Конечно, можно с легкостью недооценить эти вещи. Также имеет место следующее: у масонов есть определенные одеяния для их церемоний; у них, например, есть фартук из ягненка, фартук из шкуры ягненка. Кое-кто говорил: масонство есть не что иное, как спектакль, забава с инструментами каменщиков, ведь у каменщиков есть фартук. Но это не так. И фартук использовался здесь для того — первоначально он всегда был из ягнячьей кожи, — чтобы показать, что тот, кто состоит в таком союзе, не должен быть дикарем, обуреваемым страстями; итак, половые органы должны были быть прикрыты этим фартуком, который и являлся знаком для этого. Следовательно, речь шла и о том, что в знаках выражался характер человека. Так обстоит дело с очень многими знаками, которые проявляются и в одеяниях.
Имеются также более высокие градусы, где носят облачения, очень похожие на священнические: тут все в отдельности нечто означает. Например, я говорил вам, что человек кроме физического тела имеет также эфирное тело. И как священник снимает белые льняные одеяния, облачения, похожие на рубашки для выражения эфирного тела, точно так же и определенные высокие градусы масонов имеют такие же одеяния, а для астрального тела — являющегося красочным — имеется тога, верхнее облачение; вот так все это выражается. Мантия же, которая затем была соединена со шлемом, выражала могущество "Я".
Все эти вещи уводят нас назад к древним весьма глубокомысленным и значительным обычаям, которые сегодня потеряли свое значение. Если кто-то расположен в пользу масонства, он не должен расценивать то, что я говорю, как нечто пренебрежительное. Я лишь хочу показать все, как есть. Может, конечно, существовать и такой масонский орден, который объединяет исключительно хороших людей, и так далее. В настоящее время нечто подобное может стать особенно важным. Действительно, ведь если сегодня человек учится, то когда он становится врачом или юристом, последнее не захватывает его сердце. Поэтому многие юристы и врачи становятся масонами. Ведь тогда они имеют, по крайней мере, праздничность древних церемоний, а также нечто такое, где им не приходится излишне много думать, но постоянно содержащее в себе еще нечто: знак, прикосновение, слово, указывающее, что человек живет не только во внешне-материальном. (В ряде лекций автор говорил о роли масонства в развязывании Первой мировой войны в 1914 г. и о вредном воздействии церемониальной ариманической магии западных братств, см. т. 173, 174 и др. Сам автор в 1914 г. демонстративно вышел из рядов масонов — прим. перев. )
Вот то, что я хотел сказать вам. Есть ли еще что-нибудь, о чем вы хотели бы спросить?
Вопрос: В Америке имеется нечто под названием «Ку-клукс-клан». Как тут обстоит дело? Не могли бы мы услышать от господина доктора, что это значит? Все снова и снова приходится читать об этом.
Доктор Штайнер: Видите ли, Ку-клукс-клан — это новейшее открытие в данной области, причем такое открытие, которому надо придавать большую важность, чем это обычно делают. Вы знаете, господа, что лишь несколько десятилетий тому назад царило воодушевление по поводу космополитизма. Сегодня он еще присутствует как само собой разумеющееся среди пролетариата, среди социал-демократов — они акцентируют интернациональный фактор, но в кругах буржуазии и в иных кругах страшным образом распространяется и одерживает верх национализм, там очень сильны националистические настроения. Вспомните о том, что люди, стоявшие за Вудро Вильсоном(62) — сам он был всего лишь подставным лицом (Strohmann — буквально, «соломенное чучело»), — эти люди принимали национализм в расчет, хотели повсюду иметь национальные государства, повсюду подстрекали к национализму и так далее. (Вудро Вильсон впервые выдвинул националистический и по сути своей фашистский лозунг о «праве наций на самоопределение», чтобы под этим лозунгом развалить континентальные империи — прим. перев. ) На это возлагали они свои надежды! Были и такие люди, которые сегодня повсюду развивают тенденции, доводящие национализм до высшей точки, до крайности. Эти стремления довести национализм до высшей точки, до крайности, нашли свое выражение в возникновении в Америке этого объединения Ку-клукс-клан. Оно широко использует в своей работе такие средства, как, например, знаки, именно в вышеописанном мною смысле.
