Смекни!
smekni.com

Семнадцать лекций, прочитанных для Работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с 1 марта по 25 июля 1924 г (стр. 44 из 67)

Видите ли, история человечества в этом отношении весьма интересна. Выше, в Азии, те, кто еще что-то зна­ли, учились читать в духовном мире с помощью древа Сефирот. А те люди, которые в первые века христианст­ва еще кое-что знали о духовном мире — в Греции, Риме и так далее, — учились читать в соответствии с аристоте­левским древом жизни. Но мало-помалу все — и те, кто использовал древо Сефирот, и те, кто использовал древо Аристотеля, — забыли, откуда происходят данные вещи, и могли лишь перечислять эти десять понятий. В настоящее время мы должны применять данные вещи таким образом, чтобы научиться читать в духовном мире, в ином случае мы вообще перестанем что-либо знать о человеке. Видите ли, одним из интереснейших тезисов является следующий. Если еврейский мудрец писал или говорил «гебура», «нецах», «ход», то сегодня это следовало бы перевести на немецкий язык такими словами: жизненная сила создает в почках сновидения, (о сновидениях как о результате работы внутренних ор­ганов нижней части тела, почек и печени см. том № 348 «О здоровье и болезни». —прим. перев). Но если сегодня кто-либо говорит: жизненная сила возбуждает в почках сновидения, то имеют в виду физическую силу, физи­ческое воздействие. Однако древний еврей, говоря «гебу­ра», «нецах», «ход», имел при этом в виду следующее: то, что находится в человеке как духовный человек, обуслов­ливает то, что является в сновидениях. То, что возни­кало в результате сочетания букв, представляло собой некоторое утверждение относительно духовности.

Дело обстоит так, что только благодаря духовной науке в настоящее время можно получить какое бы то ни было разъяснение по поводу этих вещей. Сегодня ни один человек не скажет вам, что эти десять сефир были буквами для духовного мира. Этого вы нигде не услышите, этого сегодня ни один человек не знает! Мож­но сказать: дело в том, что современная наука уже не знает большую часть того, что было когда-то известно человечеству, она должна все это постигать заново.

Возьмите хотя бы букву, которую я нарисовал вам здесь: «алеф», N. Что же означает этот «алеф» для чув­ственного мира? Тут стоит человек. Он предстоит тут, посылая свою силу. Это вот этот штрих (см. рисунок, справа). Он поднимает вверх правую руку, это вот этот штрих; другую руку опускает вниз — это вот этот штрих. Таким образом, эта первая буква «алеф», к, выражает человека. И любая буква — также и в греческом языке — выражает нечто, так же, как первая буква означает «человека».

Видите, господа, в настоящее время люди совер­шенно не чувствуют, как связаны между собой эти вещи. Первую букву, символизирующую человека, древние евреи называли «алеф», греки — «альфа», при­чем они подразумевали под этим то, что в человеке является духовно подвижным, то, что как духовное находится за физическим человеком. У нас есть одно древнее немецкое слово. Оно в первую очередь исполь­зуется, если у человека возникают особые сновидения. Если духовный человек оказывает давление, нажим на человека, то такое явление называют Alpdruck, Alp (кошмар, удушье во сне). Говорят, что при этом на че­ловека находит нечто, от чего он становится одержи­мым. Но затем из слова Alp возникло слово Elf (эльф), Elfe (эльфы) — духовные существа, эльфы; человек представляет собой лишь уплотнившегося эльфа. Это слово Elf (эльф), которое восходит к слову Alp (кошмар, удушье во сне), может напомнить вам об «альфе» в гре­ческом языке. Вам надо только отбросить «а», и затем вы имеете: Alph, Альф, ph — то же самое, что f (ф), Альф, то есть нечто духовное. Благодаря тому, что тут вставлена буква «Ф», говорят: «алеф» в человеке, Alp в человеке. Если же вы, как это принято в еврейском языке, уберете гласную, то для первой буквы получите Alf, Альф = Elf, эльф. Человек для обозначения духов­ной мудрости произносит «эльф». Речь идет об эльфах. Сегодня, разумеется, скажут: это существа, которых выдумали древние на основе своей фантазии, мы в это больше не верим. Однако древние говорили: вам на­до только как следует всмотреться в человека, чтобы обнаружить Alph, эльфа, только этот эльф окажется облеченным, вставленным в тело, он не является тут тонким эфирным существом, он является плотным, телесным существом в человеке. Но люди давным-давно разучились постигать человека.

Но самое забавное, господа, состоит вот в чем. Пред­ставьте себе, что во второй половине XIX в. происхо­дит следующее (я, впрочем, не собираюсь опровергать того, что такие вещи могли происходить): брали стол, вокруг него садились люди, скажем, восемь человек; они клали руки так, что кончики пальцев касались крышки стола, и стол начинал плясать! Затем они под­считывали притоптывания стола при пляске и, тоже с помощью букв, составляли слова. В этом и состояли спиритические сеансы. Они рассуждали так: если мы размышляем, то никакого настоящего познания из это­го не получается; настоящее познание надо получать каким-либо иным путем. В действительности дело в том, что люди, говорящие таким образом, вправе гово­рить это о самих себе — ведь это по большей части лю­ди маломысленные, они не желают раздумывать, раз­мышлять, им хотелось бы получить истину как-нибудь иначе, без собственных усилий. Вот почему они садят­ся ввосьмером вокруг стола и дают столу возможность выстукивать, сначала А, потом В, потом С и так далее, затем они складывают слова — вот в этом и состоят спи­ритические откровения. Не правда ли, тут мудрость достается им даром; сами же они не достигают ее.

