Смекни!
smekni.com

Семнадцать лекций, прочитанных для Работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с 1 марта по 25 июля 1924 г (стр. 41 из 67)

Стоит обратить внимание, что еврейство все несет в себе! Если вы, например, войдете в такие общества, в такие масонские общества, вроде Odd Fellows, где нет но­вого духовнонаучного знания, но есть древнее знание в том виде, который им самим больше непонятен, то вы обнаружите там в используемых словах нечто от всевоз­можных древних народов; египетские предметы, цере­монии, слова, ассирийские, вавилонские слова и знаки, церемонии и так далее. Но по преимуществу вы найдете там именно еврейское, так называемую Каббалу и тому подобное. Еврейское в этом направлении носит поисти­не космополитический характер, оно приспосабливает­ся ко всему, но хранит свое, первоначальное, поскольку именно это свое, первоначальное оно несет в себе. Вот почему и с древнееврейским языком дело тоже обстоит так: древнееврейский язык содержит в себе многое, за­ложенное изначально, относительно как духовного, так и физического; вот почему всегда очень многое выража­ется с помощью древнееврейских слов. У евреев была такая отличительная особенность: записывать только согласные; гласные же добавлялись потом с помощью до­полнительных знаков. Эти гласные, в сущности, даже не записывали на бумаге. Каждый мог их произнести по-своему, так что один говорил «Иегова», другой — «Иеге­ва», третий — «Иехаве», четвертый — «Иогаве». Гласные были различными, в соответствии с ощущением. Поэто­му то, за чем священники закрепляли одно произношение, как имя «Иегова», называлось «непроизносимым именем», поскольку в данном случае не разрешалось использовать те гласные, которые хотелось.

Благодаря своей цепкости еврейство обладает тем, что указывает на форму, в которой проявлялось участие различных народных душ в становлении еди­ной нации. Если затем вы видите евреев в различных областях, то вам придется внимательно присматри­ваться, чтобы распознать еврейское начало среди тех евреев, которые ассимилировались, сотрудничая среди других. Вы ведь знаете, что значительнейший государ­ственный деятель XIX вв. был евреем(43). Итак, ассими­лировавшихся евреев больше уже не отличают от дру­гих. Впрочем, тот, кто является знатоком, по одной фразе определит, что говорит еврей; в речи еще есть еврейская стилизация, если только это не имитация; конечно, современные люди очень многое имитируют. Но евреи имитируют мало. Можно заметить, как еврей повсюду исходит из того, что может быть мысленно зафиксировано. В этом состоит отличительное свойст­во. Это связано с тем собором народных душ, которые сотрудничали все вместе; так что даже сегодня еврей полагает, что если уж он что-либо говорит, это должно быть, без всякого сомнения, правомерно. Он исходит из того, что выведено из частного. Это очень интерес­но! Предположим, что собралось определенное число людей, трое, четверо, пятеро; один из них еврей, ос­тальные не евреи. Допустим, они являются представи­телями какого-то общества. То, что я рассказываю, не выдумано, мне пришлось это пережить. В этом общест­ве царили разные мнения. Допустим, что эти пять чело­век, между которыми один еврей, говорят. Одни будут говорить так: да, очень трудно постричь всех этих лю­дей под одну гребенку, добиться единомыслия; чтобы добиться компромисса, тех, кто в меньшинстве, надо уговаривать вот так, а тех, кто в большинстве — вот так. Компромисс будет достигнут в результате того, что люди будут определенным образом говорить друг с другом. Второй (не еврей) будет говорить так: да, но я жил среди людей, которые находятся в меньшинстве, я знаю, как трудно будет их убедить! Третий, предста­витель меньшинства говорит так: все это не годится, у нас больше нет никакого желания в этом участвовать! Четвертый говорит: но ведь надо все же посмотреть, из чего исходят с той или другой стороны. Это гово­рят не евреи. И вот начинает еврей: все это чепуха! Понятие компромисса, компромисс состоит в том, что люди с различными мнениями уравновешивают, ком­пенсируют друг друга и уступают. Он вносит нечто абстрактное: понятие компромисса; он исходит не из чего-то конкретного, но начинает: понятие компромис­са — причем выставляет ультимативное требование, тоже указывающее на его изначальную цепкость. Ес­ли человек говорит: «В чем состоит понятие компромис­са?» — И так далее, то он уже имеет в себе некое пред­ставление об этом, его он и хочет продемонстрировать. Однако еврей с этого не начинает, но говорит: понятие компромисса! Тем самым выставляется иеговистское представление: «Иегова сказал!» Он не думает над тем, а как обстоит дело в частности? Нет, он просто-на­просто выдвигает то, что постулируется в понятии. Поэтому еврей всегда думает, что он может все что угодно развить из понятия. Пока евреи замыкаются в своем кругу, так будет и дальше; если же они будут ассимилироваться среди других людей, они уже не станут говорить: «понятие компромисса» — они долж­ны будут вести себя так, как и другие люди. Именно это связано с воздействием на них народных душ.

