Смекни!
smekni.com

Семнадцать лекций, прочитанных для Работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с 1 марта по 25 июля 1924 г (стр. 3 из 67)

Видите ли, с самых различных точек зрения бы­ло бы интересно сказать себе однажды: здесь с самых древнейших времен повсюду жили народы; они имели самый различный образ жизни. Достаточно назвать лишь пару вещей, и обнаружится, как отличалась жизнь этих людей. В Индии, например, имело место строгое разделение на касты, разделение, по сравне­нию с которым все то, что известно нам как классы, является лишь теневым отображением. В Индии чело­век рождался в касте. Высшей кастой были брахманы. Это были те, кто исполнял священнодействия, те, кому позволялось учиться. В древнейшие времена все дети брахманов ходили в школу. Это были те, кто умели пи­сать, это была высшая каста. Из этой касты набирали священников, но не раджей. Раджей брали из второй касты, из касты воинов. Но никогда и никто не мог из касты воинов возвыситься до касты брахманов. Они были строго отделены. Третьей кастой были крестья­не, сельские жители, и четвертой кастой были те, кто, в сущности, считались рабочими, работавшими физи­чески. Между этими кастами было строгое разделение. В Древней Индии переход человека из одной касты в другую выглядел бы так, как если бы лев должен был стать ягненком! Касты отличали друг от друга так же, как отличают друг от друга отдельные виды живот­ных. Вот почему у людей не было столкновений на этот счет. Для них перейти из третьей касты в первую было бы таким же безумием, как если бы лев захотел стать быком. Различие было очевидно, это было само собой разумеющимся у этих людей. Итак, это было в Индии.

Теперь перейдем к Египту: тут тоже были касты. («В Египте существует семь различных каст: жрецы, воины, коровьи пастухи, свинопасы, мелочные тор­говцы, толмачи и кормчие... Каста воинов делится на так называемых каласириев и гермотебиев». Геродот кн. 2, 164 — прим. перев. ) То, что я рассказывал вам сегодня, господа, вы должны отнести ко времени примерно за три тысячи или три с половиной тыся­чи лет до возникновения христианства. Мы, следова­тельно, должны вернуться на пять или шесть тысяч лет назад, если хотим заглянуть назад в то время, о котором я вам рассказываю. Итак, в Египте тоже бы­ли касты, но они были не так строго разграничены; там тот или иной человек уже мог перейти в ту или иную касту. Так что хотя они и не были так строго разграничены, касты в Египте еще были. Но с другой стороны, в Египте все государственное устройство ис­ходило от жреческого сословия. Жречество устанав­ливало порядок во всем. В Индии тоже было так, но там все определялось устройством каст, тогда как в Египте кастовая организация не была очень строгой. Однако твердо придерживались того, что все законы исходили от жреческого сословия.

Соответствующим образом существовали и другие народы, жившие в Сирии, в Малой Азии. Они имели свои отличительные признаки, они были различны.

Для того, чтобы вы увидели, что за роль играли в истории человечества те вещи, которые мы тут изу­чаем, я хотел бы рассказать вам об этих народностях кое-что другое. Давайте возьмем четыре народа: во-первых, индусов, затем египтян, а затем те народы, которые осели здесь. Евфрат и Тигр впадают тут в морской залив; здесь жил один народ, который позд­нее называли вавилонянами. Его мы рассмотрим треть­им по счету.

Вы знаете, что здесь действовал народ, позднее игравший большую роль в истории; это семиты, евреи, иудеи. Они сначала перешли в Египет, но затем ушли оттуда назад и жили затем здесь, в Палести­не — по размерам это относительно маленький на­род, но такой народ, который сыграл большую роль в истории. Итак, мы можем рассматривать их друг за другом: во-первых, индусов, во-вторых, египтян, в-третьих, вавилонян и, в-четвертых, евреев. Давайте рассмотрим сегодня эти четыре народа.