Но, что, в сущности, можно было бы сказать этим людям? Такие люди стремятся к познанию духовного мира; они имеют вполне честное намерение познать духовный мир. Духов увидеть нельзя; их не видно и не слышно, так как у них нет тела. И вот эти люди ду­мают: а ведь духи в качестве тела могут использовать стол, так их можно будет понять, хотя бы немножко. На­ряду с этим замечено: вещи, которые таким образом от­крываются, носят преимущественно общий характер, и могут быть легко узнаны иначе! Но в любом случае следовало бы сказать этим людям: вот вы, восемь чело­век, заседаете вокруг стола; вы хотите, чтобы пришел дух, которого можно услышать. Но разве вы сами не ду­хи? Ведь вы сами тоже духи, вы, заседающие здесь! Так взгляните же, наконец, на самих себя, поищите духа в са­мих себе. И, может быть, тогда вам удастся обнаружить более великого духа. Напрасно вы предполагаете, что прозреете от того, что вам настучит стол, а не в случае, если вы — как и следует человеку — используете ваши собственные члены тела, ваши голоса и, прежде всего, ваши мыслительные силы! Это на самом деле так — не надо сомневаться в том, что если восемь человек усядутся вокруг стола, стол начнет танцевать, посколь­ку на этот стол воздействуют силы из подсознания, это так. Но при этом не удастся достичь ничего, что не мог­ло бы быть достигнуто в гораздо более высоком смысле, если бы человек в самом себе заставил заработать свою собственную «альфу» или «алефа».

Однако при переходе от эллинизма к латинству люди забыли про «алефа». Первая буква означает А — и вот считают, что первая буква означает только А; разинуть рот, и только! Только это, и ничего кроме. Одной замужней даме стало казаться слишком глупым то, что ее муж постоянно держит речи, читает доклады на научные темы. Он был очень образованным чело­веком и постоянно держал речи, читал лекции. Ей же это было ужасно противно. И вот в один (прекрасный) день она заявила ему: тебе постоянно хочется читать лекции, держать речи! Если тебе так хочется что-ни­будь держать, то придержи свой язык! (буквально «не разевай рот!» — прим. перев. ). Да, то, что составляло содержание, оказалось полностью утраченным. Греки не мыслили себе А, «альфу» без того, чтобы помыслить о человеке. Они тут же вспоминали о человеке. Они не использовали «бету» без того, чтобы не вспомнить о доме, в котором живет человек. «Альфа» — это всегда человек. Они представляли себе нечто, подобное че­ловеку. А в случае «беты» они представляли себе нечто такое, что облекает человека, находится вокруг него. И древнееврейское «бет» и греческая «бета» представ­ляли собой оболочку «альфы»; эта «альфа» находилась внутри как духовное существо. Так тело представля­ло собой «бет», «бету», тогда как «альфа» представляла собой духа, находящегося внутри. Сегодня мы гово­рим об алфавите («альфа» — «бета» —...), но у греков это значило: «человек в своем доме» или также «чело­век в своем теле», в своей оболочке.

Это, в сущности, весьма забавно, господа. Возьми­те сегодня в руки любую энциклопедию, и прочтите в алфавитном порядке (в порядке «альфа» — «бета») всю мудрость, которой обладает человечество. Если бы кто-то — вы этого делать не будете — начал с «А» и окончил на «Z», то он приобрел бы ее для себя. Да, но в соответствии с чем расположилась и упорядочилась бы в человеке эта мудрость? В соответствии с алфави­том («альфа» — «бета»), в соответствии с тем, что мож­но знать о человеке. Это очень интересно. Люди стали распространять мудрость таким образом, потому что они больше не знают о том, что мудрость, в сущности, приходит из алфавита («альфа» — «бета»). И если пе­ревести буквально слово «алфавит» («альфа» — «бета»), то получилось бы, хотя и несколько в ином виде: челове­ческая мудрость, человеческое знание. И опять-таки, будучи выраженным с помощью греческого слова, по­лучилось бы: «Антропософия, человеческая мудрость». Это сказано в любом словаре, в любой энциклопедии. В сущности, содержанием любой энциклопедии должна была бы быть антропософия, ведь все и в энциклопедии распределено по алфавиту («альфа» — «бета»), то есть в соответствии с «Человеко-мудростью» («альфа» — «бета»), в соответствии с «Человеком в своем теле» («альфа» — «бета»). Это даже забавно. Ведь каждая энциклопедия представляет собой мертвый скелет. А древняя муд­рость, находящаяся там, где в алфавитном порядке были расположены науки, исчезла. Вся плоть (ткани) и кровь исчезли, все мускулы и все нервы отпали. Те­перь пройдитесь по энциклопедии; в ней всего лишь мертвый скелет древней науки. Но теперь должна возникнуть новая наука, которая содержит не только этот мертвый скелет, подобно энциклопедии, но кото­рая будет снова иметь все то, что имеет человек, плоть, кровь и так далее; это и есть антропософия! Вот поче­му лучше всего было бы послать к черту все эти лек­сиконы (словари, энциклопедии и т. п. ), несмотря на то, что сегодня они еще нужны, — ведь все это лишь мертвый скелет древней науки. Должна быть основа­на новая наука!