Итак, материалистическая наука рассматривает Солнце совершенно неверно. Оно по отношению ко всему остальному является полым пространством, а благодаря этому оно среди небесных тел, находящихся к нам ближе всего, является наилегчайшей «персоной» в мировом пространстве, самой наилегчайшей. Луна относительно тяжелая, поскольку она когда-то вышла из Земли и забрала с собой те тяжелые вещества, которые не были нужны Земле. Так что Солнце и Луна представляют собой полную противоположность; Солнце является наиболее легким телом в мировом пространстве, а Луна — наиболее материальным. Если бы ее можно было взвесить, то она, разумеется, была бы легче, чем Земля, поскольку она значительно меньше, но по тому, что называют удельным весом, она тяжелее. Отсюда следует, что поскольку Солнце является наиболее легким телом в мировом пространстве, то и существа, исходящие из него, носят наиболее духовный характер. Поэтому, отвечая на вопрос о Христе, поставленный господином Доллингером, я мог бы сказать вам следующее: когда мы рождаемся, от Солнца исходит наиболее духовная сущность, ибо Солнце является наиболее духовным существом; тогда как Луна является сущностью наиболее материальной. Если же Луна является наиболее материальной сущностью, то она оказывает на человека влияние, которое по ходу повседневной жизни распространяется в материальном. Видите ли, все другие небесные тела, звезды, помимо Луны, тоже, конечно, оказывают свое влияние. Когда мы перевариваем пищу, когда мы наблюдаем циркуляцию крови, то на все это звезды, небесные тела оказывают некоторое влияние. Они оказывают влияние на материальные процессы. Но, тем не менее, если вы представите себе, что вы едите кусок хлеба, то этот кусок хлеба постепенно преобразуется в крови; здесь одно превращается в нечто другое; возникает часть человека, возникает кровь, когда вы в процессе обмена веществ преобразуете хлеб. Если вы солите хлеб, то соль эта затем входит в кости, она будет преобразована. При этом всегда возникает какая-то часть, ибо это материальное имеет отношение именно лишь к части человека. Все, что находится на Земле, может дать возможность возникнуть лишь какой-то части человека; то, что возникло, должно затем содержаться в человеке. Однако Луна оказывает наиболее сильное материальное влияние; поэтому-то она оказывает влияние на размножение; ведь при этом возникает не просто часть, но человек в целом! Солнце обладает влиянием на самое духовное, тогда как Луна — поскольку и сама она является наиболее материальным — оказывает влияние на материальное. Так что человек воспроизводит самого себя, или воспроизводит точное подобие самого себя именно под влиянием Луны. В этом есть противоположность: воздействие Солнца, так сказать, производит заново наши мысли, обновляет наши волевые силы. Влияние Луны состоит в том, что она обновляет наши материальные силы, что она заново воспроизводит материального человека. Между Луной и Солнцем стоят другие небесные тела, которые, в частности содействуют тому, чтобы в человеке происходили иные вещи.
Все это доступно для понимания. Только всегда, рассматривая астрономическое, надо в то же время уделять внимание человеку. Видите ли, астроном говорит: «Мне не импонирует то, что я наблюдаю невооруженным глазом; я должен производить наблюдения с помощью телескопа. Я полагаюсь на телескоп, это мой инструмент». Духовная наука говорит: «Ах, но что же я все-таки могу наблюдать с помощью телескопа! Конечно, я увижу очень многое; ведь мы тоже признаем (этот род наблюдения); однако наилучшим инструментом, который можно использовать для познания Вселенной, является сам человек». Все может быть познано с помощью человека. Сам человек является наилучшим инструментом, так как в человеке обнаруживает себя все. То, что происходит наверху в созвездии Льва, обнаруживает себя, проявляется в кровообращении человека. Если перед Львом стоит Луна, об этом можно узнать по кровообращению человека. То, что там, наверху, происходит в Овне, обнаруживает себя в росте волос у человека. Если Луна стоит в Овне, волосы растут медленнее, и так далее. Итак, рассматривая человека, в любом из случаев можно видеть, что происходит во Вселенной. Если у человека, скажем, например, появилась желтуха, то искусство исцеления, медицина, должна, естественно, прежде всего увидеть причину в теле; это само собой разумеется; но почему же в конце концов у человека возникает желтуха? Потому что в то время, когда Луна перекрывает созвездие Козерога, человек особенно предрасположен к тому, чтобы развивать эти силы Козерога из себя.
