Смекни!
smekni.com

Семнадцать лекций, прочитанных для Работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с 1 марта по 25 июля 1924 г (стр. 49 из 67)

Смотря на звездное небо, мы видим Луну, как наи­более крупное и ближайшее к нам небесное тело. По­этому Луна оказывает на человека, находящегося на Земле, то влияние, которое легче всего воспринимает­ся. Вы уже, конечно, слышали о том, как Луна возбуж­дает фантазию у человека. Об этом знает каждый. Но я рассказывал вам и о других влияниях Луны, кото­рые она оказывает на размножение существ и тому по­добное. Кроме того, мы видим другие небесные тела, ведущие себя подобным Луне образом. Луна передви­гается, вы можете видеть ее передвижение, и другие небесные тела, похожие на нее, тоже передвигаются. Те небесные тела, которые передвигаются, мы назы­ваем блуждающими звездами или планетами.

В случае Солнца тоже кажется, что оно движется. В действительности, оно тоже перемещается, но отно­сительно нашей Земли оно неподвижно. Оно всегда остается на том же самом удалении и не описывает круга вокруг Земли. Поэтому о Солнце говорят как о неподвижной звезде. Также и другие звезды, кроме тех, которые явно изменяют свое местоположение, яв­ляются фиксированными, неподвижными звездами.

Если посмотреть на звездное небо, то вид его бу­дет примерно тем же, который это звездное небо име­ет каждую ночь — особенно в лунные ночи. Но есть и перемены на звездном небе. В известные недели ле­том вы можете увидеть, как вспыхивает одна звезда за другой, как они стремительно движутся и исчезают: это метеориты, «падающие звезды». Такие падающие звезды можно увидеть на небе и в иное время, но пре­имущественно их можно наблюдать в известные неде­ли лета, когда целые стаи таких маленьких звезд вспы­хивают, быстро проносятся по небу и затем исчезают.

Кроме них, однако, существуют и другие небесные тела, о которых господин Эрбсмель говорил в своем во­просе: это кометы. Эти кометы появляются значитель­но реже; они отличаются своей формой от других звезд. По своей форме они выглядят примерно так: у них есть своего рода ядро, а далее — хвост, который тянется за ними. Иногда они выглядят так, что за ними тянется два таких хвоста. Если рассматривать другие переме­щающиеся звезды, то движение этих последних носит относительно регулярный характер, всегда известно, что в определенный момент времени эти небесные тела появляются, в другой определенный момент времени они находятся «под» Землей, и их не видно; в то время как у этих небесных тел, у комет, наблюдается следую­щее: они приходят и снова уходят, при этом достоверно не известно, куда они, собственно, уходят. По сравне­нию с другими звездами и небесными телами они обна­руживают известную неупорядоченность движения.

Эти кометы люди всегда рассматривали иначе, нежели другие звезды, и у суеверных людей этим ко­метам приписывалась большая роль. Эти суеверные люди верили в то, что если появилась такая комета, то это означает несчастье.

Особенно удивляться этому не следует, так как все, что протекает нерегулярно, вызывает у людей удивление и изумление. Не следует это принимать чересчур серьезно; ведь даже самым обыкновенным предметам, которые вели себя всегда определенным образом, люди придают значение, если их поведение становится необычным. Если, например, падает нож, он обычно не втыкается в пол, но падает боковой плоско­стью. Этому не придают значения, поскольку это при­вычно. Но если нож воткнется в пол, то суеверные лю­ди считают, что это имеет значение. Если светит Луна, то к этому люди привыкли, это не означает чего-то особенного. Но вот если восходит звезда особенная по форме, тогда это означает нечто особенное! Так что не надо немедленно волноваться, если суеверные люди будут ссылаться на что-то.

Прежде всего, мы должны рассматривать вещи с научной точки зрения. И тогда надо констатировать следующее. В не очень древнее время внимание направ­ляли главным образом на то, что видели на небе; писа­ли, что Земля стоит в центре мира — я сейчас только пересказываю то, что представляли себе тогда, — и что вокруг Земли вращается Луна, Меркурий, Венера, Солн­це и так далее; все звездное небо движется — что тоже можно наблюдать, — каждая звезда восходит и снова за­ходит(54). Видно, что звездное небо движется. Если вы дос­таточно долго остаетесь вне помещения, вы увидите, как так называемые неподвижные звезды перемещаются по небу (имеется в виду суточное вращение небосвода — прим. перев). Так это воспринимали в древности — ведь именно это видели — и записывали то, что было видно.

Но как вы знаете, в XV—XVI столетиях появился Коперник и сказал: это не так! Земля не располагается в центральной точке, но в центральной точке распола­гается Солнце, а вокруг Солнца вращаются Меркурий, Венера, Земля и так далее. Тем самым сама Земля была причислена к планетам. Появилась совершенно иная мировая система, совершенно иные воззрения о про­странстве. Подобно Солнцу, другие неподвижные звез­ды тоже должны были стоять на месте. Их движение, следовательно, является лишь кажущимся (имеется в виду суточное вращение звезд — прим. перев).

