Смекни!
smekni.com

Семнадцать лекций, прочитанных для Работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с 1 марта по 25 июля 1924 г (стр. 46 из 67)

Вы видите, как обстоит дело: в том, что в мире за­частую пользуется наибольшей славой и известностью, содержится величайшая бессмыслица! И за эту величай­шую бессмыслицу люди порой цепляются с поразитель­ной твердолобостью. Наиболее курьезно то, что придер­живаются этого учения именно просвещенные люди.

То, что я рассказываю вам вкратце, исключая то, что действительно трудно для понимания, человеку, читаю­щему Канта, пришлось бы вычитывать во многих кни­гах, так как у него все это разбросано при изложении длинной-длинной теории. Например, Кант начинает свою книгу «Критика чистого разума» — так он назвал ее — с того, что, прежде всего, доказывает: простран­ство находится не снаружи в мире; его я создал сам, я выпрядаю его из себя. Итак, во-первых, пространство — это явление. Во-вторых, время — это тоже явление. Ибо тут сказано: когда-то был Аристотель — но его я сам сотворил во времени, ибо время в целом создаю я сам.

Кант написал эту большую книгу — «Критику чис­того разума»; она производит довольно привлекатель­ное впечатление. Если истинный филистер получает в руки толстую книгу «Критика чистого разума», то он облизывает пальчики: ведь это нечто страшно ум­ное — «Критика чистого разума». Читая нечто подобное, человек ощущает себя вроде Господа Бога на земле! Затем, после введения, значится: «Часть первая. Транс­цендентальная эстетика». Ведь, не правда ли, тут идет: «Трансцендентальная эстетика»? Когда кто-то раскры­вает мою «Философию свободы»(48), то там, в первой части стоит всего-навсего: «Человек и мир». Тоже мне — че­ловек и мир, ведь это так тривиально, что и читать не стоит. Но вот трансцендентальная эстетика! Такую книгу филистер раскрывает как нечто грандиозное! Что такое трансцендентальная эстетика, об этом он обыч­но не думает, но именно это ему как раз и подходит: ведь это такие слова, что, выговаривая их, можно вывихнуть язык. Это основной заголовок, (книга разделена на три отдела; «Введение», «Трансцендентальное учение о нача­лах», «Трансцендентальное учение о методе». В разделе «Трансцендентальное учение о началах» часть первая на­звана «Трансцендентальная эстетика», — прим. перев).

Затем идет подзаголовок: «Глава первая. Трансцен­дентальная дедукция пространства» (в издании под ред. Асмуса (М.: Мысль, 1964) дано: «Глава первая. О пространстве. Параграф 3. Трансцендентальное истол­кование понятия пространства — прим. перев. ). Для филистера нельзя и придумать ничего более прекрас­ного, чем подобная глава. Правда, глава начинается таким образом, что филистер, в сущности, ничего не поймет. Однако более ста лет каждый твердит: Кант — великий человек. Так что, читая Канта, и сам фили­стер проникается некоторой манией величия.

Затем идет вторая глава: «Трансцендентальная де­дукция времени» (в вышеупомянутом русском издании вторая глава именуется: «О времени», тогда как о транс­цендентальной дедукции речь идет во второй части отдела «Трансцендентальная логика. Глава вторая. О дедукции чистых рассудочных понятий, раздел 1, пара­граф 13, 14 и т. д. —прим. перев). Если человеку удается одолеть трансцендентальную дедукцию пространства, он приходит ко второй части: «Трансцендентальная аналитика» (в вышеупомянутом издании «трансцен­дентальная аналитика» выступает в качестве первого отдела второй части, озаглавленной «Трансценденталь­ная логика» — прим. перев). И в трансцендентальной аналитике доказывается главным образом то, что чело­век обладает трансцендентальной апперцепцией (тер­мин «апперцепция» был введен Лейбницем и означа­ет осознанное восприятие в отличие от «перцепции», обычного восприятия: у Канта термин «трансценден­тальная апперцепция» означает изначальное единство сознания познающего субъекта, которое обусловливает единство опыта. — прим. перев).

Господа, раз уж мне был задан вопрос, придется говорить вам об этих вещах, об этой истории с транс­цендентальной апперцепцией. Надо было бы прочесть много сотен страниц для того, чтобы вобрать в себя все, что ученая эрудиция наболтала в этой главе о трансцендентальной апперцепции. Под трансценден­тальной апперцепцией подразумевается то, что чело­век сам создает свои представления и обусловливает единство процесса представления. Итак, если все является лишь представлением — весь мир, — то, следовательно, весь этот мир должен быть выткан, извлечен подобно нити из ничтожества собственной сущности. Вот что примерно описывается там.

