Смекни!
smekni.com

Семнадцать лекций, прочитанных для Работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с 1 марта по 25 июля 1924 г (стр. 31 из 67)

Например, у крестьянина, всегда работающего на природе, на свежем воздухе, которому никогда не при­ходится интенсивно работать в воздухе, насыщенном углекислотой; он находится в воздухе, насыщенном уг­лекислотой, только в крайнем случае, зимой, когда он не работает. Крестьянин попеременно зимой и летом находится то в хорошем, то в плохом воздухе. Крестьянин имеет более крепкое эфирное тело. Однако он не всегда находится на свежем воздухе. Есть даже извест­ная поговорка, не так ли? «Почему в деревне воздух такой хороший? Потому, что крестьяне не открывают окон! Если бы крестьяне распахнули окна, воздух не был бы таким хорошим!» Но это между прочим. Тому, кто живет в деревне, приходится всегда испытывать чередование воздуха, насыщенным кислородом, и воздуха, насыщенным углекислотой. Благодаря это­му жизнь его протекает в совершенно иных, более здоровых условиях. Это обнаруживается не только при образовании шрамов в случае ранений, но и в других случаях. Приезжайте в деревню: там люди ле­том, как вы знаете, ходят босиком, без обуви. В любой момент каждый из них может наступить на ржавый гвоздь; но там, на природе, на это не обращают внима­ния! Человек вытащит гвоздь, оботрет кровь грязным пальцем — все тут грязное: гвоздь грязный, вытекаю­щая кровь тоже загрязняется — рана слегка воспаля­ется, но уже через короткое время все снова приходит в норму, заживает. Серьезной роли это не играет.

Однако тот, кто привык жить в городе, имеет гораздо более чувствительное эфирное тело. Может случиться, что у него появляется маленький прыщик, порез при бритье — и он от этого умирает! Я говорю вам о действительных событиях; бывает, кто-нибудь бреется, поранит себя при бритье и умирает от кро­хотного нарыва, потому что возникает заражение кро­ви. Это означает, что заражение крови возникает от слабости эфирного тела. Эфирное тело оказывается недостаточно сильным для того, чтобы сразу же пра­вильным образом устранить проникающий яд, чуже­родные вещества. Для этого нужно здоровое прочное, жизнеспособное эфирное тело. Именно это имеет ме­сто у крестьян. Но теперь даже у них оно становится все слабее; вот если бы вы приехали в деревню в по­ру моей юности, как бы обрадовали вас эти пышущие здоровьем, изобилием эфирные тела крестьян! Конеч­но, при наступлении почтенного возраста, особенно у крестьян они изнемогают, поскольку эфирное тело отпадает, а также потому, что астральное тело у кре­стьян не очень сильно. Но эфирное тело очень силь­но. Поэтому все излечивается у них гораздо быстрее, чем у горожан. Профессия, связанная с работой на земле, является необычайно здоровой.

Видите ли, все эти вещи, конечно, необходимо знать; однако при наших социальных условиях ничего изменить нельзя. Сначала должны распространиться познания об этих вещах. Несомненно, пора понять, что именно благодаря более сильному или более слабому действию эфирного тела протекает более или менее ин­тенсивно как образование шрамов, так и заживление повреждений, нанесенных внешними, не принадле­жащими телу субстанциями. Например, нож являет­ся внешней субстанцией, проникающая грязь — тоже внешняя субстанция, от которой организм должен не­медленно защитить себя, и так далее. Тому, кто знает об этом, не покажется удивительным, что некоторые раны вообще не удается излечить, поскольку люди имеют истощенное, изъеденное эфирное тело. Это, главным образом, происходит оттого, что трудовая деятельность больше не связана с природой; не толь­ко насыщенный углекислотой воздух является тут причиной, но и то, что человек больше не связан с природой. Если кто-то целый день сидит в канцеля­рии или в мастерской, то его труд совсем не связан с природой. Подумайте о нашей граничащей с фантасти­кой культуре: она полностью отрывает людей от при­роды, она создает все более вредные вещества, которые все более враждебны и чужды всему природному.

