Смекни!
smekni.com

Семнадцать лекций, прочитанных для Работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с 1 марта по 25 июля 1924 г (стр. 59 из 67)

Конечно, можно с легкостью недооценить эти вещи. Также имеет место следующее: у масонов есть определенные одеяния для их церемоний; у них, на­пример, есть фартук из ягненка, фартук из шкуры яг­ненка. Кое-кто говорил: масонство есть не что иное, как спектакль, забава с инструментами каменщиков, ведь у каменщиков есть фартук. Но это не так. И фар­тук использовался здесь для того — первоначально он всегда был из ягнячьей кожи, — чтобы показать, что тот, кто состоит в таком союзе, не должен быть дикарем, обуреваемым страстями; итак, половые ор­ганы должны были быть прикрыты этим фартуком, который и являлся знаком для этого. Следовательно, речь шла и о том, что в знаках выражался характер человека. Так обстоит дело с очень многими знаками, которые проявляются и в одеяниях.

Имеются также более высокие градусы, где носят облачения, очень похожие на священнические: тут все в отдельности нечто означает. Например, я говорил вам, что человек кроме физического тела имеет также эфирное тело. И как священник снимает белые льня­ные одеяния, облачения, похожие на рубашки для вы­ражения эфирного тела, точно так же и определенные высокие градусы масонов имеют такие же одеяния, а для астрального тела — являющегося красочным — имеется тога, верхнее облачение; вот так все это вы­ражается. Мантия же, которая затем была соединена со шлемом, выражала могущество "Я".

Все эти вещи уводят нас назад к древним весьма глубокомысленным и значительным обычаям, которые сегодня потеряли свое значение. Если кто-то располо­жен в пользу масонства, он не должен расценивать то, что я говорю, как нечто пренебрежительное. Я лишь хочу показать все, как есть. Может, конечно, сущест­вовать и такой масонский орден, который объединя­ет исключительно хороших людей, и так далее. В на­стоящее время нечто подобное может стать особенно важным. Действительно, ведь если сегодня человек учится, то когда он становится врачом или юристом, последнее не захватывает его сердце. Поэтому мно­гие юристы и врачи становятся масонами. Ведь тогда они имеют, по крайней мере, праздничность древних церемоний, а также нечто такое, где им не приходит­ся излишне много думать, но постоянно содержащее в себе еще нечто: знак, прикосновение, слово, указы­вающее, что человек живет не только во внешне-ма­териальном. (В ряде лекций автор говорил о роли масонства в развязывании Первой мировой войны в 1914 г. и о вредном воздействии церемониальной ари­манической магии западных братств, см. т. 173, 174 и др. Сам автор в 1914 г. демонстративно вышел из рядов масонов — прим. перев. )

Вот то, что я хотел сказать вам. Есть ли еще что-нибудь, о чем вы хотели бы спросить?

Вопрос: В Америке имеется нечто под названием «Ку-клукс-клан». Как тут обстоит дело? Не могли бы мы услышать от господина доктора, что это значит? Все снова и снова приходится читать об этом.

Доктор Штайнер: Видите ли, Ку-клукс-клан — это новейшее открытие в данной области, причем такое от­крытие, которому надо придавать большую важность, чем это обычно делают. Вы знаете, господа, что лишь несколько десятилетий тому назад царило воодушев­ление по поводу космополитизма. Сегодня он еще при­сутствует как само собой разумеющееся среди пролета­риата, среди социал-демократов — они акцентируют интернациональный фактор, но в кругах буржуазии и в иных кругах страшным образом распространяется и одерживает верх национализм, там очень сильны националистические настроения. Вспомните о том, что люди, стоявшие за Вудро Вильсоном(62) — сам он был всего лишь подставным лицом (Strohmann — бук­вально, «соломенное чучело»), — эти люди прини­мали национализм в расчет, хотели повсюду иметь национальные государства, повсюду подстрекали к национализму и так далее. (Вудро Вильсон впервые выдвинул националистический и по сути своей фаши­стский лозунг о «праве наций на самоопределение», чтобы под этим лозунгом развалить континентальные империи — прим. перев. ) На это возлагали они свои на­дежды! Были и такие люди, которые сегодня повсю­ду развивают тенденции, доводящие национализм до высшей точки, до крайности. Эти стремления довести национализм до высшей точки, до крайности, нашли свое выражение в возникновении в Америке этого объединения Ку-клукс-клан. Оно широко использует в своей работе такие средства, как, например, знаки, именно в вышеописанном мною смысле.

