Кроме того, этой человеческой голове были нужны еще две другие силы. Эти две другие силы подходили к ней справа и слева. Думали так: высшее приходит сверху вниз; справа и слева приходят две другие силы, обе они являются мировыми силами, распространяющимися в мире. Одну, которая как бы входит через правое ухо, называли «хокма» = мудрость. Если мы сегодня хотим перевести это слово, мы скажем «мудрость». С другой стороны, из мира приходила «бина». Сегодня мы сказали бы, что это ум, интеллект (2 и 3 на рисунке). Древние евреи проводили различие между мудростью и интеллектом. Сегодня каждого обладающего интеллектом человека считают в то же время и мудрым. Но на самом деле это не так. Можно обладать интеллектом, но придумывать величайшие глупости. Посредством интеллекта измышляются величайшие глупости. А конкретно, если присмотреться ко многому, происходящему в современной науке, придется сказать, что во всех своих отраслях эта наука интеллектуальна, но, несомненно, не мудра. Уже с давних времен древние евреи отличали друг от друга «хокма» и «бина», древнюю мудрость и древнюю интеллектуальность. Следовательно, человеческая голова и, в сущности, все то, что в человеке принадлежит к чувственно-воспринимающей системе, включая и относящиеся сюда нервы, все это обозначали тремя терминами: «кетер», «хокма», «бина» — корона, мудрость, интеллектуальность.
Таким образом, по воззрению древних евреев, формировалась из Космоса человеческая голова. Итак, существовало ясное сознание того — иначе не возникло бы такого учения, — что человек является членом всего космоса, всей Вселенной. Относительно человеческого тела можно было бы, например, задать вопрос: как обстоит дело с печенью? Свои сосуды печень получает в качестве элемента кровообращения; свои силы она получает от того, что окружает человека. Древние евреи говорили так: человек получает свои силы от мирового окружения, те силы, которые затем — прежде всего, в теле матери, но и позднее — содействуют построению его головы.
Кроме того, есть три другие силы (4, 5 и 6 на рисунке); они больше задействованы в средней части человека, они действуют на человека в сердце, в легких. Они, следовательно, действуют на среднюю часть человека; они в меньшей степени приходят сверху вниз, но действуют по большей мере из окружения. Они живут в солнечном свете, приходящем на Землю, они живут в ветре и погодных явлениях. Так обнаруживаются те три силы, которые древние евреи называли: хесед, гебура, тиферет. Если мы хотим использовать современные выражения, то это можно было бы выразить так: «хесед» = свобода, «гебура» = сила; «тиферет» = красота.
Здесь мы начнем, прежде всего, со средней силы, с «гебуры». Я говорил вам, что хочу с помощью стрелки подчеркнуть то, что она идет в сердце! Сила, которой обладает человек, сила отваги, сила души и физическая сила одновременно имеют отношение к человеческому сердцу. Поэтому евреи представляли себе так: когда дыхание входит в человека, когда дыхание устремляется к сердцу, то тем самым в это сердце входят не только физические силы дыхания, но входит также духовная сила, «гебура», связанная с дыханием. Итак, желая выразиться точнее, мы сказали бы так: жизненная сила, сила, благодаря которой человек что-то может, — «гебура». Но по одну сторону от «гебуры» находится то, что называли «хесед», человеческая свобода. А по другую сторону — «тиферет», красота. Человек в своем образе фактически представляет собой нечто наиболее прекрасное на Земле! Древние евреи представляли себе это так: если я слышу удар сердца, то я слышу тем самым жизненную силу, входящую в человека. Если я протягиваю правую руку, то тем самым я получаю информацию о том, что я — свободный человек; когда протягиваются мускулы, сюда входит сила свободы. Левая же рука, которая движется более нежно, которая может прикоснуться с большей нежностью, приносит то, что делает человека прекрасным.
Итак, эти три силы — «хесед» — свобода, «гебура» — жизненная сила, «тиферет» — красота — соответствуют в человеке тому, что связано с дыханием и кровообращением, со всем тем, что находится в движении и ритмически повторяется. Сюда относится ритм сна, смена дня и ночи. Это тоже относится к движению, со всем этим связан человек.
Но, кроме того, человек является таким существом, которое может изменять свое положение в пространстве, может перемещаться, он не таков, как растение, которое всегда вынуждено оставаться на том же месте. Животное тоже может перемещаться. Это свойство у человека общее с животным. У животного нет ни «хокмы», ни «тиферет», ни «хесед», но зато у него уже есть «гебура» — жизненная сила. И этими тремя началами, обозначенными мною здесь, человек обладает наряду с животным только благодаря тому, что он обладает и другими.
