотрит назад на свою земную жизнь. Он сложил свое физическое тело, но он еще имеет свое эфирное тело. Оно становится все больше и больше и, наконец, рассеивается в мире. Тогда человек находится только в своем астральном теле и в своем "Я".
Люди, учредившие праздник Адониса, рассуждали так: люди должны знать, что человек не только умирает, если умирает его физическое тело, но что он через три дня снова воскресает в духовном мире. Для того, чтобы ежегодно доводить это до сознания людей, и был учрежден праздник Адониса. На празднике Адониса осенью говорили: смотрите, природа умирает. Деревья роняют свои листья, Земля покрывается снегом, наступают холода, пронзительный ветер, Земля перестает плодоносить; она выглядит так же, как если бы умер физический человек. Если посмотреть на Землю, то надо подождать до весны, и тогда она снова должна воскреснуть. Если же посмотреть на человека, то он воскресает через три дня в душе и в духе. Это необходимо было довести до сознания. Поэтому-то и существовал праздник поминовения и в то же самое время праздник воскресения — хотя и осенью; тем самым человеку давали возможность уяснить: человек является противоположностью по отношению к природе. Природа затихает, она всю зиму остается мертвой, поскольку она — всего лишь природа; человек же и после смерти продолжает жить в духовном мире, он выступает как нечто, противоположное природе. Когда в природе опадают листья, все покрывается снегом, пронизывается холодным ветром, тогда внимание человека надо обратить на следующее: ты иной, нежели природа; когда ты умираешь, ты снова воскресаешь на третий день.
Это был один из прекраснейших праздников на протяжении всех древних времен. Люди собирались в тех местах, где совершался мистериальные культ, оставались там в течение всех этих пасхальных дней, затем они исполняли скорбные песнопения, а на третий день осознавали: каждая душа, каждое "Я" и каждое астральное тело воскресают в духовном мире на третий день после смерти. Это было для людей совместным приобщением к духовному миру; ведь на Пасху они отвращались от физического мира. Видите ли, это могло совершаться в соответствии со временем; ведь в древности время праздника было иным, нежели теперь. Теперь праздник Пасхи люди справляют весной, когда у них много других дел, если это сельские жители. Древний праздник Пасхи, праздник Адониса, праздновался в то время, когда были собраны последние плоды урожая, когда заканчивался сбор винограда, когда у людей начинался зимний отдых; тогда-то они и хотели пробудиться в духе. И тут они справляли праздник Адониса. И этот праздник Адониса — в различных местностях этого Адониса именовали по-разному — тем не менее, этот праздник Адониса праздновался повсюду, где существовали древние религии. Ибо все древние религии тем самым говорили человеку о бессмертии души.