Смекни!
smekni.com

Семнадцать лекций, прочитанных для Работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с 1 марта по 25 июля 1924 г (стр. 51 из 67)

Господа, обратите внимание на то, что находящие­ся на небе звезды оказывают исключительное влияние на Землю вообще и особенно на человека. Поистине, человек зависит не только от того, что находится на Земле, но он, человек, связан и со звездами, находя­щимися на небе.

Представьте себе какую-нибудь излюбленную звез­ду или созвездие, стоящее там; вечером оно восходит, ут­ром заходит. Оно постоянно стоит на одном месте и все­гда оказывает свое влияние на человека. Но представьте себе другое созвездие, например, скажем, Близнецов или Льва; через них проходит Луна. В тот момент, когда Лу­на проходит через них, она перекрывает Близнецы или Льва; тогда я вижу только Луну, а созвездие Близнецов я не вижу (хотя Луна перекрывает созвездие только частич­но, ее свет мешает видеть его целиком, — прим. перев). В указанный момент созвездие Близнецов, следовательно, не может оказывать своего воздействия на Землю, по­скольку это воздействие перекрывается. Так повсюду на небе находятся звезды, не перекрывающиеся ни Солнцем, ни Луной, но всегда оказывающие на Землю свое влияние; кроме того, там находятся звезды, через которые проходит Луна, и кажущимся образом прохо­дит Солнце; данные звезды время от времени перекры­ваются и их влияние прекращается. Мы можем сказать так: Лев является созвездием Зодиака, зодиакальным со­звездием, он оказывает известное влияние на человека. Но если перед ним стоит Луна, то влияния нет; в этом случае человек оказывается свободным от этого влия­ния Льва, тут влияние Льва на него не оказывается.

Вы только представьте себе, вы стоите здесь, вы страшно ленивы и не идете, но кто-то толкает вас сзади и вынуждает вас идти; он побуждает вас двигаться вперед, в этом и состоит его влияние, его воздействие. Но допус­тим, я задерживаю это воздействие; он не может толкать вас, влияние на вас не оказывается; тогда вы должны — если вам все же надо идти — вы должны идти сами!

Видите ли, человек нуждается в этом влиянии. В чем же тут, однако, дело, господа? Давайте установим это как следует: созвездие Льва оказывает на человека известное влияние. Созвездие оказывает это влия­ние, пока оно не экранировано, не перекрыто Луной или Солнцем. Но давайте пойдем дальше. Возьмем в качестве сравнения пример из жизни. Скажем, кто-то хочет что-то узнать. Допустим, что у него живет гувер­нер или домашний учитель, знающий прямо-таки все; маленькому мальчику лень думать самому, он спраши­вает домашнего учителя, который отвечает ему, а так­же дает ему домашнее задание. Но если домашний учи­тель ушел, если домашнего учителя нет, и задание все же надо сделать, то приходится развивать силы само­стоятельно, из самого себя. Приходится вспоминать.

Лев оказывает влияние на человека постоянно, кроме того времени, когда его экранирует Луна, тогда влияние отсутствует. Но если Луна перекрывает, преры­вает влияние, оказываемое от созвездия Льва, чело­век должен тогда развить данное влияние из самого себя. Итак, человек, который в то время, когда созвез­дие перекрыто, экранировано Луной, должен особенно сильно развивать это влияние из самого себя, — такой человек является, так сказать, львиным человеком, чело­веко-львом. Тот, кто особенным образом может развить влияние Рака, если это созвездие экранировано, являет­ся человеком-раком. В соответствии со своими задатка­ми тот или иной человек развивает в большой мере или одно, или другое. Однако вы видите отсюда, что зодиа­кальные созвездия имеют особые отличия; с ними дело обстоит так, что они то оказывают влияние, то нет. Лу­на, которая за четыре недели обходит все указанные со­звездия, создает тем самым ситуацию, что мы в течение этих четырех недель всегда имеем такой момент, когда данное влияние из какого-либо зодиакального созвез­дия на нас не оказывается; то же самое относится и ко всем другим созвездиям (Зодиака). Поскольку в древно­сти небесным влияниям люди уделяли очень большое внимание, Зодиак для них был, естественно, важнее, чем другие созвездия. Ведь эти другие созвездия всегда сохраняют свое влияние, оно не изменяется. Но в случае Зодиака можно сказать: влияние изменяется в зависимости от того, оказывается ли образ в Зодиаке перекрытым или нет. По этой причине воздействие Зо­диака на Землю исследовалось совершенно особенным образом. Теперь вы видите, почему Зодиак при наблюде­нии звездного неба является более важным, чем дру­гие звезды. (Перекрывающиеся и открывающиеся со­звездия подобны гигантскому телеграфу, передающему с помощью космической «азбуки Морзе» информацию на Землю, живым существам и человеку; с этой точки зрения некоторые космические эксперименты, такие, как распыление экранирующих веществ и т. д., могут иметь непредсказуемые последствия, — прим. перев). Из всего этого вы можете заключить, что одни только расчеты не могут быть единственным предметом иссле­дования в астрономии, но необходимо исследовать так­же и те вещи, о которых я только что рассказал вам.

