Смекни!
smekni.com

Семнадцать лекций, прочитанных для Работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с 1 марта по 25 июля 1924 г (стр. 4 из 67)

Благодаря тому, что египтяне открыли эфирное тело, сложилась вся их религия, ибо она является ре­лигией эфирного тела. Если взять наиболее важное из египетской религии, то это — следующая легенда. Египтяне везде рассказывали ее подобно тому, как в из­вестное время в Европе рассказывали о евангельских событиях. Египтяне рассказывали так: есть высокий бог; они называли этого высокого бога Осирисом. Этот высокий бог есть благодетель человечества. Он созда­тель всего, что приходит к человеку посредством вод­ного элемента. Но у него есть враг. Этот враг живет в знойном ветре, который дует из пустыни. Вот здесь бы­ла эта пустыня (изображается на рисунке). Так что у египтян было два божества: Осирис и Тифон, Осирис и его враг Тифон. Все то, что египтяне наблюдали в природе, они видели в то же время и в человеческой жизни. Но они в отличие от индусов брали за основу не физическое тело, а тело эфирное. Далее их легенда гласила: однажды Тифон убил Осириса и похитил его. Супруга Осириса, Исида, отыскала труп и разные его части похоронила в разных местах. По этому повсюду в качестве памятников были воздвигнуты архитектурные сооружения. С тех пор Осирис является владыкой умерших. Когда-то он был владыкой живых, но затем стал владыкой умерших. Египтяне уже думали на тему смерти. Вы ведь знаете — это я вам уже рассказывал, — через несколько дней после смерти эфирное тело чело­века уходит: тогда человек постепенно снова приходит в сознание. Это выражено в легенде таким образом, что Осирис уходит, но Исида снова возвращает его. Чело­век снова получает свое сознание после смерти.

Так что можно сказать: египтяне пришли к тому, что человек имеет эфирное тело. Это очень интересно! Индусы еще признавали в качестве духовного начала физическое тело. Египтяне же в качестве духовного начала рассматривали эфирное тело.

2. Египтяне: эфирное тело духовно. Осирис, Ти­фон и Исида.

И все то, во что верили египтяне, все то, над чем они работали, было, в сущности, эфирным телом. Это целиком определяло их воззрения.

Видите ли, господа, вам приходилось наблюдать у египтян еще одно: это мумии. Недавно я указал вам на это(5), я сказал: когда средневековые медики говори­ли о мумиях, они имели в виду нечто духовное; я объ­яснял это вам. Однако если сегодня заходит разговор о мумиях, то имеют в виду только египетские мумии. Трупы бальзамировались, причем бальзамировали умело, и сохраняли. Почему же это было? Египтяне знали только об эфирном теле и сохраняли физиче­ские тела для того, чтобы если человек когда-нибудь будет жить снова, то он снова смог бы найти свое физи­ческое тело. (Верования такого рода существовали в глубокой древности и сохраняются даже поныне. Мэн­ли П. Холл сообщает: «Распространенное убеждение в том, что египтяне мумифицировали своих мертвых для того, чтобы сохранить их форму до воскрешения, неприемлемо в свете современного знания об их философии смерти». Далее он же пишет: «Ранние христиа­не, следуя Священному Писанию, сохраняли тела мертвых в соленой воде, чтобы в день воскресения мертвые могли восстать в хорошо сохранившемся те­ле. Веря в то, что вскрытие, необходимое для извлече­ния внутренностей и дальнейшего бальзамирования, препятствует возвращению духа в тело, христиане хо­ронили мертвых без использования тщательно разра­ботанной процедуры мумификации, принятой егип­тянами». По той же причине современные христиане избегают кремации и патологоанатомического вскры­тия тела. Кроме того, там же: «Сервий, комментируя «Энеиду» Вергилия, делает следующее наблюдение: «Мудрые египтяне заботились о бальзамировании сво­их тел, клали их в катакомбы, чтобы душа еще долго могла быть в контакте с телом и не скоро отчуждалась от него... » Рудольф Штайнер сообщает в ПСС том 216, что главной причиной мумифицирования было под­держание общения с демоническими лунными суще­ствами, подселявшимися в мумии и сообщавшими жрецам через двойника КА и душу БАЙ умершего сведения из духовного мира — прим. перев). Если бы они знали об астральном теле и о "Я", то они не стали бы верить, что физическое тело надо сохранять (см. при­мечание 6а). Они знали только об эфирном теле, кото­рое и вправду очень духовно. Если бы им было известно о "Я" и об астральном теле, то они говорили бы так: они сами построят для себя физическое тело. Но им было известно лишь это тонкое эфирное тело; поэтому-то они и верили, что необходимо сохранять физическое тело, чтобы человек нашел его, вернувшись снова (см. примечание 6а). Итак, существование эфирного тела было открыто египтянами.

