Смекни!
smekni.com

Семнадцать лекций, прочитанных для Работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с 1 марта по 25 июля 1924 г (стр. 34 из 67)

ДЕСЯТАЯ ЛЕКЦИЯ

Дорнах, 5 мая 1924 г.

Доброе утро, господа! Кто-нибудь из вас надумал что-нибудь сегодня?

Господин Эрбсмель: Мне хотелось бы спросить, поче­му современные люди рассматривают звездное небо так, как это они делают сейчас, тогда как древние ва­вилоняне рассматривали его совсем иначе?

Доктор Штайнер: В связи с этим вопросом надо бу­дет сказать кое-что о том коренном изменении, которое наступило по отношению к рассмотрению мира. Госпо­жа доктор Вреде(34) проводила здесь астрономический курс, и вы видели, как нелегко сегодня освоить вычис­лительные, математические методы исследования.

Видите ли, если хотят иметь ясность относитель­но этих вещей, надо прежде всего иметь в виду, что древние люди были поистине гораздо духовнее — именно так можно сказать — духовнее, чем современ­ные люди. Относительно долго было известно о тех воздействиях в природе, о которых в настоящее время совсем ничего не известно. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на факты в этом направлении. Ибо невозможно понять, что предлагали древние вавило­няне и ассирийцы в качестве своей астрологии, науки о звездах, если не будут поняты определенные вещи, которые сегодня, в сущности, совсем неизвестны.

Например, Руссо (не Жан-Жак Руссо —прим. перев) сообщает следующее(34а): находясь в Египте, следователь­но, в области жаркого климата, о котором мы упоми­нали на последнем занятии, не так ли — находясь в Египте, он с помощью взгляда, определенным обра­зом направленного на животное — например, на жа­бу, идущую навстречу — пристально, напрягая глаза, глядя на жабу, останавливал эту жабу, и даже доводил ее до полной обездвиженности. Жабы становились как парализованные. Это всегда удавалось ему в теплых областях, в Египте, например. Он мог тут парализо­вать жабу и затем мог даже убить ее. Но потом он захо­тел заняться тем же самым в Лионе. Там ему попалась одна жаба. Он смотрел на нее, смотрел пристально и вдруг обнаружил, что парализован он сам! Он не мог больше двигать глазами, он был парализован настоль­ко, как если бы он был мертв. Только когда подошли люди, позвали врача и дали парализованному змеи­ный яд, яд виперы, он смог выйти из спазматического состояния, он смог спастись. Вот чем обернулась эта история. Итак, вы видите, стоило человеку из Египта переправиться в Лион, как действие исходящее от при­родного существа изменилось на противоположное.

Итак, мы можем сказать: есть воздействия, очень тесно связанные с человеческой волей — ибо они явля­ются раскрытием человеческой воли. Такие воздейст­вия имеются. Имеются в наличии и соответствующие силы. Ведь не правда ли, то, что было тут сто лет то­му назад, имеется и сегодня, да и всегда будет сущест­вовать, пока существует Земля. Просто люди больше не хотят сегодня заботиться об этом.

Однако, господа, это связано и с некоторыми други­ми вещами. Если нам хочется постичь, понять, в чем тут дело, нам надо обратить внимание на ареал, где подоб­ные вещи происходят. Нам надо, в определенном смыс­ле, привлечь на помощь географию. Но опять-таки, не ту сегодняшнюю скучную географию, которая говорит не о различии между взаимными воздействиями жа­бы и человека, а лишь о совершенно внешних вещах.

Мне хотелось бы в этом направлении привести вам еще один, уже совсем из другой области, пример.

Видите ли, в XVII столетии был один ученый, Ван Гельмонт(35). «Ван» или «ван», частица, входящая в гол­ландские фамилии, происходящие от какой-либо мест­ности; в отличие от германского «фон» она не указыва­ет на дворянское происхождение — прим. перев). Этот ученый еще владел многим из того, что знали рань­ше. Ведь, в сущности, содержание прежнего знания было совершенно утрачено только в XIX в. В XVII в. оно еще было достаточно сильным, а в XVIII в. нача­ло приходить в упадок. И только в XIX в. люди, по их собственному мнению, непревзойденно поумнели!

Этот Ван Гельмонт размышлял над тем, каким об­разом можно узнать больше, чем мог узнать человек с помощью обыкновенного человеческого рассудка. Сегодня люди уже не размышляют о том, как узнать больше, чем позволяет узнать обычный рассудок, так как они уверены, что человеческий рассудок может познать все. Однако Ван Гельмонт, бывший врачом, не очень сильно полагался на человеческий рассудок. Он стремился к духовному знанию.

Однако в то время было еще невозможно достичь духовного знания духовным же образом — как мы пы­таемся это делать теперь в антропософии. Тогда чело­вечество еще не заходило так далеко. И Ван Гельмонт использовал старую методику. Он делал то, чему не следует подражать, и я, конечно, никоим образом не хотел бы рекомендовать это. Этого делать нельзя. В настоящее время это уже больше не действует так, как прежде. Но Ван Гельмонт еще делал это.