Так во всем можно видеть: человек является инструментом, с помощью которого познается все. Если, например, человек перестает получать влияние Водолея, если, следовательно, Водолей закрыт Луной, а человек не в состоянии развить силы Водолея из самого себя, то у него возникают мозоли. Так, рассматривая человека в качестве инструмента, всегда можно увидеть, что происходит во Вселенной, если подходить к этому научно, а не на основе суеверных предрассудков. Действовать таким образом — это и есть настоящая научная деятельность, которую развивает духовная наука. Конечно, многие люди имеют об этом неясные, смутные представления; из того, как они себе это представляют, ничего увидеть не удается. Тут дело выходит согласно поговорке: «Кукарекает петух на навозной куче; погода не изменится, но, может, станет лучше!». Именно так многие люди думают о мире: закукарекал петух на навозе, значит, погода не изменится или станет лучше.
Но если эти вещи понимают по-настоящему, все получается иначе; тогда с помощью человека — наиболее совершенного прибора или инструмента из числа доступных, инструмента более совершенного, чем все остальные — познают то, что происходит во Вселенной. Дело тут не в том, чтобы попросту открыть ту или иную вещь, а в том, чтобы изучать, штудировать происходящее в человеке. Естественно, сначала надо знать то, как обстоит дело с мозолями, как они образуются из кожи, и тому подобное, чтобы на этой основе можно было прийти к тому, какое действие производит созвездие Водолея, если оно перекрыто. Однако если мы изучаем эти вещи по отношению к человеку, то таким образом, по человеку, можно изучить всю Вселенную.
В ближайшую среду будет следующее занятие!
ПЯТНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ
Дорнах, 20 мая 1924 г.
Доброе утро, господа! Может быть, кто-то придумал что-нибудь на сегодняшнее занятие?
Вопрос: Как надо понимать чудеса, о которых в Библии рассказывается в связи с Моисеем(58) — об умиротворении моря? (См. Исх. 14: 21—27: «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды и т. д. — прим. перев).
Доктор Штайнер: Видите ли, это в меньшей степени относится к совершению внезапного чуда; тут дело в том, что Моисей был очень сведущим. Он ведь был не только тем, кем его изображала Библия, он, фактически, был учеником египетской школы, учеником мистерий. В этой школе человека учили, сообщая не только о духовном мире, но, с известной точки зрения, и о мире природы. На море есть время прилива и время отлива, время его подъема и отступления назад, и дело было в том, что Моисей знал, как организовать переход через Красное море, чтобы он со своими людьми перешел в то время, когда море отступило, и можно было использовать песчаную косу, которая вследствие отлива стала видимой, так сказать, обнажилась. Следовательно, чудо состояло не в том, что Моисей запрудил и одолел Красное море, а в том, что он фактически знал больше, чем другие, в том, что он сумел правильным образом выбрать время. Моисей вычислил эти вещи, так что он пошел в подходящее время — он знал, как долго это продлится, — соответственно, и идти надо было быстро, чтобы море не застало врасплох. Все это, конечно, было иным, нежели чудом.
В таких делах следует видеть то, что в основе их лежит знание о вещах, именно знание, а не что-то иное.
Так обстоит дело с большинством вещей, сообщения о которых дошли из древности. Народ удивляется этому, поскольку он не понимает таких вещей, не знает. Но если известно, что в древности были также и очень умные люди, то можно объяснить происходившее. В ином случае не многое из этих вещей можно было бы объяснить.
Может быть, у кого-то есть вопрос?
Вопрос: Является ли духовная культура, распространяемая из Тибета по остальной Азии, еще удовлетворительной, подходящей для этих людей, или она уже полностью пришла в упадок, стала декадентской?
Доктор Штайнер: Видите ли, культура Тибета является очень древней культурой, даже культурой, восходящей к древней атлантической эпохе. Вы только должны представить себе, что когда-то было такое время, когда большая часть Европы была покрыта водой и вода убывала только в Азии. И напротив, на том месте, где сегодня находится Атлантический океан, была суша. Там, где мы сегодня переезжаем в Америку, между Америкой и Европой, была суша. Итак, в древности было такое время, когда поверхность суши и поверхность воды имели совершенно иные соотношения, нежели сегодня.