То, что человек может перемещаться, то, что он не прикреплен к одному месту, евреи называли «нецах», это означает, что человек преодолел закрепленное состояние, присущее Земле, он стал подвижным (стрелка 7 на рисунке). «Нецах» — это преодоление. Ну, а то, что действует на середину человека, где расположен у него центр тяжести — знаете ли, настоящее обстоятельство интересно, — это точка, располагающаяся примерно здесь; во время бодрствования она расположена немного выше, а во время сна она опускается ниже, доказывая тем самым, что во время сна что-то находится снаружи, — итак, то, что действуют на середину тела, что вызывает у человека способность размножения, связанную с сексуальностью, древние евреи называли «ход». В настоящее время мы будем обозначать это словом «сочувствие», оно выражало бы примерно это. Вы видите, это выражение носит более человечный характер. Итак, под «нецах» имеется в виду внешнее движение — наше перемещение в пространстве, под «ход» подразумевается внутреннее сочувствие внешнему миру, все это «ход» (стрелка 8). Затем ниже 9, «йесод»; это то, на чем, в сущности, стоит человек, фундамент. Человек, следовательно, чувствует себя связанным с Землей; чувствует, что он может стоять на Земле, это фундамент, это «йесод». То, что человек имеет такой фундамент, вызвано, помимо прочего, и теми силами, которые приходят к нему извне.
Кроме того, на него действуют силы самой Земли (стрелка 10), не только силы, действующие из окружения, но и силы самой Земли действуют на него. Тогда это называли «малкут». Сегодня мы должны были бы перевести: поле, на котором человек действует, земной внешний мир; «малкут» — поле. Трудно подобрать соответствующее выражение для «малкут», можно сказать: поле, царство, но все такие выражения оставались бы неправильными; современные названия больше не соответствуют тому, что ощущал древний еврей: то, что в данном случае на него действует сама Земля.
Представим себе, что здесь находится середина человека; сюда примыкают бедренные кости, по обе стороны человека, здесь они доходят до колена, здесь были бы коленные чашечки (см. рисунок). На эти кости все эти силы тоже действуют; но то, что они как бы высверлены, являются трубчатыми, представляют собой трубу, происходит оттого, что внедряются земные силы. Итак, все то, где внедряются земные силы, древние евреи обозначали как «малкут», поле.
Вы, следовательно, видите, что если хотят говорить об этом древе Сефирот, следует рассматривать самого человека! Все десять вместе: «кетер», «хокма», «бина», «хесед», «гебура», «тиферет», «нецах», «ход», «йесод», «малкут» называли евреи десятью сефирами. Эти десять сил представляют собой то, посредством чего человек, в сущности, связан с высшим миром, с духовным миром. Только десятая сила, «малкут», погружена в Землю. Итак, в сущности, здесь находится физический человек (указывается на рисунке) и этого физического человека окружает духовный человек, сначала снизу, как земные силы, но затем как силы, воздействующие из окружения, хотя и находящиеся вблизи Земли: «нецах», «ход», «йесод». То, что является воздействием этих сил, духовно принадлежит человеку. Затем идут силы, действующие на человека, те, что действуют на его головную систему: «кетер», «хокма», «бина». Вот так — как я это в красках изобразил вам здесь — представляли себе евреи человека, со всех сторон связанным с миром. Человеку свойственно содержать в себе сверхчувственное. И это сверхчувственное они представляли себе указанным образом.
Мы могли бы, однако, задать встречный вопрос: чего еще хотели достичь евреи с помощью этих десяти сефир, помимо объяснения при их посредстве человека в его отношении к миру? Ведь каждый ученик евреев должен был изучать эти десять сефир, но не только так, чтобы он мог их просто перечислить. Вы получили бы совершенно неверное представление об этом, посчитав, что на занятиях в древнееврейских учебных заведениях самым главным было то, что я вам нарисовал на доске. Если хотят ответить лишь на вопрос: «что такое древо Сефирот?», можно было бы быстро ответить: «вы сразу же узнали бы об этом». Сегодня люди удовлетворяются, когда на вопрос «Что такое древо сефирот?» просто перечисляют то, о чем я сейчас говорил. Но тогда это не имело бы отношения к человеку! Это было бы тогда всего-навсего десятью словами и разнообразными фантастическими объяснениями по их поводу! То, что сказано мною по отношению к человеку, является правильным. Но в (древнееврейских —прим. перев.) школах этим дело не ограничивалось; воспитанник иудаизма должен был изучить целую науку в ее тогдашнем смысле, он должен был изучить на эту тему гораздо больше.