Видите ли, он брал одно известное растение(36), ядовитое лекарственное растение. При определенных заболеваниях его прописывают. Он брал его. Будучи врачом, он, конечно, знал, что есть это растение нельзя, поскольку от этого можно умереть. Но он лизал конец корня, нижнюю часть корня. Следующим образом он описывал состояние, в которое приходил. Он говорил, что чувствовал нечто такое, как если бы его голова совершенно выключалась, как если бы он оказывался без головы. От этого он как бы лишался головы, ста­новился безголовым. (Речь идет об аконите, который на немецком языке носит название «железная шапка», Eisenhut — прим. перев) Конечно, у него не отпадала голова, но он больше не ощущал ее. При этом он уже ничего не мог узнать с помощью головы. Но теперь область живота у него начинала действовать подобно голове. И смотрите-ка, у него возникало большое про­светление, проявляющееся в форме образов, которые мы сегодня в антропософии называем Имагинациями; его просветление проявлялось в форме образов из ду­ховного мира. В его жизни это стало большим потря­сением, это подтолкнуло его прямо-таки страшным образом; теперь он знал: о духовном мире можно гово­рить не только посредством рассудка, но можно по-на­стоящему увидеть этот духовный мир. Итак, благодаря этому он получал Имагинации из духовного мира.

Это продолжалось два часа. Через два часа у него был совсем небольшой приступ головокружения. За­тем он стал вполне здоровым. Вы можете представить себе, что, конечно, это было значительным потрясе­нием в его жизни; ведь с этого момента он знал, что духовный мир можно увидеть. Но он узнал еще нечто другое. Он узнал, что голова с ее мышлением являет­ся препятствием для созерцания духовного мира.

Мы, конечно, не поступаем так, как поступал Ван Гельмонт, лизавший корень растения — хотя некото­рые люди подозревают нас в подобном, но это чепу­ха, — однако вследствие духовных упражнений мыш­ление, связанное с головой, само отключается. Голова служит только для того, чтобы постигать то, что видят, созерцают посредством остального организма челове­ка. Итак, здесь (то есть, в случае антропософов —прим. перев. ) духовным способом вызывается тот же самый процесс, который вызывал Ван Гельмонт, используя более древний способ.

Сегодня я не собираюсь рассказывать вам всего, что было бы необходимым для того, чтобы еще раз охарактеризовать вам духовнонаучное обучение: это можно сделать при других обстоятельствах. Сегодня же я веду рассказ в связи с вопросом господина Эрбсме­ля. Именно эти два случая, рассказанные мною, имеют непосредственное отношение к воздействию звезд, небесных тел. И поскольку в настоящее время такое воздействие небесных тел вообще отрицают, то и по­добные вещи тоже больше не рассматривают.

Ван Гельмонт испытал столь крупное потрясение в своей жизни, ему это понравилось, и захотелось по­вторять такой опыт, для чего он стал чаще лакомиться верхушкой корня этого растения. Однако у него ниче­го больше не получалось, ничего достичь не удалось.

Что бы это могло означать, — то, что ему не удава­лось достичь того же самого? Видите ли, это означа­ло, что Ван Гельмонт стал делать это с опозданием, так что какие-то (временные) соотношения не согла­совывались с прежними. Сам Ван Гельмонт не мог это объяснить. Конечно, я не могу сказать вам, что вы, по­добно Гельмонту, могли бы и сами достичь того, о чем я рассказал вам, — когда Ван Гельмонт в первый раз смаковал верхушку корня этого растения, Ван Гель­монт не указал дату (события — прим. перев). Однако на основании сведений, которые, хотя и совсем иным путем, могут быть получены из духовной науки, мож­но сказать следующее.

Видите ли, в первый раз, когда Ван Гельмонт по­пробовал эту верхушку корня, наверняка было пол­нолуние. Но он не обратил на это внимания. Позднее он стал делать это уже не в полнолуние, и уже ничего не смог достичь этим способом. От первого раза у не­го кое-что сохранилось; он получил возможность сно­ва и снова видеть кое-что в духовном мире. Но такого продвижения, такого потрясения, как в первый раз, ему уже не удавалось достичь снова.

Живя в XVII в., он уже больше не знал о том, что это зависит от Луны, и верил, что это вызвано исклю­чительно действием корня растения. Но в древности такие вещи были хорошо известны. Вот почему в древности повсюду жило убеждение в том, что звез­ды несомненно оказывают влияние на жизнь челове­ка, животного и растения.

Если исследовать, как происходят такие вещи, то на­до было бы рассуждать так: хотя мы не едим ядовитых растений, но обыкновенные растения мы едим, едим и корни растений. В то время как ядовитые растения мы можем использовать лишь в качестве лекарствен­ных, для лечения, другие растения, неядовитые, мы используем как продукты питания. Видите ли, госпо­да, дело обстоит так: если едят корни растений, то и они, так же, как корни ядовитых растений, находятся под воздействием Луны. Луна оказывает влияние на рост корней у растений. Поэтому определенные кор­ни растений при определенной конституции человека очень нужны. Вы знаете, что в кишечнике, в пищевари­тельных органах появляются паразиты, глисты, и это переносится очень тяжело. Для людей, у которых лег­ко заводятся глисты, хорошим продуктом питания яв­ляется красная свекла (в других лекциях автор говорит также о репе — прим. перев). Если красная свекла попа­дает в кишечник, она раздражает глистов, парализует их, а затем они выходят вместе с фекалиями. Отсюда вы увидите, что корни оказывают влияние на этих низ­ших животных, на глистов. Корни красной свеклы не ядовиты для нас, но для глистов они ядовиты. И опять-таки дело тут обстоит так: вы обнаружите, что глисто­гонные свойства этих растительных корней проявля­ются наиболее сильно, если мы едим их в полнолуние. На эти вещи необходимо обращать внимание.