Видите ли, для индусов особенно характерным является то, что они разграничивали людей как от­дельные классы животных и делили людей на четыре касты. К этому вела своеобразная религия, бывшая у индусов в древности. Индусы не делали различия между духовным и телесным миром; в то время, когда индийское население первоначально складывалось, различий между духом и телом не было. В случае де­рева не проводили различия, как у других народов: вот тут находится физическое дерево, а тут, внутри живет дух — нет, этого индусы не различали. Дере­во было в то же время и духом, только духом более грубым, чем человек и животное. Животное для ин­дусов тоже не различалось как тело и душа, оно было душой так же, как человек. Не было различия между телом и душой. Если древний индус задавался вопро­сом о душе — а он знал, что человек вдыхает, вдыхает воздух, — то для него этот вдыхаемый воздух и был духом. Тогда он знал: воздух находится снаружи; это и есть дух, обнимающий всю Землю. Если же этот об­нимающий всю Землю дух начинал струиться, дуть, то тогда индус называл этого духа, двигавшегося, ве­явшего над всей Землей, Варуна. Но и то, что он имел в себе, тоже было Варуна. Если он бушевал вовне, это был Варуна; внутри — тоже Варуна. Сегодня можно услышать, как часто говорят: индусы поклонялись при­роде, так как они почитали ветер и грозу и так далее. Но можно было бы с таким же правом сказать, что индусы поклонялись духу, поскольку они все и везде рассматривали как дух. Понятия тела у индусов не было вообще. Поэтому у индусов каждая часть тела человека была в то же самое время духом: печень бы­ла духом, почки были духом, все было духом. Они не проводили различия между телом и духом. Именно в этом состоит тайна древней индийской мудрости, что они не делали различия между телом и духом. Пе­чень была духом печени, желудок — духом желудка.

Видите ли, если мы сегодня рассматриваем желу­док, то мы находим, что в желудке для обеспечения правильного пищеварения должно находиться не­что: мы называем это вещество пепсином. Если пеп­син отсутствует, то пищеварение идет неправильно, тогда нам приходится добавить немного соляной ки­слоты. Индус говорил — названием он еще не поль­зовался, а уже знал, что здесь находится дух, — так уж устроен желудок; индус говорил: это дух желудка. Сегодня можно приобрести желудочные капли под названием «Хоффман-гейст», «дух Хоффмана», или называемые как-либо иначе: но вы всегда обнаружи­ваете в случае обычной речи, что понятие духа напе­чатлено в словах.

Итак, индусы видели дух всюду. А потому у них не вызывал недовольства дух кастовости, они рас­сматривали это как нечто духовное так же, как и различия у животных рассматривались ими как духов­ные.

При углублении в индийское мировоззрение нель­зя не заинтересоваться тем, что индусы обладали весьма точными познаниями всех человеческих орга­нов. Индусы рассматривали эти органы именно как дух. Человек был составлен из чистых духов: духа лег­ких, духа желудка, духа почек и так далее, причем индусы смотрели лишь на физическое тело. В отно­шении индусов, можно сказать: в своих воззрениях индусы брали за основу физическое тело как дух.

1. Индусы: физическое тело духовно.

Это очень интересно, ведь тут нам открывается народ, который в первую очередь имел точное знание о физическом теле, физическом организме.

Теперь мы переходим к египтянам. У египтян си­туация была такова. У египтян на первом плане был Нил. Нил является, в сущности, кормильцем и отцом этой страны. Каждый год в июле Нил выходил из бе­регов, а в октябре возвращался назад. Древние египтя­не знали следующее: в Ниле находится вода; вода от­ступает в период холодного времени года: вода снова приходит, затопляя страну, и становится благодетель­ницей человека. Но если вода в октябре отступает, то остается очень плодородный ил, так что никаких удобрений не нужно! В этот ил можно посеять зерно­вые разных сортов и, когда они взойдут, убрать их до нового разлива Нила. Таким образом, Нил ежегодно подготавливал для них пашню. Так что египтяне глу­боко переживали эту благую деятельность воды. Они занимались вопросом о том, что представляет собою вода в природе. Видите ли, мы в настоящее время восхищаемся нашим инженерным искусством, создав­шим канализацию. Но египтяне за тысячи лет до нас очень хорошо решали канализационные проблемы! Ведь если Нил выходил из берегов и разливался, то он при подобных обстоятельствах оказывался и там, где это было нежелательно. И вот египтяне уже в древ­ности создали озеро Мэрис, целое озеро! Оно не бы­ло создано природой, оно было сделано искусственно для того, чтобы удерживать половодье в необходимых границах. Воды разлива собирались в этом озере Мэ­рис. Так искусственным образом египтяне подчиняли природу. Но как следствие этого их внимание было особенно направлено на воду. Отвечая на вопрос, за­данный господином Доллингером, я говорил вам: во­да оказывает необычайное влияние на эфирное тело человека. Руководствуясь инстинктом, которым егип­тяне еще обладали, они создали следующее учение: человек состоит не только из физического тела, но он имеет также эфирное тело. Это интересно, как види­те: здесь, позади, в Индии жили древнейшие народы; многие из этих древнейших народов, миновав Ара­вию, поселились в Египте. В Египте была особая фор­ма древнего культа, происходившая из Индии. Ведь переселившись в Египет, индусы ощутили благодея­ния воды. И тогда они говорили себе: вода действует не на физическое тело, которое мы изучали в Индии, но действует на более высокое тело человека. Вот так главным образом благодаря переживаниям, связан­ным с водой, египтяне — а также и индусы — откры­ли эфирное тело.