Смекни!
smekni.com

Семнадцать лекций, прочитанных для Работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с 1 марта по 25 июля 1924 г (стр. 37 из 67)

Очень интересным примером тому может служить случай, произошедший пару лет тому назад. Один шведский ученый(39) приступил к чтению древней ал­химической книги, в которой говорилось о свинце, о серебре, о том, что произойдет, если в свинец добавить серебро, что случится, если добавить золото и так далее. Что же сделал этот ученый? Он сказал: мы приняли к сведению то, что написано, теперь мы проделаем все это! И он стал повторять все это в своей лаборатории, взял свинец в том виде, каков он есть сейчас, взял се­ребро в том виде, каково оно сейчас, обработал на огне, как было написано, — но ничего из этого не вышло!

Ничего и не могло выйти, потому что то, что он там вычитывал, были именно такие знаки. Он считал, что знак О означает золото; следовательно, он брал золото и обрабатывал его химически. Этот знак ФФФФФФФФФФФ означал сви­нец; итак, я беру свинец и обрабатываю его химически.

Однако весь ужас состоял в том, что тот человек, алхимик, у которого все это вычитал шведский уче­ный, имел в виду в данном случае не металлы, а пла­неты. Он имел в виду, что если смешать солнечные си­лы с силами Сатурна и Луны — описанное в данном месте относится к эмбриону человека, — итак, если на ребенка в теле матери действуют солнечно-лунные си­лы, тогда происходит то-то и то-то.

Стало быть, с этим шведским ученым случилось так, что он, используя внешние металлы, хотел про­делать в реторте то, что у указанного алхимика отно­силось к эмбриональному состоянию в материнском теле. Конечно, ничего не подтвердилось, ведь он дол­жен был бы наблюдать процесс возникновения, про­исходящий в материнском теле; тогда он мог бы подой­ти к этой проблеме. Видите, вот как мало понимают сегодня то, что имели в виду в этой древней науке.

Все это показывает вам, как, в сущности, следует дать ответ на вопрос, поставленный господином Эрбс­мелем. На него следует отвечать так, чтобы довести до сознания следующее: да, конечно, с новой наукой все обстоит хорошо, прекрасно и правильно; сегодня можно точно рассчитать местоположение звезды, мож­но рассчитать ее удаление от другой звезды, можно посмотреть в спектроскоп и увидеть, какого цвета спек­тральные линии, можно даже определить отсюда ве­щественный состав звезды. Но как звезда воздейству­ет на Землю — это надо исследовать заново! Это нельзя исследовать так, как это делают сегодня многие люди: они просто берут древние книги. Конечно, это было бы легко, если бы можно было просто взять древние кни­ги и узнать из них все то, чего не знают люди сегодня. Однако даже при Парацельсе это уже не годилось; лю­ди не понимают книг, так как читают они их «нынеш­ними» глазами. Речь идет о том, чтобы научиться зано­во открывать те влияния, которые оказывают звезды на людей. Это возможно только с помощью духовной науки, с помощью антропософской духовной науки.

Так может быть заново открыто не только то, где располагается Луна, но и как связана Луна со всем чело­веком. Таким образом, приходят к тому, что ребенок в течение десяти лунных месяцев, то есть десять раз по четыре недели переживает в теле матери воздейст­вие Луны; причем переживает воздействие Луны так, что за это время ему приходится пережить восемь, девять, десять полнолуний. Эмбрион плавает в плодо­вых водах и, следовательно, является до своего рож­дения совсем иным существом, он защищен от земных сил. Это наиболее важно, то, что он защищен от зем­ных сил и находится преимущественно под влиянием Луны, хотя другие небесные тела тут тоже влияют.

Видите ли, должно произойти так, чтобы уже сего­дня в наших университетах и в наших школах, даже в средней общеобразовательной школе изучались со­вершенно иные предметы; чтобы в первую очередь изучали человека, человеческое сердце, человеческую голову, изучали, как все это связано со звездами. В университетах, во-первых, должно даваться описание, как из совсем маленького человеческого семени развива­ется человеческий эмбрион в течение первой, второй, третьей, четвертой, пятой недель и так далее. Это уже есть, такое описание имеется, но нет еще другого описания; о том, что делает в то же самое время Луна. Наука о физическом возникновении человека может появиться только тогда, если на одной странице бу­дет описано, что происходит в теле матери, а на дру­гой странице будет описана деятельность Луны.

И опять-таки, надо совершенно отчетливо пред­ставлять себе, что, например, в случае смены зубов на седьмом году жизни надо описывать не только то — именно это случается сегодня, — что представляют со­бой молочные зубы, как вырастают другие, а молочные зубы вытесняются. Надо описывать это с позиций науки о Солнце; ибо этот процесс зависит от солнечных сил.

