Если это касается внешних, внеземных условий, то это легко понять; но это заходит дальше, проникая оттуда в природу, господа! Это проникает оттуда вплоть до природы!
Представьте себе, что в условиях нашего времени человека закапывают в землю или кремируют. Мы знаем, что через некоторое время от этого человека почти ничего не останется. Если вы придете на кладбище и через пятьдесят, шестьдесят лет посмотрите, что еще осталось в том месте, где когда-то был погребен один из ваших предков, то, в крайнем случае, вы найдете пару остатков кости, но и они потом разложатся. Итак, здесь нет больше ничего из того, что должно было быть уничтожено; ведь все наше тело должно быть уничтожено, если мы родимся снова. Однако если внешне уже ничего больше видимым образом не осталось от нашего тела, тем не менее, еще многое остается в наличии; те, кто способен видеть тонкие субстанции, обнаружат, что на том месте, где погребен человек, даже если он был кремирован, еще долго остается последействие того, что едва сохранилось от человека. Прежде все это должно быть уничтожено.
У египтян обычай изготавливать мумии был продиктован определенным намерением. Их намерением было воспрепятствовать необходимости для человека опускаться вниз, на Землю(33). Они не желали этого; бальзамируя трупы, они тем самым мешали схождению вниз. Они хотели сохранить для человека удобства пребывания в духовном мире (Геродот сообщает: «Египтяне также первыми стали учить о бессмертии человеческой души. Когда умирает тело, душа переходит в другое существо, как раз рождающееся в этот момент. Пройдя через всех земных и морских животных и птиц, она снова вселяется в тело новорожденного ребенка. Это круговращение продолжается три тысячи лет». «История» кн. 2, 123. Египтологи XIX в. опровергали это мнение; так «История религий» Ш. де ля Соссей 1899 г. сообщает: «Целый ряд «Книги Мертвых», главы 76—88, служат выражением взглядов, которые трудно связать с другими воззрениями. Они дают мертвецу власть превращаться в различные существа. Он может принять вид золотого ястреба, лилии, птицы Бенну, священного барана, крокодила и т. д... Геродот ошибался, приписывая египтянам учение о переселении душ. Эти метаморфозы были совершенно добровольными... Эти тексты ... имели целью доставить покойному полное блаженство, отождествляя его с богами или посвященными им растениями и животными» —прим. перев. ).
Следствием этого было то, что они не только консервировали мумии, но и со знанием дела использовали вещества; со знанием дела они применяли такие вещества, которые позволяли физическим соединениям сохранять такую прекрасную форму, что мы еще и по сей день держим в музеях эти мумии. Они представляют собой точную копию того, чем был когда-то человек(33а).
Во-первых, господа, то, что сохраняется в течение тысячелетий, с неизбежностью становится подобным яду, поскольку действует разрушительно. Оно несет в себе разрушительные, уничтожающие силы. В мумии живет — в ней заключено — необычайно много разрушительных сил. Фактически, дело обстоит так, что когда вы рассматриваете мумию, на которой проступает прах, пыль, то вы имеете дело с разрушительными силами в чистом виде, они выходят оттуда наружу(33б). Эти разрушительные силы присутствуют здесь по причине, о которой я говорил: присутствуют потому, что (умерший) человек, действуя из внеземного окружения, хочет разрушить все то, что находилось здесь, включая и облекавшееся в форму (останки — прим. перев. ). Мумия находится здесь; человек же посылает в нее свои разрушительные силы. Итак, она несет в себе его разрушительные силы.
Во-вторых, египтяне к тому же применяли весьма специфические вещества, чтобы сохранить эти мумии. Эти вещества особенно препятствуют разрушению. Довольно быстро эти вещества создают ядовитую атмосферу. Так что атмосфера, окружающая мумию, всегда ядовита. Это имеет отношение также и к религиозным воззрениям египтян.
