Смекни!
smekni.com

Семнадцать лекций, прочитанных для Работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с 1 марта по 25 июля 1924 г (стр. 35 из 67)

Видите ли, можно сказать: при изучении корней растений обнаруживается, что растения дают нам нечто такое, что очень сильно воздействует на двигательно-метаболическую систему (система членов те­ла, конечностей и обмена веществ). Люди, имеющие определенные заболевания, могут получить большую помощь, если им назначают корневую диету, дают в пищу корни, причем дают в период полнолуния, а в период новолуния прекращают.

Видите ли, все то, что можно наблюдать у расте­ния, имеет значение и для человека, а именно для размножения и роста последнего. Детей, имеющих в связи с болезнью тенденцию оставаться маленькими, тоже можно кормить корнеплодами, чтобы они лучше росли; только надо производить сказанное в подходя­щее для это время: в детском возрасте, между рожде­нием и седьмым годом жизни. Силы Луны оказывают большое влияние на все то, что в мире животных и в мире людей связано с ростом и размножением. Следо­вательно, Луну необходимо изучать, не только направ­ляя на нее телескоп, надо изучать, как она действует на Землю. Те, кто были учеными в Вавилоне и Асси­рии, точно знали о том, какое влияние она оказывает на то или иное растение и тому подобное. Они не гово­рили о Луне просто как о шаре, который там, наверху странствует в мировом пространстве, нет, они повсю­ду видели воздействия Луны. Эти воздействия Луны обнаруживаются главным образом на поверхности Зем­ли. Они не уходят глубоко в Землю. Они углубляются лишь настолько, чтобы можно было возбуждать корни растений. Они не «застревают» внутри Земли.

Вы могли бы, например, для доказательства то­го, что лунные силы совсем не проникают в землю, спросить пловцов, плавающих при лунном свете. Они быстро вылезают из воды, так как у них возникает чувство, что они тонут. Вода замирает, чернеет. Свет Луны не входит в воду, он вообще не идет в глубину, он не вступает в связь с Землей. Как вы видите, дело в том, что животные и человек находятся под влиянием лунного света, который действует, исходя не из Земли, а лишь от самой внешней ее поверхности, проникая лишь до корней растений. Тем самым вы получаете пер­вое разъяснение относительно звездного неба.

Теперь перейдем к примеру, приведенному мною в связи с Руссо, который парализовал и даже мог убить жабу в жаркой зоне и который сам был парализован в умеренной зоне, в Лионе. Что тут лежит в основе?

Здесь, господа, надо только вспомнить о том, что если Земля, являющаяся шаром, если Земля освеще­на Солнцем, то в жаркой климатической зоне лучи Солнца падают почти отвесно. Тут они действуют со­вершенно иначе, нежели в умеренной зоне, где они падают на Землю косо, под совершенно иным углом. Как рост и размножение у растений и у человека на­ходится под влиянием Луны, точно так же находит­ся под влиянием Солнца то, что является (у челове­ка — прим. перев. ) его внутренней анималистической, то есть животной силой, которая переносится в его взгляд. Действия этой анималистической, этой жи­вотной силы зависят от Солнца. Солнце посредством своих сил обусловливает то, что в Египте человек с легкостью «заколдовывает», парализует жабу, даже мо­жет убить ее, в то время как в умеренной зоне он сам вынужден поддаться влиянию жабы. Это опять-таки зависит от Солнца.

Вам, конечно, известно, что иногда вы испытывае­те затруднения при мышлении, да и во всей своей внут­ренней жизни, а иногда все это идет легче. Это, в свою очередь, зависит от Сатурна, от того, где он стоит.

Так воздействия небесных тел сказываются во всей нашей человеческой, животной и растительной жизни. Только минеральное подвержено земному воз­действию. Поэтому-то с помощью науки, ограничи­вающейся только земным, невозможно прийти к ка­кому-либо пониманию человека. Нельзя узнать, что делают звезды, если игнорировать этот вопрос, если не рассматривать звездные воздействия.

Представьте себе как-нибудь такую ситуацию — се­годня, правда, дело обстоит не так плохо, но раньше та­кое вполне могло произойти — представьте, что кто-то является крупным государственным деятелем.

Но если бы вы спросили у тех, кто живет вместе с ним в его доме, кто для него готовит, например, кухар­ку, которая совершенно не интересуется государствен­ными делами, если бы у нее спросили: «А что этот че­ловек делает?», то, возможно, она ответила бы так: «Он завтракает, ест обед, ест ужин; а больше он и не делает ничего, в другое время он уходит. А больше он и не де­лает ничего». Она просто не знает, что он делает еще.

Современные ученые говорят то же самое, но толь­ко о звездах, о небесных телах, говорят только то, что они могут вычислить, только то, что знают. Другие, прежние люди, хотя бы интересовались тем, а что же звезды делают еще? Вот почему у них и была такая наука о звездах. Они знали, что Луна имеет отноше­ние к растительному началу в человеке, Солнце — к животному началу в человеке, Сатурн же имеет отно­шение к чисто человеческому началу в человеке. Это они развивали дальше.

Они рассуждали так: «Солнце имеет отношение к животному началу в человеке. Если Солнце светит со­всем отвесно, вертикально, то тогда человек в жаркой климатической зоне сильно воздействует на животных».