Дело в том, что сегодня, если человек говорит на эту тему, его рассматривают как фантазера, как полуду­рачка. Люди говорят: ну, если кому-то надо узнать о звездах, пусть он идет к астрономам в обсерваторию, им все известно! Вы знаете, на эту тему есть такая шутка: поскольку человек, страдающий подагрой, тоже зави­сит от всевозможных внешних влияний, некоторые лю­ди говорят о больных подагрой diathesis urica: ему надо сходить в обсерваторию и там все уладить. На человека, который хочет говорить об этих вещах с духовной точ­ки зрения, люди сегодня смотрят, как на полудурачка. Но при этом происходят следующие вещи. Благодаря возможностям, полученным на основе духовной науки, мне в ряде прочитанных в 1906 году в Париже лекций, довелось сказать: если с кометами дело обстоит именно так, если они действительно выполняют указанную задачу, то в их состав должны входить соединения уг­лерода с азотом. Об этом в ту пору не было известно. Углерод с азотом образуют циан, синильную кислоту (HCN — прим. перев. ). Углерод и азот, как я говорил, должны были быть открыты в кометах. Это было ска­зано мною в Париже в 1906 году(57). Этому тогда не пове­рил никто среди тех, кто не признавал духовной науки. Но затем, краткое время спустя — я был в лекционной поездке в Швеции — во всех газетах появилось весьма ошеломляющее известие о том, что с помощью спектро­скопии в появившейся тогда комете был открыт циан.

Видите ли, люди всегда говорят: если антропосо­фия что-нибудь знает, она должна говорить о том, что впоследствии будет подтверждено. Но такие вещи про­исходили бесчисленное количество раз! Действитель­но, в 1906 году я предсказал открытие циана в кометах! Это открытие действительно было сделано позднее. Отсюда вы можете видеть, что эти вещи фактически верны, ибо затем они могут быть подтверждены, если только к ним подходят правильно. Однако естествен­но и то, что если нечто подобное происходит, эти лю­ди умалчивают об этом, они молчат намертво, посколь­ку это их не устраивает. Тем не менее, это так.

Итак, стало быть, можно исходя из духовного по­знания говорить о кометах вплоть до их материально­го состава, вплоть до того, что в кометах содержится циан, причем говорить так, что это впоследствии под­тверждается. И это только один пример.

Вот почему я не опасаюсь говорить о таких вещах, которые кажутся людям совершенно дурацкими; о том, что кометы возникают здесь, а здесь перестают существовать, о том, что вот здесь их материал консо­лидируется, а вот здесь снова исчезает, когда они выхо­дят из планетной системы. Это результаты духовного наблюдения. В свое время это будет подтверждено физическими наблюдениями.

Многое из того, что говорит в настоящее время материалистическая наука, является чудовищной фан­тастикой. Например, эти люди представляют себе, что Солнце является своего рода газовым шаром. Но оно на самом деле вовсе не является газовым шаром, оно является чем-то совершенно иным, нежели газовым шаром. Видите ли, господа, если вы имеете дело с сель­терской водой, то в ней внутри жидкости находятся маленькие жемчужины. Можно было бы считать так: ну да, вот сельтерская вода, а там внутри эти маленькие жемчужины, вот, что за вещи плавают там внутри. Но в действительности это не так; на самом деле вот здесь находится сельтерская вода, а здесь находятся пустоты (изображается на рисунке). Тут внутри содержится мень­ше (вещества), чем в остальной воде. Там находится угле­кислый газ, а вокруг находится вода, но ведь газ гораздо менее плотный, чем вода. По отношению к воде то, что находится внутри ее, является пустым, полым простран­ством: роль полого пространства по отношению к воде выполняет присущая газу разреженность. Но Солнце тоже представляет собой полое пространство в Космосе, причем более разреженное, чем какой бы то не было газ; там, где находится Солнце, разрежение исключительно высокое! Больше того, господа: если вы движетесь по миру, то вы находитесь в пространстве. Однако там, где стоит Солнце, даже пространство является полым, пус­тым. Что это значит: пространство является полым? Что значит «полое пространство», вы можете уяснить себе из следующего: когда в воздушном насосе вы оттягиваете поршень назад, так что внутри образуется безвоздушное пространство, то стоит вам сделать здесь маленькое от­верстие, как это безвоздушное пространство тотчас же начнет всасывать внешний воздух, так что в полость начнет со свистом врываться внешний воздух. В случае Солнца дело обстоит так: то, что там находится, пред­ставляет собой совершенно полое пространство, свобод­ное от чего бы то ни было; не только от воздуха, но даже от тепла, от чего бы то ни было это полое пространство свободно. (По антропософским представлениям теп­ло является не состоянием вещества, а самостоятельной субстанцией типа инфракрасного излучения, неким подобием флогистона, — прим. перев. ) Это полое простран­ство таково, что оно со всех сторон духовно замкнуто, духовно изолированно, так что лишь через солнечные пятна туда время от времени может что-то врываться. Астрономы были бы крайне удивлены, если бы они на космическом автомобиле, или на чем-либо подобном, или на космическом корабле, могли туда въехать — са­молеты для этого не годятся, так как там, вверху, воздух отсутствует. Астрономы при этом ожидали бы следующе­го: мы поднимаемся наверх, поднявшись, попадаем в га­зовый туман, ведь Солнце является раскаленным газом. Они, правда, ожидали бы, что этот раскаленный газ их сожжет, что здесь они окажутся в огне, так как температу­ра должна там достигать многих тысяч градусов. Однако обстановка не позволила бы им попасть в огонь, потому что Солнце полое, оно свободно также и от теплового на­чала. Тепла там тоже нет! Это можно было бы перенести! Можно было бы перенести и тепло, если бы на огромном космическом корабле подняться и проникнуть в Солн­це. Непереносимым является, однако, совсем другое: это нечто, подобное тому случаю, когда сюда со свистом врывается воздух — не вырывается, а именно врывает­ся. Человек был бы мгновенно втянут в Солнце и тут же обратился бы в пыль, был бы совершенно распылен, ибо Солнце является полым пространством, которое все засасывает; человек стал бы совершенно высосанным. Это было бы вернейшим способом, чтобы исчезнуть.