Смекни!
smekni.com

Семнадцать лекций, прочитанных для Работающих на строительстве Гётеанума в Дорнахе с 1 марта по 25 июля 1924 г (стр. 61 из 67)

Подумайте: по вашему мнению, мышление со­средоточено в вашей голове. Но если бы вдруг вам пришлось воспринять, что ваше мышление связано с духовным существом, причем точно так же, как ваше ощущение, чувство на Земле должно быть связано с животным, чтобы вы могли эту животность носить в себе, — если бы вам пришлось вдруг воспринять это, вы были бы удивлены, и, чтобы выразить это удив­ление, вы должны были бы использовать слово, содер­жащее звук «А». Вы могли бы назвать это существо мышления, называвшееся когда-то «Angeloi», «ангел», назвать, используя «А». Ну, а то, что вы имеете как силу мышления, вы могли бы обозначить буквой, выражаю­щей такую силу: буквой «Л». Тогда как силу в действии вы, возможно, обозначили бы с помощью «Б». Слово «альб» (в предшествующих лекциях описывается пере­ход от слов «альб» и «альп» к слову эльф — прим. перев. ) уже применялось однажды для обозначения чего-то духовного, оно могло бы служить знаком для тех су­ществ, которые имеют дело с мышлением: если бы оно не использовалось в слове Alpdruck (кошмар), где оно носит болезненный характер. Итак, иерархии являют­ся царством, которое охватывает и человека, которое человек носит в себе точно так же, как носит он в себе царства природы. И существа, названные Alb (альб), или ангелами, являются теми существами, которые должны иметь дело с мышлением.

И напротив, с чувством в человеке должны иметь дело животные существа. Что? Животные существа? Видите ли, если человек хоть чуточку внимателен, ес­ли он уже заранее не приходит в ярость, когда речь идет о духовности, если человек допускает, что мож­но говорить и о духовном, ему уже может открыться кое-что —даже если он еще не может использовать ду­ховных исследований, проводящихся в антропософии. Подумайте о том, что вы, если вы хотите чувствовать, должны иметь в себе тепло! Лягушка чувствует гораз­до менее интенсивно, менее живо, чем человек, посколь­ку у нее нет теплой крови: чтобы чувствовать, человек должен иметь в себе настоящее тепло. Но то тепло, которое мы имеем в себе, приходит от Солнца! Мож­но сказать: чувства тоже связаны с Солнцем, только духовным образом. Физическое тепло связано с Солн­цем, а чувство, связанное с физическим теплом, стоит в связи с духовным Солнцем. Эта вторая иерархия, имею­щая дело с чувством, живет на Солнце. Несомненно, можно прийти к тому — если только не страдаешь сла­боумием, встречающимся сегодня у многих, особенно у ученых, — можно прийти к тому, что вторая иерархия представляет собой солнечных существ. Внутренность Солнца не знает ни один человек; ведь если бы физи­ки действительно могли попасть на Солнце, они были бы очень удивлены тем, что оно выглядит совсем не так, как они обычно себе представляют! Поскольку Солнце проявляется вовне лишь в свете и тепле, они думают, что оно является раскаленным газовым ша­ром. Однако оно не такое; оно, в сущности, состоит из исключительно всасывающих сил: оно полое, не толь­ко пустое, но оно засасывает. Мы могли бы сказать: на­ружно оно проявляется как свет, как тепло; существа, находящиеся внутри, назывались по-гречески «сущест­вами откровения». Там, где еще что-то знали об этих

Существах — ибо древняя инстинктивная мудрость бы­ла гораздо разумнее, чем нынешняя, — этих существ, которые открывались на Солнце, называли Эксузиаи; мы могли бы также сказать «солнечные существа». Мы только должны знать, что, говоря о чувствах, мы всту­паем в царство солнечных существ. Точно так же, как я говорю: человек имеет в себе силы роста и питания, то есть имеет в себе растительное царство, я должен сказать: человек несет в себе силы чувства, то есть си­лы духовного солнечного царства, второй иерархии.

И, в-третьих, есть первая иерархия, имеющая дело с человеческой волей — в чем человек наиболее силен, посредством чего он не только движется, но и реали­зует свои дела. Воля связана с существами, духовно присутствующими вовне во всем мире, вообще являю­щимися высшими духовными существами из числа тех, с кем мы можем познакомиться. Мы тоже называ­ем их греческими или древнееврейскими именами, поскольку немецких у нас нет, и вообще подходяще­го языкового выражения для них еще нет: троны, хе­рувимы, серафимы. Это самое старшее царство.