Господин Долингер: Какое значение для еврейско­го народа имело древо Сефирот?

Доктор Штайнер: Мы начнем эту тему в следующий раз, в субботу.

ДВЕНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ

Дорнах, 10 мая 1924 г.

Господа, у нас еще остался последний вопрос о ев­рейском древе Сефирот. В это древо Сефирот евреи в древности, по существу, облекали свою высшую муд­рость. Можно сказать даже так: в это древо они заклю­чили мудрость, относящуюся к человеку, мудрость об отношении человека к миру. Мы часто отмечали: чело­век состоит не только из видимой части, той, которую видят глазами; человек также еще состоит из невиди­мых, сверхчувственных членов тела. Эти сверхчувст­венные члены тела мы назвали эфирным телом, аст­ральным телом и "Я" или «я-организацией». Обо всех этих вещах уже в древности было известно — хотя и не таким образом, как в настоящее время, но исходя из инстинкта. Это древнее знание целиком и полно­стью предано забвению. Сегодня считают, что нечто такое, как это еврейское древо жизни, древо Сефирот, есть одна фантазия. Но это не так.

Давайте выясним сегодня, что же имели в виду древние евреи под этим древом Сефирот. Они мысли­ли себе это так: человек поставлен в мире, но миро­вые силы со всех сторон воздействуют на него. Если рассматривать человека таким, каким он является в мире (изображается на рисунке), то, изображая его схе­матически, мы можем представить его себе так. Вот как представляем мы себе стоящего в мире вещест­венного человека. Древние евреи представляли себе, что на этого древнего человека со всех сторон воздей­ствовали мировые силы. Здесь я черчу одну стрелку, доходящую до сердца. Итак, на человека действуют мировые силы; здесь, внизу — силы Земли.

Евреи говорили: сначала три силы действуют на человеческую голову — здесь на рисунке я обозначил их этими стрелками 1, 2, 3 — затем три силы действу­ют на среднюю часть человека, преимущественно, на грудь, на дыхание и кровообращение (стрелки 4, 5 и б на рисунке). Затем три силы действуют по большей части на конечности человека (стрелки 7, 8 и 9) и де­сятая сила действует на человека, исходя из Земли (стрелка 10, внизу). Итак, десять сил — по представле­ниям древних евреев — действуют на человека извне. Прежде всего, мы рассмотрим те три силы, кото­рые приходят из дальних, наиболее удаленных час­тей космоса и воздействуют на человеческую голову, делают человеческую голову круглой, создают ее по образу совершенно круглой Вселенной. Эти три си­лы, итак, 1, 2 и 3 являются наиболее благородными, они приходят — если использовать более поздний термин, греческое выражение — с высших небес (по греческим представлениям небес было семь — прим перев). Они формируют человеческую голову, создавая ее как сферическое отображение единого сфериче­ского космоса.

При этом мы сразу же должны развить одно поня­тие, которое могло бы помешать вам, если бы я просто, без объяснения высказал его вам. Ибо, видите ли, в этих десяти понятиях, рассматривавшихся евреями как высший пункт их мудрости, первое — обозначен­ное тут, наверху (1 на рисунке) —таково, что позднее им страшно злоупотребляли. Позднее люди, которым удавалось захватить власть, дискредитировали как зна­ки этой власти, так и слова для ее обозначения, сведя все это в область чисто внешней власти. Так, отдельные люди, присвоившие себе народную власть, переносили ее и на своих потомков, они присвоили себе то, что на­зывалось короной, венцом. Раньше, в древнее время, «корона» была словом для обозначения высшего, что мо­жет быть даровано человеку как духовность. И носить корону могли только те, кто в вышеописанном мною смысле проходили через посвящение и, следовательно, достигали высшей мудрости. Она была знаком высшей мудрости. Я ведь рассказывал вам, как первоначально все ордена что-то означали, и как только позднее их стали учреждать ради тщеславия, они перестали бо­лее что-либо значать. Но нечто подобное мы должны иметь в виду и при выражении «корона». В понятие «корона» для древних входило все то, что как «сверх­человеческое» ниспосылалось в человека из духовно­го мира. Неудивительно, что короли надевали корону. Они, как вы знаете, не всегда были мудры и не всегда обладали дарами высших небес, но они надевали на себя эту регалию, этот знак. Высказываясь о древней традиции, не следует смешивать ее с тем, во что она превратилась вследствие злоупотребления. Итак, то выс­шее, высшие мировые дары, высшие духовные дары, ко­торые могут спуститься на человека, которые он может соединить со своей головой, если он много знает, — вот что древнее еврейство называло «кетер», корона. Ста­ло быть, как вы видите, это было наивысшим. Это было то, что из космоса духовно формировало голову.