Смекни!
smekni.com

Семнадцать лекций, прочитанных для Работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с 1 марта по 25 июля 1924 г (стр. 60 из 67)

Видите ли, если вы рассмотрите человека, как он стоит или ходит по Земле, то окажется, что чело­век несет в себе, в сущности, все царства природы. Прежде всего, он несет в себе животное царство; в некотором смысле его организация носит животный характер. Это вы могли бы увидеть хотя бы из того, что у человека есть, например, бедренные или плече­вые кости, которые в подобном виде находят также у высших животных; если же хорошо познакомиться с этим вопросом, то и у животных, стоящих ниже, находят подобные или родственные образования. Да­же у рыб можно, хотя и с некоторым приближением, увидеть, что у рыбы соответствует одной из костей человека. То, что может быть сказано о костной систе­ме, точно так же можно сказать и о мышечной системе, и даже о внутренних органах. Мы находим у человека желудок —соответствующим образом находим мы желудок и у животных. Короче говоря, то, что имеет­ся в животном царстве, мы обнаруживаем также и в человеческом теле.

Это привело к тому, что в соответствии с мате­риалистическими воззрениями человека вообще на­до считать всего лишь высокоразвитым животным. Но таковым он не является; ведь человек развивает три вещи, которых животное на основе своего орга­низма развить не может. Первое — то, что человек научается прямохождению. Взгляните на животных, которые учатся ходить наполовину прямо, и вы уви­дите значительное различие между ними и человеком. У животных, которые ходят немного выпрямившись, например у кенгуру, вы видите, что передние конеч­ности, с помощью которых оно не ступает, остаются атрофированными. Передние конечности у кенгуру не предназначены для свободных действий. В случае же обезьяны мы тем более не скажем, что она в этом отношении похожа на человека: когда она взбирает­ся на дерево, она не идет, а залезает, цепляясь. Она, в сущности, имеет четыре руки, она не имеет две ноги и две руки. У нее ноги образованы рукоподобно, как руки, она залезает. Итак, прямохождение является пер­вым, что отличает человека от животного.

Второе отличие человека от животного — способ­ность речи. Способность говорить связана с прямохо­ждением. Вот почему вы обнаруживаете, что там, где опять-таки животное получает нечто похожее на спо­собность речи, (собака, хотя и является относитель­но умным животным, не получает такой способности, но ее получает, например, попугай, который ориенти­рован вертикально) вы найдете, что животное ори­ентировано вертикально. Речь связана с бытием в распрямленном по вертикали состоянием.

И третьим является свободная воля, к которой животное тоже не может прийти, так как зависит от своих внутренних процессов. У человека же эти послед­ние погашаются и настраиваются на человеческий лад посредством всей внутренней организации (име­ется в виду "Я-организация —прим. перев. ).

Но несмотря на это, человек носит в себе живот­ность. Он, следовательно, имеет это животное царст­во в себе.

Вторым из того, что носит в себе человек, являет­ся растительное царство. Что может человек благода­ря тому, что он несет в себе животное царство? Види­те ли, животное ощущает — человек тоже; растение же не ощущает. Хотя, как ни странно, современная наука считает — я уже упоминал об этом однажды(63), — что растение может ощущать, поскольку есть такое растение, например, так называемая венерина мухо­ловка, Dionaea muscipula(63а); если к ней приближается насекомое, если оно подлетело, венерина мухоловка захлопывает свои лепестки и поглощает насекомое. Это очень интересное явление. Но если говорят: это растение, венерина мухоловка, должна почувство­вать насекомое, то есть ощутить, воспринимая, когда последнее оказалось вблизи, то это такая же бессмыс­лица, как если кто-нибудь скажет: у одного совсем маленького предмета, который я настраиваю так, чтобы он захлопнулся, когда приблизится мышь — у мышеловки, — тоже есть ощущение того, что мышь близко! Такие научные соображения недалеко отсю­да, они просто бессмысленны. Растения не чувству­ют. И в столь же малой степени способны растения к свободному передвижению.

Итак, то, что у человека является ощущением и дви­жением, есть черта, общая с животным. Тут человек несет эту животность в себе. Только тогда он может разумно мыслить — животное этого не может — он является благодаря этому человеком. Затем человек несет растительное царство, целое растительное цар­ство носит он в себе. Растения не передвигаются, но они растут. Растения не ощущают, но они питаются. Человек тоже растет и питается. Это совершает в нем растительное царство. Это растительные силы чело­век тоже несет в себе. Их он несет в себе и тогда, когда он спит. Он слагает с себя эту животность, когда он спит, ибо он не ощущает и не движется, — если он, ко­нечно, не сомнамбула, лунатик, но это уже относится к ненормальному состоянию; в этом случае он не пол­ностью лишается движения, в этом случае он болен. Но в нормальном состоянии человек во сне не бегает повсюду и не ощущает. Если он должен ощущать, он просыпается. Во сне он ощущать не может. Человек во сне несет в себе только растительное существо.

Минеральное существо, господа, мы тоже несем в нас; оно содержится, например, в наших костях. Хо­тя они немного живые, они содержат и безжизненное в виде углекислой извести. Мы носим в нас минераль­ное царство. Даже в мозгу у нас находится мозговой песок. Он является минералом. Минеральное мы тоже носим в нас. Итак, мы несем в себе животное царство, мы несем в себе растительное царство, мы несем в се­бе минеральное царство.

Но этим у человека дело не ограничивается. Если бы человек нес в себе только минерал, растение и жи­вотное, то он был бы подобен животному, он переме­щался бы, подобно животному, поскольку животное тоже несет в себе минерал, растение и животное (жи­вотное, растительное и минеральное начала — прим. перев. ). Естественно, что человек имеет отношение не только к этим трем царствам природы, которые види­мы, но он имеет отношение и к другим царствам.

