Смекни!
smekni.com

Семнадцать лекций, прочитанных для Работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с 1 марта по 25 июля 1924 г (стр. 40 из 67)

Разговор, о котором я вам теперь рассказываю, состоялся перед Мировой войной 1914—1918 гг. Вы ви­дите, господа, что люди больше не захотели следовать великим общечеловеческим принципам, они захотели обособленного развития национальных, народных сил, и именно это привело к Мировой войне! Это величай­шее несчастье XX в. возникло от того, чего евреи тоже хотели. Можно сказать так: поскольку все то, что де­лали евреи, в настоящее время сознательным образом могли бы делать все люди, евреям не остается ничего лучшего, как войти в остальные народы, смешаться с всем остальным человечеством так, чтобы еврейство просто прекратилось в качестве народа. Вот то, что бы­ло бы идеалом. С этим в настоящее время вступают в противоречие многие еврейские обычаи, но прежде всего ненависть других людей. Именно это должно быть преодолено. Но преодолеть такую вещь невоз­можно, если все останется по-прежнему. Если евреи чувствуют себя обиженными, когда кто-то говорит: «Сре­ди вас нет скульпторов», то обижаться не надо; можно сказать: «Ведь не должны же, наконец, все люди быть скульпторами!» Благодаря своим личным способно­стям вы можете заниматься чем-то иным! Для ваяния евреи не подходят; ведь даже в десяти заповедях у них записано: «Не сотвори себе кумира» («Ты не должен делать изображения твоего Бога»), поскольку они не хотели наглядно изображать сверхчувственное. Но тем самым характеризуются личные качества.

Не правда ли, вы можете просто представить себе: если я создаю образ, пусть даже описательный, как это часто приходится делать — то есть описывать — в ду­ховной науке, то другой человек может запомнить его, наслаждаться им, познавать его — это уж как он хочет. Но если я не создаю никакого образа, тогда я все время должен лично находиться под самим воздействием (то есть под воздействием того, что могло бы воплотиться в образ — прим. перев. ); в настоящем случае это (порож­дающее образ воздействие —прим. перев. ) не отделяется от меня. Поэтому оно принимает личностный характер. Люди должны прийти к тому, чтобы видеть в другом человеке духовное начало. Сегодня среди евреев гос­подствует, прежде всего, расовое, расистское начало. Они и браки заключают прежде всего друг с другом. Следовательно, они еще руководствуются расовым, ра­систским, а не духовным. И на вопрос о том, выполнил ли еврейский народ свою миссию в человеческой позна­вательной эволюции, необходимо ответить так: он ее выполнил, потому что народ, культивирующий извест­ный монотеизм, единобожие, должен был существовать здесь раньше. Но в настоящее время монотеизм должен выступать в форме духовного познания. Вот почему миссия является исполненной. Вот почему эта еврейская миссия как таковая, именно как еврейская, больше не нужна в эволюции, и единственно правильным было бы то, если бы евреи в результате ассимиляции с дру­гими народами растворились в других народах.

Вопрос: Почему судьба этого народа оказалась та­кова, что он должен был отправиться в изгнание?

Доктор Штайнер: Видите ли, господа, тут надо рас­сматривать в целом как форму, так и характер этого из­гнания. Еврейский народ, живший во времена Христа, среди которого Христос умер, жил в окружении совсем другого народа, среди римлян. Представьте себе, что было бы в том случае, если бы римляне попросту захва­тили Палестину, убив тех людей, которых они хотели убить, изгнав других, и евреи уже тогда имели бы наме­рение или стремление смешаться с другими народами? Что бы произошло в этом случае? Римляне завоевали бы Палестину, часть евреев была бы убита; другие же были бы, как говорят сегодня, так как это делают, все страны, высланы и могли бы жить где-нибудь в ином месте.

Но у евреев не было ни намерения, ни стремления смешиваться с другими; напротив, повсюду, где оказы­валась хотя бы пара евреев, они жили исключительно друг с другом. Они были рассеяны во все стороны; но благодаря тому, что они жили лишь друг с другом, за­ключали браки только в своем кругу, это становилось заметным, было замечено, что они, как евреи, являют­ся чуждыми. В ином случае никто не заметил бы, что они находятся в изгнании. Это стремление самих ев­реев привело к тому, что становилось заметным: они находятся в изгнании. Это лежит во всем характере еврейства. Последующие поколения удивлялись тому, что евреи были изгнаны, что они были вынуждены жить в состоянии отчужденности. Но ведь это проис­ходило почти повсеместно! Как только иные люди сме­шивались с остальными, ничего подобного не было заметно. В характере еврейства заложено то, что они повсюду упорно консолидируются. В этом отношении можно сказать: вследствие сплочения, консолидации людей становятся заметными те вещи, которые в ином случае остались бы незамеченными.