Точно так же и при описании половой зрелости че­ловека имеют в виду чисто физические процессы. Одна­ко они зависят от Сатурна; необходима наука о Сатур­не. Дело не следует вести так, как ведется оно сегодня, когда каждый предмет освещается сам по себе. При таком подходе может произойти то, что произошло в больнице одного европейского города. В университет­скую клинику пришел один больной, он полагал, что у него заболевание селезенки. И вот он спросил: в ка­кое отделение должен я обратиться с заболеванием се­лезенки? Там ему пояснили, что он может направиться в любое отделение. Но там он, к несчастью, упомянул, что, кроме того, у него и печень больная. Тогда ему ска­зали: вы не наш больной, вы должны быть переведены в другую клинику, где находятся больные с заболева­ниями печени, а у нас только больные с заболеваниями селезенки. Он оказался между двумя охапками сена, подобно тому известному (буриданову) ослу, который находился между двумя охапками сена, равными по размеру и совсем не отличавшимися друг от друга.

Это знаменитая логическая иллюстрация пробле­мы свободы воли! Говорят: что сделает осел, если он стоит между двумя охапками сена, которые одинако­вы по величине и одинаково сильно пахнут? Если он решит оборотиться налево, то он думает, что справа так же вкусно; решит оборотиться направо —думает, что слева так же вкусно. Так он и вертелся, то туда, то сюда, пока не околел с голоду между двух охапок сена! Вот и этот больной с двумя заболеваниями не знал, куда обратиться, и тоже мог бы умереть, решая, направиться ли ему в отделение по заболеваниям пе­чени или в отделение по заболеваниям селезенки!

Я упомянул об этом только для того, чтобы пока­зать, что сегодня каждый знает кое-что о самом ма­леньком кусочке мира. Но сегодня это значит ничего вообще не знать! Ведь если сегодня человек хочет узнать что-либо о Луне, ему надо идти в обсервато­рию, в планетарий и там спрашивать. Но там, в свою очередь, ничего не знают о возникновении человека. Тут надо обращаться с вопросами к гинекологу, аку­шеру, профессору по женским болезням. Однако ни один из них ничего не знает о небесных телах. А ведь эти две вещи взаимосвязаны.

Беда современного знания состоит в том, что ка­ждый знает только о части мира, а в целом не знает никто. Поэтому происходит так, что современная наука, особенно если ее преподносят в популярных лекциях, производит страшно скучное впечатление. Конечно, господа, предмет оказывается скучным, ес­ли вам рассказывают только о том, что составляет ничтожную часть предмета.

Допустим, вы хотели узнать, как выглядит стул, которого здесь нет, а кто-то описывает вам древеси­ну, тогда как вы хотите знать, как стул сформирован, построен. Так же скучно сегодня изучать антрополо­гию, как ее теперь называют, науку о физическом че­ловеке, скучно, поскольку совместно с этим не описывают, по каким причинам это происходит. А если это описывают, то без всякого отношения к предмету.

Следовательно, астрология, наука о звездах, толь­ко тогда будет приведена в порядок, когда она будет связана с антропологией, наукой о человеке. Об этом идет речь; именно в такой форме я мог сегодня кон­кретно ответить вам на заданный вопрос. Действи­тельно, происходит так, что такие важные вещи, как те, о которых я рассказывал вам в связи с Руссо и Ван Гельмонтом, — это факты, но их нельзя понять, ог­раничиваясь рассмотрением одной Земли. Но такие важные вещи понимать надо. Люди стали проявлять склонность к материализму даже в словоупотреблении. Ведь как, к примеру, называют то, что какой-либо че­ловек может своим взглядом парализовать животное? Это назвали магнетизмом. Да, но ведь слово «магне­тизм» позднее стали употреблять лишь по отношению к железу, по отношению к магнитам. И если сегодня этот термин используется на научном уровне, то гово­рят лишь о том, что относится к железу, опасаясь не­правильного использования слова «магнетизм». Толь­ко шарлатаны еще говорят о том, что человека можно магнетизировать, однако у них больше нет никакого представления об этом. Именно для того, чтобы про­никать в такие вещи, необходима духовная наука.

Следующий раз — в девять часов утра в среду.

ОДИННАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ

Дорнах, 8 ноября 1924 г.

Ну, как, господа, подготовили ли вы вопросы на сегодняшний день?

Автор вопроса: По какой причине при смерти Хри­ста Солнце затмилось на три часа?

Доктор Штайнер: Да, господа, это, конечно, очень значительный вопрос, по какой причине при смерти Христа Солнце затмилось на три часа? Видите ли, этот вопрос, насколько вы можете себе представить, этот вопрос тоже очень, очень сильно занимал меня(40). Я могу предположить, что и для автора вопроса этот вопрос тоже очень важен, причем он обнаруживает прежде всего, то, что в подобные вещи современные люди больше не верят. Поэтому еще в XIX в. для таких вещей предлагали очень простое решение. Го­ворили так: на самом деле этого не было, это просто образ, и не надо придавать таким вещам большого зна­чения. Однако, господа, дело обстоит совсем не так! И если очень тщательно исследовать все то, о чем можно узнать из содержания духовной науки, то приходишь к тому, что во время смерти Христа происходило сол­нечное затмение, по крайней мере, сильное закрытие Солнца, так что ко времени наступления смерти в дан­ной местности имело место помрачение, затемнение. Нельзя было бы просто игнорировать такие вещи, от­рицая их; надо, конечно, выяснить, в чем дело.