Теперь подходим к следующему: в главе о транс­цендентальной апперцепции Кант, подобно пауку вы­плетает из самого себя целый мир со всеми деревьями, облаками, звездами и т. д. Да, он выплетает, ткет его, так он говорит. Однако то, что ему действительно удалось выплести и с чем приходится постоянно сталкиваться в этой исключительно обширной главе, оказывается на поверку именно теми же самыми представления­ми — лишь переделанными на более поздний лад, — о которых я на последнем занятии говорил вам, рисуя древо Сефирот. Причем Кант дает их в чисто алфавит­ной форме, а не так, чтобы с их помощью можно было что-то прочесть, что-то узнать! (см. предшествующую лекцию —прим. перев. ) К тому же когда-то это было, по крайней мере, нечто совершенно конкретное. Но Кант выплел все это так, что сказал: мир состоит, во-первых, из количеств, во-вторых, из качеств, в-третьих, из отно­шений, в-четвертых, из модальностей. Затем каждое из этих понятий, в свою очередь, имеет три подпонятия: например, количество включает в себя единство, мно­жественность, всеобщность. Качество включает в себя действительность, отрицание, ограничение и т. д. Это были двенадцать понятий — три раза по четыре будет двенадцать, — и из них человек мог выплести мир. Од­нако милейший Кант тем самым не выплел, извлекая из себя, всего мира; он, с помощью трансцендентальной ап­перцепции, выплел всего-навсего двенадцать понятий. Итак, не мир в целом создал он, а только двенадцать по­нятий. (Данные понятия приведены у Канта — в указан­ном выше издании — на с. 175, параграф 10 «О чистых рассудочных понятиях или категориях» в главе первой «Аналитика понятий» в таблице под названием:

ТАБЛИЦА КАТЕГОРИЙ

1. КОЛИЧЕСТВА Единство Множественность Целокупность (всеобщность)

2. КАЧЕСТВА 3. ОТНОШЕНИЯ

Реальность Присущность и самостоя-

Отрицание тельное существование

Ограничение Причинность и зависимость

Общение

4. МОДАЛЬНОСТИ Возможность — невозможность Существование — несуществование Необходимость — случайность

Таков перечень всех первоначальных чистых по­нятий синтеза, которые рассудок содержит в себе а priori и т. д. » — прим. перев).

Если бы в этой теории была доля правды, то долж­но было бы хоть что-нибудь получиться. Но филистеры не замечают, что ничего не получилось, а получились всего-навсего двенадцать понятий; филистеры с сытым брюхом шествуют теперь по всему миру с этой филосо­фией Канта и говорят: ничего познать нельзя! Ну, в отно­шении самих филистеров это понятно; они чувствуют себя очень уютно, если им говорят: хоть вы и не можете ничего познать, но дело не в вас самих, ведь и весь мир таков. Если ты считаешь, что ты ничего не знаешь, то в этом ты прав: но это происходит не от твоей неспособ­ности, а оттого, что весь мир ничего не может познать. И вот появляются эти двенадцать понятий. В этом и состоит трансцендентальная аналитика.

Теперь, однако, мы подходим к исключительно трудной большой главе под названием «О трансцен­дентальных паралогизмах». Это продолжение. В Кан­товой «Критике чистого разума» одно высокопарное заглавие следует за другим! Тут говорится: есть люди, утверждающие, что пространство бесконечно. Затем приводятся доказательства этих людей, считающих, что пространство бесконечно. Но есть и такие люди, которые говорят: пространство конечно, ограничено. Здесь тоже показано, какие доказательства при этом приводят эти люди. Так что в «Критике чистого разу­ма» вы найдете, — в последующей главе (об антиноми­ях — прим. перев. ) эти доказательства приводятся всю­ду на двух противоположных страницах, — на одной странице доказывается: пространство бесконечно. На другой странице доказывается: пространство конечно. Затем снова доказывается: время бесконечно, является вечностью. Затем доказывается: время имеет начало и будет иметь конец. Так это делает Кант, господа. Затем идет доказательство: человек свободен. И снова, с другой стороны: человек несвободен.

Что хочет сказать Кант тем, что дает доказательст­ва двух противоположных тезисов? Он хочет сказать тем самым: мы вообще не можем ничего доказать! Мы можем с равным успехом утверждать: пространство конечно, как и бесконечно; время вечно и время закон­чится! С равным успехом мы могли бы сказать: человек свободен или человек несвободен. Это, следовательно, сводится к тому, что в настоящее время человек дол­жен сказать: думайте, как хотите, к истине вы все рав­но не придете, но для вас, людей, это безразлично.