Конечно, становится горько и тяжело на сердце, когда читаешь, как евреи в средние века жили в гетто, то есть в тех кварталах городов, где их пребывание раз­решалось. Они не смели приходить в другие кварталы городов; даже ворота гетто были закрыты и тому подоб­ное. Однако, видите ли, ведь говорят об этом потому, что евреи были консолидированы в гетто, потому что это было заметным! Ведь и другим людям приходилось точно так же плохо, хотя и не в той форме, а в другой. Не правда ли, евреи оставались в своих гетто, консо­лидировались там, и о них знали: они не могут выйти наружу. Но другие люди, которые ежедневно должны были работать с раннего утра до позднего вечера, они тоже не могли выйти наружу, даже ворот не было; им было точно так же плохо! Так что можно сказать: та­кие вещи основаны единственно лишь на видимости, они основаны на видимости так же, как и многое в ми­ровой истории основано лишь на внешнем виде.

Время сегодня таково, что все эти вещи следует освещать с точки зрения действительности. При этом приходят к следующему: там, где исполняется судьба, дело идет о том, что поистине является внутренней судьбой, или, как мы ее называем с помощью восточно­го термина, кармой. Это роковое изгнание было у евре­ев создано их собственным характером; они упорны и они всегда сохраняли себя в отчужденности. Это созда­вало то, что в более позднее время становилось сильно заметным, так что об этом говорят и по сей день.

С другой стороны, это вызвало то, что евреев от­личают от других и приписывают им всевозможные проделки, причины которых неизвестны. Не правда ли, если в местностях, где господствует суеверие, убивают человека и не могут найти преступника, и если там живет не пользующийся любовью еврей, то гово­рят: евреям нужна на Пасху человеческая кровь, они убивают людей. Разговоры о таких вещах были, пото­му что евреев отличают от других. Но и сами евреи приложили страшно много усилий ради того, чтобы их отличали от других. Сегодня имеется настоятель­ная необходимость, чтобы по отношению ко всем этим вещам строго выдвигалось именно общечеловеческое, а не расовое или национальное.

Вопрос: Какое мировое значение имели те семьде­сят душ древних израильских семейств, из которых складывалось человечество?

Доктор Штайнер: Тут дело обстояло так, господа: с давних пор на Земле существуют самые различные народы. Эти различные народы к настоящему време­ни уже потеряли свое значение. Я говорил вам прямо: цениться должно только общечеловеческое. Но если мы возвращаемся назад в развитии человечества, то мы находим земное население разделенным на самые различные народы. Как в явлениях природы живет духовное начало, так и в народах тоже живет духов­ное начало. В каждом народе присутствует ведущий народный дух. Поэтому я в моей «Теософии» сказал: на­родный дух — это не просто абстрактное слово! Ведь чем является сегодня для материалиста французский народ? Это столько-то и столько-то —двадцать четыре миллиона человек, собранных в кучу в Западной Евро­пе. И затем, воспринимая это совершенно абстрактно, исследуют отличительные качества этого народа. Но дело обстоит не так! Как у растения существует заро­дыш, точно так же у духовного начала народа сущест­вует нечто подобное зародышу, которое потом разви­вается. Во всем народе живет вполне реальный дух.

Если вы, господа, согласитесь с тем, о чем было сейчас мною сказано, что евреи на протяжении исторического развития имели миссию распространять едино­божие, тогда вы поймете: этот еврейский народ имен­но как народ должен был быть подготовлен к такой мис­сии. Вот почему случилось так, что различные народные духи, из которых каждый обычно в отдельности за­ботился о каком-то народе, в период первоначального возникновения в мире еврейского народа заботились обо всем еврейском народе. Не правда ли, если мы возьмем вавилонян (изображается на рисунке) и затем приходим к ассирийцам, египтянам, грекам, римля­нам, то мы говорим: индийский народный дух, вавилон­ский народный дух, ассирийский народный дух, египет­ский народный дух, греческий народный дух, римский народный дух и так далее. Итак, они отличаются друг от друга, эти народные духи, и каждый народный дух в отдельности заботится лишь об одном народе. В случае же еврейского народа на клочке земли в Сирии — там, где этот еврейский народ развивался — на него, на этот народ, оказывали влияние все эти народные духи, так что, по существу, воля всех этих народных духов уже жила в этом одном еврейском народе.

Мне хотелось бы пояснить вам это с помощью одно­го образа. Представьте себе, что каждый из вас находит­ся в своей домашней обстановке и делает там то, что вы обычно делаете в своей домашней обстановке. Следо­вательно, каждый из вас теперь — господин Долингер, господин Эрбсмель, господин Бурле и так далее — на­ходится в особом кругу. Так было и в случае этих народ­ных духов. Но вот, скажем, вы решили защищать ин­тересы рабочего класса; в этом случае вы не остаетесь в своем доме, вы проводите собрание, вы собираетесь вместе, проводите совместные обсуждения, и то, что исходит от вас, исходит от вашей организации, вашего сообщества. Можно сказать так: то, что эти народные духи культивировали у других народов, каждый из них выполнял для себя, в обстановке своего «народно­го дома»; то, что они культивировали в еврействе, они делали, собравшись на духовное собрание; на одних ев­реев это действовало сильнее, на других — слабее. Это отражено в Библии, где говорится, что в израильском народе в семидесяти душах правили духи народов, все они оказывали влияние. Однако это влияние, быв­шее очень сильным, превратило евреев в некотором смысле в народ космополитов, и это свойство они упор­но сохраняют. Они могут где угодно собираться вме­сте и сохранять там еврейство, поскольку они таким образом все еврейство несут в самих себе.