Видите ли, в Европе, например, имеет место силь­ное взаимодействие между человеком и лошадью; но развить такую внутреннюю, тонкую связь с лошадью, как это бывает у арабов, то есть в жаркой зоне, — в Ев­ропе не способен никто, поскольку такие отношения между человеком и животным именно здесь развиты быть не могут. Это зависит от отвесного падения сол­нечных лучей, от воздействия Солнца.

Смотрите дальше, господа. В Вавилоне и Ассирии знали, что от Солнца исходят определенные воздейст­вия, определенные силы. Люди вели наблюдение за Солнцем (изображается на рисунке). Они рассуждали так: вот созвездие Льва, то есть некая группа звезд на небе, а здесь, скажем, созвездие Скорпиона. Есть в году определенное время, когда Солнце стоит в созвездии Льва, это означает, что Солнце закрывает созвездие Льва, за Солнцем видно созвездие Льва (созвездие за Солнцем можно увидеть, например, во время солнечно­го затмения. Современная астрология, говоря о Солнце во Льве, имеет в виду, как правило, не созвездие Льва, а знак Льва, который в настоящее время смещен по отно­шению к созвездию на 18 градусов; протяженность зна­ка Льва от 120 градуса по 150 градус, тогда как протяжен­ность созвездия Льва от 138 градуса по 173 градус; знаки имеют равную протяженность по 30 градусов, тогда как протяженность зодиакальных созвездий меняется от 18 градусов у Весов до 46 градусов у Девы —прим. перев. ) В другое время Солнце перекрывает созвездие Скорпио­на, или созвездие Стрельца, или другую группу звезд.

Вавилоняне и ассирийцы знали: человек оказы­вает наиболее сильное воздействие на животное, ко­гда Солнце стоит перед созвездием Льва; это воздей­ствие наиболее слабо, если Солнце стоит в созвездии Девы или Скорпиона. Следовательно, они знали не только о том, какая планета имеет отношение к тому или иному действию человека, но знали также и о том, как на такое отношение влияет положение Солнца, закрывает ли оно созвездие Льва или Скорпиона, от этого влияние изменялось.

Что же делают сегодня? Сегодня просто рассчи­тывают: Солнце стоит в Зодиаке в Овне, в Тельце, в Близнецах, в Раке, во Льве, в Деве, в Весах, в Рыбах и так далее; рассчитывают, как долго оно стоит в созвез­дии, когда оно туда войдет и тому подобное. Знают, что 21 марта Солнце стоит в созвездии Рыб, но боль­ше ничего не знают. Древние вавилоняне и ассирий­цы еще знали, например, то, что если Сатурн стоит в определенном созвездии, которое называли Плеядами (в настоящее время 1 градус Близнецов — прим. перев), то тогда человеческой голове предоставляется наиболь­шая свобода. Все это они знали. Они могли с легко­стью выносить суждения на эту тему, поскольку жили в более жаркой местности, чем наша, и потому, что они создали определенную науку, в соответствии с которой они объясняли всего человека, ориентируясь на небо.

Эту науку можно было применять по отношению к человеку; однако постепенно эту науку забыли. В то время обозревали как планетную систему, так и небо неподвижных звезд. Знали, что в зависимости от то­го, стоит ли планета тут или там, человеческая жизнь складывается так, или иначе. Знали, что если Солн­це стоит во Льве, то оно оказывает наиболее сильное влияние на человеческое сердце.

Дело вот в чем. Люди наблюдали, как ведут себя ми­нералы. При этом рассуждали они так: на растения, жи­вотных и людей звезды действуют; на минералы они не действуют. На минеральное действует только Земля. Но минералы возникли на Земле не сегодня, они возникли значительно раньше и в древнейшие эпохи были расте­ниями. Все минералы были растениями. Относительно каменного угля вам известно, что это были растения. Но так же, как каменный уголь, все остальные минера­лы тоже были растениями. Тогда на них воздействова­ла Луна, а в более ранние эпохи воздействовало и Солн­це, а в еще более ранние — Сатурн. Люди хотели узнать, на какие минералы в очень древние времена, когда они еще были растениями, оказывало влияние Солнце. Для этого проверялось воздействие минералов (включая металлы — прим. перев. ) на человека и было выявлено, например, следующее: если Солнце стоит перед созвез­дием Льва, и оказывает сильное влияние на сердце че­ловека, то аналогичное воздействие на сердце оказыва­ется и в том случае, если человеку вводят золото. Отсюда заключали, что Солнце когда-то оказывало наибольшее влияние именно на золото. Или если Сатурн находился в созвездии Плеяд, то наиболее сильное влияние ока­зывалось на голову человека. Она становилась как бы независимой, свободной. Затем испытывали, какой из минералов (металлов — прим. перев. ) когда-то, будучи еще в состоянии животного — ибо перед тем, как быть растениями, минералы были животными, — мог по­лучать наибольшее воздействие от Сатурна. При этом обнаруживали, что это свинец. Так выясняли, что сви­нец тоже действует на человеческую голову освобождаю­щим образом, делает ее независимой, свободной. Вот почему тем, у кого голова была тупой — это возникало вследствие того, что определенные пищеварительные процессы, которые не должны были бы происходить в голове, происходили в результате заболевания имен­но в голове, — итак, такому больному давали свинец.