Теперь мы переходим к третьему, к вавилонянам. Они были широко и разносторонне образованы, у них было хорошо проработано мышление, так что много мыслей, принадлежащих вавилонянам, сохраняется до сих пор. Но особенно хорошо было разработано у них учение о звездах. Они строили высокие астро­номические башни, с которых наблюдали за звезда­ми. Они уже тогда заметили, что человек зависит не только от того, что находится на Земле, но зависит и от того, что происходит со звездами. Они особенно хорошо исследовали воздействие звезд на человека и в первую очередь подвергали наблюдениям чередо­вание времен года. Благодаря звездам год оказывал большое влияние на человека. Итак, вавилоняне от­влекались от своей жизни на Земле и создавали уче­ние о звездах: знания о воздействии звезд на человека они сделали специальной наукой. Вот почему в основу системы счисления они положили числа шестьдесят, двенадцать и так далее.

Они, например, подсчитывали деньги, используя числа шестьдесят и двенадцать. Только позднее появи­лась десятеричная система счисления, счет на десятки. Но даже сегодня в случае с английским шиллингом вы обнаруживаете эту вавилонскую систему счисления по дюжинам(6). Итак, именно в Вавилоне эта система счисления была сведена с неба на Землю. На что же у человека оказывал особое воздействие мир звезд? На астральное тело, господа. Астральное тело целиком и полностью подчинено влиянию звездного мира. Но поскольку в настоящее время астрономия ничего не же­лает знать об астральном теле, она не предпринимает усилий по наблюдению влияния звезд на человека. То, что вычисляет нынешняя астрономия, действительно не оказывает особо сильного влияния на человека. Но наука о звездах у вавилонян была весьма тонкой. И бла­годаря ей они открыли астральное тело человека. Это нечто удивительное. Мы можем сказать: вавилоняне открыли астральное тело духовным образом.

3. Вавилоняне: Астральное тело духовно. Поэтому астральное тело получило такое название. Вавилоняне первыми открыли его. А поскольку открыли его благодаря звездам, благодаря астраль­ному — астрологии, астрономии, науке о звездах, уче­нию о звездах — то его и назвали астральным телом (то есть звездным — прим. перев. ). Итак, вы видите, что следующие друг за другом народы открывали, ис­ходя из духа, одно за другим: индусы — физическое тело, египтяне — эфирное тело, а вавилоняне — аст­ральное тело.

Если исследовать, что лежит в основе вавилон­ской мифологии, окажется, что это звезды. Только не позволяйте современной науке с ее книгами вводить себя в заблуждение. Тут один ученый говорит: перво­начально все религии произошли из звездного культа. Поэтому, мол, мы должны рассматривать астральный, звездный культ как первоисточник всех религий. Дру­гой же говорит так: нет, все религии возникли из по­клонения природе; поклонялись ветру, грозе. Третий скажет: все религии происходят от стихий, от воды и ее влияний. Да, господа, но на чем основано разно­гласие? Кто скажет вам, что религия происходит от звездного культа, не изучал ничего другого, кроме вавилонской эпохи. Он полагает, что если так было у вавилонян, то и везде так было. Тот, кто говорит вам, что религия основана на поклонении стихиям, не изу­чал ничего, кроме Египта. Он смотрит на все с точки зрения египтологии. И он говорит: все религии воз­никли как поклонение ветру и грозе. Разногласие воз­никает оттого, что эти люди ограничены, они изучают лишь отдельные предметы. Религии же имеют самые различные источники.

Кроме того, говорил я вам, есть еще один неболь­шой народ в Палестине евреи, иудеи. Видите ли, они жили среди других народов, но были не совсем доволь­ны этими народами. Вы можете прочесть в Библии, в Ветхом Завете, как евреи все время были недовольны и как складывались у них отношения с совершенно невоспринимаемым духовным Существом. Ведь физическое тело вполне воспринимаемо, видимо. Эфирное тело проявляется в разливах, в водных воздействи­ях Нила, оно тоже налицо. Астральное тело вавило­нян, хотя и невоспринимаемо на Земле, но, изучая звезды, обнаруживают астральное тело. Евреи же не желали иметь дело со всем перечисленным, а лишь с невоспринимаемым, с невидимым Богом. Кто же этот невидимый Бог? Он тот, кто действует на человече­ское "Я". Итак:

4. Евреи: "Я" духовно (Яхве).

Евреи приходили к "Я" как к духовному началу и называли его «Яхве».

Вот ведь какая история! Вы можете прочесть сколько угодно книг по истории, однако вы не пойме­те, как развивались древние народы. Вам расскажут обо всем на свете, о всевозможных войнах, о царях; все это вызывает в голове человека калейдоскопиче­ский хаос; но непонятно, в чем же дело. Вам в лучшем случае расскажут о религиях; но никто не знает, отку­да же они произошли. Но теперь вы знаете: человек состоит из физического тела, эфирного тела, астраль­ного тела и "Я", и все они последовательно, друг за дру­гом, сперва были открыты людьми, а затем легли в ос­нову их мировоззрений. Вы получаете такую картину: индусы открыли физическое тело, египтяне — эфир­ное тело, вавилоняне — астральное тело, евреи от­крыли "Я". Мало-помалу обнаруживалось, что человек имеет эти различные тела. Это знание не свалилось с неба, это было открыто людьми в соответствии с ус­ловиями их жизни.

1. Индусы:

2. Египтяне:

3. Вавилоняне:

4. Евреи:

физическое тело духовно эфирное тело духовно Осирис, Тифон, Исида астральное тело духовно «Я» духовно Яхве