Я хочу изобразить вам это схематически. Пред­ставьте себе, что это человек (изображается на рисун­ке): теперь он имеет отношение к минеральному цар­ству, растительному царству, животному царству.

Но ведь он человек. Вы могли бы сказать: да, но мож­но приручить, выдрессировать животное. Это правиль­но; но приходилось ли вам встречаться с тем, что бык дрессирует быка? Или одна лошадь приручает другую лошадь? Животных, если они приручаются, дрессируют­ся —то есть достигают известных способностей, отдален­но сравнимых с человеческими способностями, — обяза­тельно должен дрессировать человек! Не правда ли, ведь не существует же такой собачьей школы, где бы пре­подавали сами собаки и из данных собак делали дресси­рованных; тут просто необходимо вмешательство чело­века. И если бы даже кто-то полагал, что можно во всем согласиться с материалистами, он должен был бы про­должить ход своих собственных мыслей; согласившись во всем с материалистами, он мог бы сказать: человек, в том виде, каков он сейчас, был первоначально живот­ным, а потом был выдрессирован, «одомашен», — так ведь не могло же его самого выдрессировать то самое животное, каким он первоначально был! Ведь так быть не может, иначе одна собака могла бы выдрессировать другую собаку. Следовательно, первоначально должны были присутствовать существа — теперь они могут нахо­диться где-то в другом месте, но, тем не менее, должны были быть существа, — которые подняли человека до его нынешней высоты. И эти существа не могли принад­лежать к трем царствам природы. Представьте себе, что когда вы еще были подобны маленькому зверенышу в детстве, вас, чтобы сделать из вас человека, стал бы при­ручать жираф: это столь же невероятно, как невероятно то, что вас мог бы приручить дуб. В это верят, в край­нем случае, немецкие националисты, они допускают, что дубы, священные дубы, могли укрощать, приручать людей. Видите ли, минеральное тем более не способ­но на это; горный кристалл прекрасен, но он тем бо­лее не способен приручить, «одомашить» человека. Тут должны были быть иные существа, иные царства.

Действительно, все у человека было поднято на более высокий уровень. У животного есть возможность лишь иметь представления, но не думать. Представ­ления у животных образуются. Но мыслительная дея­тельность у животных отсутствует. Человек же имеет эту мыслительную деятельность. Так что, хотя человек имеет, например, свое кровообращение от животного царства, он может, однако, иметь свой мыслительный орган не от животного царства. Можно сказать: чело­век мыслит, он чувствует, он волит. Все это происходит свободным образом. Все это происходит иначе (нежели у животного —прим. перев) благодаря тому, что человек является прямоходящим и говорящим существом.

Подумайте о том, насколько иначе вы должны были волить, насколько иной было бы все воление, если бы как в первый год жизни вы всегда ползали на четверень­ках; все человеческое воление было бы в этом случае совершенно иным. Вы бы вообще не пришли к мышлению. Как вещи, носимые нами, в физическом теле свя­зывают нас с тремя царствами природы, так связывает нас мышление, чувствование и воление с тремя други­ми царствами, со сверхчувствительными, невидимыми царствами. Для всего надо иметь название. И как мы на­зываем минеральное, растительное и животное царства природными, так называем мы иерархиями те царства, которые способствуют у человека тому, чтобы его мыш­ление, чувство и воля были свободны (см. рисунок).

Так что мы, следовательно, имеем здесь природные царства, посредством которых человек сопричастен природе; здесь же мы имеем иерархии. Видите ли, как человек причастен к трем природным царствам, точно так же причастен он и к трем духовным царствам. Сво­им мышлением он причастен к иерархии — видите ли, в настоящее время для нее нет еще никакого названия. Поскольку материализм не обращает на такие вещи внимания, названия для этого еще нет: так что нам придется называть эту иерархию ее древним названи­ем Angeloi, ангелы. Это название сразу же может под­вергнуться поношению как суеверие. Конечно, сегодня в речи мы больше не обладаем возможностью отыски­вать имена, поскольку люди утратили способность ощу­щать звуки: но ведь речь могла формироваться лишь до тех пор, пока люди еще испытывали переживания от звуков (имеются в виду звуки речи, а не музыкальные звуки —прим. перев). Сегодня каждый употребляет сло­ва Ball (мяч), Fall (случай), Kraft (сила); там повсюду при­сутствует звук «А», в каждом из этих слов есть «А». Но что же представляет собой «А»? «А» является выражени­ем чувства! Представьте себе, что вы внезапно увидели здесь, как кто-то распахнул окно снаружи и заглянул посмотреть, что тут такое; поскольку этого сейчас быть не должно, вы были бы удивлены; вероятно, большая часть из вас выразила бы свое удивление словом «Ах!», если бы он не постеснялся это проделать. «А» всегда служит для выражения удивления. Каждая буква выражает что-либо. И если я говорю: «Ball» (мяч), то я ис­пользую «А», потому что, бросив мяч, я удивлен тем, как странно он себя ведет: или, если это мяч для танцев, я удивляюсь тому, как он беспорядочно кружится! Толь­ко произошло то, что человек постепенно привыкает к этому и больше не удивляется; тогда он мог бы назвать мячик «Bull» или «Вill», но не «Ball». Возьмем слово «Fall» (случай). Если кто-то где-то шлепнулся, упал, можно сказать: «Ах!». Нечто иное, тоже значительное, заклю­чено в звуке «Ф». «Kraft» (сила): если кто-то применя­ет силу, толкающую его самого: «Ах!» — и так повсюду, где выступает удивление, присутствует «А».