Если внимание человека привлекают именно та­кие объединения, он должен знать, что знаки имеют определенную гипнотическую силу. Ведь вам извест­но, если вы возьмете курицу (изображается на рисун­ке), стукните эту курицу клювом об землю и проведе­те отсюда черту мелом, то курица побежит по этой чер­те! Она загипнотизирована, она бежит по этой черте! Вам только надо ткнуть ее клювом, тогда она побежит по черте, поскольку она загипнотизирована посредст­вом этой черты. Вот так и каждый знак — а не только прямая линия для курицы — имеет значение, опреде­ленно убаюкивающее, снотворное значение, если он приложен к чему-то. Некоторые тайные объединения пользуются этим, они подбирают именно такие знаки, посредством которых они приводят в замешательство, дурачат других людей, усыпляют их, так что человек не может привести в действие свою собственную силу суждения. Подобные экстремистские средства исполь­зуют как раз именно такие тайные объединения. К ним принадлежит в Америке и Ку-клукс-клан. Ку-клукс-клан опасен по той причине, что такие объедине­ния берут за исходное не только какой-то один народ, нет, они хотят распространить националистический принцип повсюду. Никому не следовало бы говорить: Ку-клукс-клан остается исключительно американским учреждением, поскольку он хочет особым образом куль­тивировать американский национализм. Так не гово­рит приверженец Ку-клукс-клана; но он говорит так: надо поощрять национализм вообще: и в Венгрии, и в Германии, и во Франции. Как прекрасно! И ведь он ориентируется не на американизм, он не патриот, но в этой кичливости людей на почве национализма он видит то, что, будучи затем задействовано у самых различных наций, приведет к тому, чего он хочет дос­тичь: а именно ввергнет людей в абсолютный хаос! За этим скрывается исключительная жажда разрушения. Ку-клукс-клан особенно опасен по той причине, что он может распространяться и в других странах. И вы не должны говорить, если он однажды захочет распро­страниться здесь в Швейцарии, что это американское учреждение, американская организация; нет, тогда это будет национальная швейцарская организация.

Такими были, по сути, и масонские союзы; были и интернациональные, но в отдельных странах они все­гда носили националистический характер. Хотя этим они занимались немного, они больше работали по от­ношению к внешнему миру, чтобы участвовать в том, что происходило во внешнем мире. Можно было бы сказать: да разве не безумны такие люди, желающие возбудить абсолютно националистический принцип, желающие все разрушить? Никто просто не смеет сказать об этом. Конечно, если человек спрашивает, это означает: само собой разумеется, он в таких делах участия не принимает. Но эти люди говорят себе: се­годня все испорчено настолько — ведущие люди гово­рят это для других, следующих за ними, — что этим, другим, совершенно все равно, они не видят смысла за­ботиться о том положении вещей, каково оно сегодня. Прежде всего, надо поступать с человечеством как с темной тупой массой. Тогда люди будут снова прихо­дить в себя, тогда они снова будут учиться чему-то по­рядочному. Итак, у этих людей уже есть идея; в этом отношении именно у Ку-клукс-клана есть такая идея. Вы считаете: нет?

Автор вопроса: Однако! Но ведь это смешно!

Доктор Штайнер: Видите ли, многие вещи в куль­турной жизни смешны, и мы уже указывали на такие вещи, которые выглядят смешно. Но комическое ино­гда становится поистине опасным. Кому-то оно кажется смешным, но порой оно чрезвычайно опасно.

Господа, завтра в течение дня я должен уехать в Бреслау. После я скажу вам, когда у нас будет следую­щее занятие.

СЕМНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ

Дорнах, 25 июня 1924 г.

Доброе утро, господа! Может быть, вы придума­ли что-нибудь за столь долгое время, какой-нибудь особенный вопрос?

Вопрос о существах различных иерархий и их воз­действии на человечество.

Доктор Штайнер: Я полагаю, что это такая тема, которая может оказаться несколько трудной, несколь­ко непонятной для тех господ, которые сегодня здесь впервые, потому что для этого необходимо знать то, что уже было изложено в прочитанных мною лекци­ях. Но я все же хочу поднять эту тему и подойти к ней как можно более понятным образом.