Видите ли, господа, дело обстоит так: однажды мне уже приходилось говорить на эту тему в связи с другим вопросом, поставленным господином Бурле — вопрос был о теории относительности, о том, есть ли в этой тео­рии нечто правильное, — и в связи с другими поставлен­ными вопросами. Так, например, существовала теория, выдвинутая известным (астрономом) Тихо де Браге(55), который говорил: да, Солнце стоит на месте, но и Зем­ля стоит на месте и так далее. Была, следовательно, еще и другая система мира; но мы рассматриваем эти две: древнюю, восходящую главным образом к Птолемею(55а), а затем коперникианскую систему, восходящую к Копер­нику. Итак, это две системы мира, две мировых системы. В каждой из них кое-что правильно. Если совершенно точно разбираться в фактах, то нельзя различить, явля­ется ли правильной одна или другая система.

Дело вот в чем, господа: я говорил вам тогда, что есть люди, утверждающие, что нельзя различить — ко­гда я, например, еду на автомобиле от виллы Ганзи на­верх к Гётеануму, — нельзя различить: то ли автомобиль едет, то ли Гётеанум движется навстречу! Несомненно, что на глаз это неразличимо; отличить можно только благодаря тому, что автомобиль может испортиться, автомобилю нужен бензин, а Гётеануму — не нужен. От­личить можно по внутреннему состоянию. Точно так же, идя в Базель, вы можете отличить: вы ли идете в Базель или Базель пришел к вам, потому что вы устанете. Итак, решить это можно только по внутреннему состоянию.

Из сказанного вам должно быть очевидно только то, что любая система мира может быть с одной стороны верной, а с другой стороны ложной. Абсолютного реше­ния тут быть не может. Это именно так! Действительно, по отношению к мировой системе нельзя решить, какая из них совершенно правильная, а какая совершенно ложная. Вы скажете: да, но ведь эти вещи можно вычислить! Видите ли, вы будете вычислять, но выполнен­ные вычисления сходятся не совсем! Если, например, рассчитывают скорость небесного тела, то знают: через определенное время оно должно стоять в определенном месте на небе. Итак, вычисляют, где должна стоять звез­да в определенное время, и направляют туда телескоп; звезда должна попасть в телескоп. Но часто ее там не оказывается, и приходится вновь исправлять формулу; это показывает, что ни один из расчетов целиком не сходятся. Дело в системе мира обстоит так, что ни один расчет не сходится полностью! Отчего это происходит? Представьте себе, что вы хорошо знаете одного челове­ка. Вы говорите себе, что на него вы можете положить­ся с полной гарантией, если он что-либо обещает вам. Допустим, вы очень хорошо знаете одного человека, он обещал вам 20 мая в пять часов дня быть в определен­ном месте. Вы тоже будете там. Вы в полной уверенно­сти, что он находится там, ведь вы его знаете. Но все же может случиться так, что он не придет! Так и с системой мира. Если мы рассматриваем мелочи, тогда допустимо говорить: можно положиться, что дело пойдет так, как это известно. Если я топлю печку, то в соответствии с законами природы в комнате распространяется тепло. Маловероятно, что однажды огонь не согрет комнату! Но такое положение дел прекращается, господа, если речь идет о крупных соотношениях в космосе. Здесь что-то тоже может происходить — как и в случае, когда мы имеем дело с отдельным человеком — с гарантией, с предсказуемостью, но может происходить и непредска­зуемым, ненадежным образом, — как это тоже имеет место в случае отдельных людей. Следовательно, любой расчет в этой области, всегда где-нибудь имеет изъян, трещину. Откуда же берется этот изъян? Изъян этот воз­никает оттого, что наша Солнечная система не является предоставленной лишь себе самой. Допустим, с тем вы­шеназванным человеком, когда он направлялся к вам, что-то случилось по дороге. Его задержали. Если бы эта планетная система была такой, что в ней не происходи­ло бы ничего иного, кроме того, что совершают Солнце, Луна и звезды, то она была бы вполне исчисляемой, все можно было бы рассчитать; можно было бы совершен­но точно знать, где стоит небесное тело в определенное время, знать с точностью до тысячной доли секунды, поскольку можно было бы проводить очень точные рас­четы. Но в этих расчетах, как я говорил, имеется изъян. Он возникает только вследствие того, что этой системе не дозволяется пребывать во Вселенной, будучи ни от чего независимой, самой по себе: в нее вторгаются, про­низывают ее кометы. Из-за того, что эти кометы втор­гаются из Космоса, Космос, Вселенная дает этой планет­ной системе нечто подобное тому, что мы получаем при приеме пищи; комета является своего рода продуктом питания для планетной системы. Дело обстоит так: при вторжении такой кометы движение всегда немного изме­няется, так что совершенно упорядоченного, регулярно­го движения не бывает. Дело обстоит так, господа: из-за комет, как в движениях, так и в покое всей планетной системы создается неупорядоченность, нерегулярность.