Таким образом, в духовном имеются три царства, как и в природе, есть три царства. Как имеет дело че­ловек с этими тремя царствами природы, так же име­ет он дело с этими тремя духовными царствами.

Вы будете говорить: да, но ведь в это я могу либо верить, либо нет, ведь эти три царства невидимы, не­воспринимаемы. Но, господа, мне приходилось знать и таких людей, которым надо было доказывать, что есть воздух! Человек не верил в то, что существует воздух. Когда я говорю ему: тут находится доска — он верит, по­скольку если он пойдет сюда, то стукнется о доску, или если он посмотрит своими глазами, то увидит доску, но о воздух он стукнуться не может. Он смотрит и говорит: да нет тут ничего. И, тем не менее, сегодня каждый при­знает, что есть воздух. Он действительно есть здесь. Бу­дет и так, что и духовное люди признают. Сегодня люди еще говорят: никакого духовного начала тут нет — как говорили те деревенские мужики, крестьяне: да нету тут никакого воздуха, о нем говорят эти городские умни­ки, им так хочется быть умными; ведь тут можно прой­ти, значит, ничего тут нет, раз можно пройти! — а тем не менее воздух давно здесь. Сегодня даже крестьяне знают, что воздух есть. Но даже наиболее разумные люди сегодня еще не знают, что всюду находятся духов­ные существа! Впрочем, в свое время они признают это, так как иначе им не удастся объяснить определен­ные вещи, объяснение которых просто необходимо.

Порою кто-то говорит сегодня: во всем том, что яв­ляется природой, духа нет, ибо там есть только то, что известно о природе естествознанию, иного же в приро­де ничего нет. Говорить так, господа, подобно следующе­му: представьте, что тут лежит умерший, мертвец, а я по­дойду и скажу: «Ну-ка, ты, лентяй, ты почему не встаешь и не ходишь?!» Я прилагаю усилия к тому, чтобы дать ему понять, что нельзя быть лентяем и надо вставать. Да, я в этом случае проявил бы непонятливость, так как ошибочно считал, что это живой человек. Также и это: все то, что естествоиспытатель может отыскать, он находит не на живом, он находит на мертвом. Повсюду в природе он обнаруживает, открывает лишь мертвое, а то, что живет, он не обнаруживает. То, что духовно, он на этом пути не находит, но, тем не менее, оно там есть.

Вот, что хотел я сказать вам в ответ на вопрос, по­ставленный в связи с иерархиями.

Господин Бурле: Господин доктор в прошлых лекци­ях говорил о знании духовной науки у древних наро­дов. В настоящее время человечество утратило это зна­ние. Не мог бы господин доктор объяснить нам, как это произошло? Только ли материализм повинен в этом?

Доктор Штайнер: как пропало древнее знание? Ви­дите ли, господа, это весьма примечательное событие. Не так, как мы имеем сегодня, но в художественной, поэтической форме древние люди, наши предки, в глу­бокой древности обладали величайшим знанием, и это знание, как совершенно правильно сказал господин Бурле, человечество утеряло. Мы могли бы спросить, почему же было утеряно это знание. Конечно, мы не мо­жем сказать, что только материализм повинен в этом; ведь если бы все люди еще обладали той древней муд­ростью, то материализм бы вообще не возник. Именно оттого, что древняя мудрость была утеряна и люди в духовном смысле стали инвалидами, именно поэтому, именно поэтому они открыли материализм. Следова­тельно, сам материализм обусловлен утратой древнего знания, — но не наоборот, как об этом иногда говорят, то есть гибель древней мудрости не обусловлена рас­пространением материализма. Так чем же в действи­тельности была вызвана гибель древнего знания?

Да, господа, это произошло оттого, что человече­ство находится в развитии. Конечно, можно теперь подвергать человека патологоанатомическому вскры­тию; если он умер, вы можете его вскрывать. Таким образом вы можете получить сведения о том, как уст­роен человек в настоящее время. От древних времен сохранились еще в лучшем случае мумии в Египте, о которых мы недавно говорили; но они сплошняком набальзамированы и подвергнуть их правильному вскрытию больше невозможно. Как выглядел человек в прежнее время, а именно тогда, когда он был орга­низован более тонко, люди в настоящее время не мо­гут составить себе никакого научного представления на основе чисто внешних исследований; проникнуть сюда можно только с помощью духовных исследова­ний. Но на этом пути мы приходим к тому, что чело­век в древности был совсем не таким, как сейчас.