Сюда же присоединяется нечто иное. Откуда получали египтяне те вещества, превращавшиеся через относительно короткое время — в течение которого сами египтяне без вреда для себя могли работать с ними — в яд? Видите ли, современные люди больше не имеют никакого понятия о силе речи! В древности, в древнеегипетскую эпоху сила речи была огромной. Представьте себе сильно дымящийся огонь. Если вы подуете на огонь, то форма дыма изменится. Дуя слегка, вы могли бы каким-либо образом приводить дым в вихреобразное состояние; итак, вы можете изменять форму дыма. Дутье влияет не очень сильно. Но если вы начнете насвистывать песенку, то это тоже будет непрерывное дутье, вдувание и тому подобное. Тем самым вы формируете дым пламени в соответствии с содержанием песенки. Люди древности всегда знали, что вещества совершенно меняются, если каким-либо образом наговаривать на них, произносить наговор, особенно если использовать определенные слова. Для бальзамирования, для приготовления мумии они использовали свои специи, пряности. Работа с этими специями отличалась от того, как работаем со специями в настоящее время мы. Их работа всегда проводилась так, что во время бальзамирования все время нечто произносилось, нечто говорилось. Сегодня это звучало бы примерно так: «Тот, кто приблизится к моему телу, умрет». Однако это произносилось в такой тональности и на таком языке, что материя ориентировалась определенным образом, так, чтобы во время бальзамирования некая сила переходила в вещество специй. Она жила внутри. Современные люди больше не верят в это, но на самом деле это так. Допустим, что вы имеете дело с мумией, с веществом мумии; в ней до сих пор сохраняются внутри древние слова: «Кто приблизится к моему телу, умрет, найдет смерть». Это и происходит, потому что данная субстанция получила ту силу, которая была введена в нее посредством слова.
Сегодня все это еще существует, хотя и в остаточном виде. Но если вы посетите католическую церковь, там священник уже не обладает могуществом, позволяющим ему с помощью слова видоизменять вещества; тем не менее, такую силу, хотя и в малой степени, он использует. Он изготовляет воскурения, каждения, фимиам. Вся процедура, разыгрывающаяся там, совершенно безвредна, если она проделывается правильно: при этом совершается каждение, затем в дыму кадильницы произносятся известные молитвы или посылаются мысли. Последнее в данном случае не происходит, но, тем не менее, совершают каждение, создается кадильный дым. В нем произносятся определенные слова; эти слова затем присутствуют в кадильном дыме и воздействуют на людей, находящихся в атмосфере кадильного дыма. Поэтому кадильный дым является важным средством для обращения грешников.
Итак, вы видите, господа: в остаточном виде вышеописанное влияние сохраняется до сих пор! Однако бальзамирование было фактически священнодействием, при этом человек преобразовывал материю. Видите ли, один человек, которого я хорошо знаю, приближаясь к азиатским гробницам — египетские гробницы в этом отношении наиболее характерные, но и азиатские гробницы тоже этим отличаются, — этот человек обнаружил: приближаясь к этим гробницам, известную границу вообще нельзя переступать. Известно, что если ты пойдешь дальше, ты упадешь в обморок или умрешь. Итак, подходить туда нельзя; удерживает ядовитая атмосфера. Это происходит по той причине, что те вещества, которыми обрабатывали мертвых, были на самом деле заговорены словом, вредным разрушительным словом. Но к этому имеет отношение и кое-что другое. Не правда ли, если человек жил на Земле, скажем, десять столетий, тысячу лет тому назад, то его силы, несомненно, претерпели изменение. Человек проходит через период между смертью и новым рождением. Он приходит снова, возвращается. При этом он обладает силами для того, чтобы построить себе новое тело. Он обладает этими силами. Он обладает ими благодаря тому, что он смог в духовном мире преодолеть все разрушительные силы. Следовательно, благодаря этому становятся более крепкими и те силы, которые действуют из семени. Ибо человек сегодня не смог бы сформировать из человеческого семени тело, которое ему нужно сейчас; он стал бы держаться того тела, которое было тут (у него — прим. перев. ) столетия тому назад. Та сила, которая будет заложена в каком-либо семени, должна быть старой, она должна приходить из прошлого. С помощью нынешней силы нельзя ничего осуществить ни в одном семени. Видите ли, вообще для того, чтобы семя в случае растения могло действовать на следующий год, оно в течение зимы должно быть лишено внешних сил, должно быть предоставлено внутренним силам Земли. А эти силы являются для всего внешнего разрушительными силами. Так что, в сущности, эти семена злаков, помещенные в гробницу египетского фараона, захоронены вкупе с разрушительными силами. При этом все то, что является на данный момент телом, нынешним телом, будет уничтожаться, если человек отдает свое тело во власть разрушительных сил, тогда как все, заложенное в семени, окажется в противоположном положении. Его жизненные силы будут укрепляться. Благодаря этому может случиться так — подобное происходит не со всеми злаками, но со многими, — что произойдет то же самое, что в ином случае могло бы произойти лишь во время зимы; семена злаковых растений, находясь вместе с разрушительными силами трупа, консервируют, сохраняют свои силы. Даже в течение очень долгого времени они сохраняют такую же всхожесть, как у свежих злаковых семян.