В новое время наступило большое ускорение. С духовной точки зрения такие вещи не рассматривают, хотя их необходимо рассматривать именно с духовной точки зрения. Вы только представьте себе: раньше хотя бы сами писали. Сегодня человек печатает на пишу­щей машинке. Но что оказывает наибольшее влияние на здоровье при таком «писании», кроме движения и тому подобного? Я хотел бы сказать, что среди скры­тых факторов, которые надо учитывать при письме, наибольшее влияние на здоровье оказывает запах чернил. Запах чернил, производившихся раньше, не был вреден; в известном смысле он даже действовал корригирующим образом. Ущерб, причиняемый чело­веку неестественным положением, напряжением руки, компенсировался благодаря старому способу производ­ства чернил; чернила производились из чернильных орешков. Продукт, полученный из чернильных ореш­ков, обладал запахом, который постоянно, хотя и не очень сильно, но все же укреплял эфирное тело. Когда же, как вы знаете, начали делать анилиновые черни­ла, когда стали производить химические чернила, то есть производить чернила на основе не природного сы­рья, когда стали выпускать, как говорят в химии, синте­тические чернила, человека тем самым совсем изолиро­вали, перестали принимать во внимание. Анилиновые чернила распространяют запах, действующий проти­воположным образом по сравнению с запахом старых чернил из орешков. Теперь переходят на пишущие ма­шинки. Несомненно, что движения, которые при этом приходится выполнять, удары по клавишам — теперь уже есть пишущие машинки, не требующие резких движений, но это пока лишь новейшие конструкции — итак, эти движения —далеко не самое худшее; самое худшее — это та дрянь, которая используется при производстве типографской краски. Она полностью, то­тальным образом разрушает человеческое эфирное те­ло; доходит до того, что люд и в результате работы на пи­шущей машинке получают болезни сердца, поскольку сердце побуждается к деятельности преимущественно со стороны эфирного тела. Культура успешно продви­гается вперед; однако необходимая при этом компенсация может быть достигнута не иначе, как благодаря познаниям, касающимся того, что оказывает реальное воздействие. Ведь не правда ли, дело действительно обстоит так, что современность противится прогрес­су. Этого, конечно, не должно быть; но в основе тако­го явления лежит известный инстинкт. Он состоит в том, что человек, даже не зная все в точности, замечает: в будущем прогресс неизбежно сопряжен с производ­ством все более и более вредных вещей. Одно связа­но с другим. И это, к сожалению, так.

Теперь о том, что касается другого вашего вопроса: почему при вскрытии древних гробниц с мумиями воз­никает сильнейшая опасность. Это имеет место не толь­ко в случае древних гробниц с мумиями, но также и в том случае, если имеют дело не с погребенными мумия­ми, как в Египте, но и с другими погребениями, хорошо укрытыми или размещенными в скалах. Входя туда, че­ловек попадает в высшей степени ядовитую атмосферу; для того, кто, так сказать, проникает туда, этот воздух чрезвычайно опасен и вреден. Отчего это происходит?

Вас может удивить, господа, что мне придется на­чать издалека, дабы объяснить такую вещь, однако только благодаря этому объяснение станет для вас по­нятным. Видите ли, человек живет на Земле не только один-единственный раз, нет, он — как я уже объяс­нял вам это — живет в повторяющихся земных жиз­нях, он снова и снова возвращается. Однако, человек при возвращении является совершенно иным, нежели был прежде. Все вы, вероятно, были бы весьма удивле­ны, если бы когда-нибудь появился художник, хорошо изучивший духовную науку, и если бы этот художник все сидящее здесь общество изобразил с натуры в од­ной, прежней земной жизни! Вы были бы удивлены тем, что каждый из вас выглядел бы совсем иначе, нежели сейчас. Это было бы очень интересно! Ведь вы возврати­лись, не правда ли? Если вы жили в настоящее время и прошли через смерть, прошли через духовный мир, вы снова придете. Та сила, которая имеется в наличии для того, чтобы построить более позднее тело — это тело строится не только благодаря отцу и матери, оно строит­ся также и с помощью того, что имеется в нас уже сейчас и через смерть переносится в духовный мир, — эта сила обладает последействием. То, что действовало внутри в прежней земной жизни, продолжает существовать.

Вы, однако, могли бы сказать так: действительно ли у человека есть сила для того, чтобы преобразовать то, что имеется в нем сегодня и что полностью связа­но с телом, которым он обладает; преобразовать таким образом, чтобы образовалось совершенно другое тело? Сегодня никто не смог бы преобразовать то, что как духовные силы он имеет внутри своего тела, — преоб­разовать так, чтобы могло быть образовано другое тело. Однако вы не можете, умерев, сразу же родить­ся снова: в промежутке между первым и вторым долж­но пройти время, причем достаточно долгое время. Этот длительный промежуточный период действитель­но необходим. Вот тогда-то и преображаются все си­лы. И при нормальных условиях, если человек не был преступником или чем-то подобным, это время между смертью и новым рождением тянется достаточно дол­го. Когда же человек снова возвращается на Землю? На Землю человек приходит снова, когда условия, при ко­торых он жил, становятся совершенно иными. Конеч­но, некоторые люди возвращаются, когда еще имеют место старые условия, но тогда они сильно болеют, стра­дают от этого. Однако при нормальном ходе дела чело­век снова приходит на Землю только тогда, когда усло­вия, отношения, становятся совершенно иными. Итак, человек не рождается снова в прежних условиях.

Но что содействует полному изменению этих ста­рых условий? Видите ли, здесь не следует фантазиро­вать, здесь надо придерживаться реальности. Силы, ко­торыми мы обладаем, живя не на Земле, а между смер­тью и новым рождением, таковы, что они действуют также и здесь, на Земле. Изо всех звезд, отовсюду при­текают к нам эти силы. Но, по существу они являются нашими силами. Только в течение этого времени мы не находимся на Земле. В то время, когда мы находимся на Земле, наши силы воздействуют по направлению от Земли; если же мы не находимся на Земле, они оказы­вают свое воздействие из небесного пространства. И в этом случае они являются силами уничтожения, разру­шительными силами. Они уничтожают те условия, те обстоятельства, в которых мы были прежде.