Если внимание человека привлекают именно такие объединения, он должен знать, что знаки имеют определенную гипнотическую силу. Ведь вам известно, если вы возьмете курицу (изображается на рисунке), стукните эту курицу клювом об землю и проведете отсюда черту мелом, то курица побежит по этой черте! Она загипнотизирована, она бежит по этой черте! Вам только надо ткнуть ее клювом, тогда она побежит по черте, поскольку она загипнотизирована посредством этой черты. Вот так и каждый знак — а не только прямая линия для курицы — имеет значение, определенно убаюкивающее, снотворное значение, если он приложен к чему-то. Некоторые тайные объединения пользуются этим, они подбирают именно такие знаки, посредством которых они приводят в замешательство, дурачат других людей, усыпляют их, так что человек не может привести в действие свою собственную силу суждения. Подобные экстремистские средства используют как раз именно такие тайные объединения. К ним принадлежит в Америке и Ку-клукс-клан. Ку-клукс-клан опасен по той причине, что такие объединения берут за исходное не только какой-то один народ, нет, они хотят распространить националистический принцип повсюду. Никому не следовало бы говорить: Ку-клукс-клан остается исключительно американским учреждением, поскольку он хочет особым образом культивировать американский национализм. Так не говорит приверженец Ку-клукс-клана; но он говорит так: надо поощрять национализм вообще: и в Венгрии, и в Германии, и во Франции. Как прекрасно! И ведь он ориентируется не на американизм, он не патриот, но в этой кичливости людей на почве национализма он видит то, что, будучи затем задействовано у самых различных наций, приведет к тому, чего он хочет достичь: а именно ввергнет людей в абсолютный хаос! За этим скрывается исключительная жажда разрушения. Ку-клукс-клан особенно опасен по той причине, что он может распространяться и в других странах. И вы не должны говорить, если он однажды захочет распространиться здесь в Швейцарии, что это американское учреждение, американская организация; нет, тогда это будет национальная швейцарская организация.
Такими были, по сути, и масонские союзы; были и интернациональные, но в отдельных странах они всегда носили националистический характер. Хотя этим они занимались немного, они больше работали по отношению к внешнему миру, чтобы участвовать в том, что происходило во внешнем мире. Можно было бы сказать: да разве не безумны такие люди, желающие возбудить абсолютно националистический принцип, желающие все разрушить? Никто просто не смеет сказать об этом. Конечно, если человек спрашивает, это означает: само собой разумеется, он в таких делах участия не принимает. Но эти люди говорят себе: сегодня все испорчено настолько — ведущие люди говорят это для других, следующих за ними, — что этим, другим, совершенно все равно, они не видят смысла заботиться о том положении вещей, каково оно сегодня. Прежде всего, надо поступать с человечеством как с темной тупой массой. Тогда люди будут снова приходить в себя, тогда они снова будут учиться чему-то порядочному. Итак, у этих людей уже есть идея; в этом отношении именно у Ку-клукс-клана есть такая идея. Вы считаете: нет?
Автор вопроса: Однако! Но ведь это смешно!
Доктор Штайнер: Видите ли, многие вещи в культурной жизни смешны, и мы уже указывали на такие вещи, которые выглядят смешно. Но комическое иногда становится поистине опасным. Кому-то оно кажется смешным, но порой оно чрезвычайно опасно.
Господа, завтра в течение дня я должен уехать в Бреслау. После я скажу вам, когда у нас будет следующее занятие.
СЕМНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ
Дорнах, 25 июня 1924 г.
Доброе утро, господа! Может быть, вы придумали что-нибудь за столь долгое время, какой-нибудь особенный вопрос?
Вопрос о существах различных иерархий и их воздействии на человечество.
Доктор Штайнер: Я полагаю, что это такая тема, которая может оказаться несколько трудной, несколько непонятной для тех господ, которые сегодня здесь впервые, потому что для этого необходимо знать то, что уже было изложено в прочитанных мною лекциях. Но я все же хочу поднять эту тему и подойти к ней как можно более понятным образом.