5, с. 29 —... Недавно я указал вам на это... — в лекции от 21 февраля 1924 г. в т. 6 настоящего издания (ПСС, т. 352).
6, с. 31 —... Но даже сегодня в случае с английским шиллингом вы обнаруживаете эту вавилонскую систему счисления по дюжинам... —английская валюта была переведена на десятиричную систему счисления.
6а, с. 45 —... Они даже верили, что надо сохранять физическое тело для того, чтобы человек мог вернуться назад... — По мнению редакции немецкого издания, данная фраза вступает в очевидное противоречие со сказанным на стр. 183: «Их (египтян) намерением было воспрепятствовать необходимости для человека снова опускаться вниз на землю». В связи с этим необходимо привести ряд указаний на эту тему как самого Р. Штайнера, так и иных авторов. Е. Блаватская в т. 1 «Тайной доктрины» приводит слова французского египтолога г. Масперо: «Каждый раз, когда я слышу обсуждения религии Египта, мне хочется спросить, о которой из египетских религий идет речь? О египетской ли религии четвертой династии или же о египетской религии эпохи Птолемеев? О религии ли масс или о религии ученых? О религии, преподававшейся в школах Гелиополиса, или же о той, что жила в умах и миросозерцании жреческого сословия в Фивах? Ибо промежуток во времени между первой гробницей в Мемфисе, носящей гроб царя третьей династии, и последними плитами, гравированными в Эснехе при Цезаре Филиппе-Арабе, исчисляются, по крайней мере, в пять тысяч лет. Оставляя в стороне вторжение пастушьего племени гискосов, эфиопское и ассирийское владычество, персидское завоевание и греческую колонизацию, и тысячу революций в его политической жизни, Египет претерпел множество потрясений и превратностей, как в нравственной, так и в умственной жизни. Глава XVII в "Книге Мертвых", содержащая, по-видимому, описание той системы мира, которая была принята в Гелиополисе в эпоху первых династий, известна нам по нескольким спискам, относящимся к XI и XII династиям. Каждый стих ее уже был истолкован тремя или четырьмя различными способами, и настолько разными, что, сообразно с той или иной школой, Демиург является то огнем Солнца-Ра-Шу, то изначальной Водою. Время в своем течении сильно изменило представления о Вселенной и силах, ею управляющих. Если христианство на протяжении восемнадцати веков своего существования выработало, развило и преобразовало большинство из своих догм, то сколько же раз египетские жрецы могли изменять свои догматы на протяжении тех пятидесяти веков, что отделяют Феодосия от строителей пирамид». Р. Штайнер подчеркивает, что сказанное им в данной лекции относится к IV тысячелетию до Р. Х. Причин мумифицирования было много; главная — поддерживать общение с умершим и общение с духовным миром посредством мумии и души БА и ХУ умершего, и его двойника, называемого КА, вступавшими, в свою очередь, в общение с лунными демоническими духами (см. примечания переводчика 33, 33а, 33б и др. к данному тому), — прим. перев.
7, с. 46 —... лучше быть нищим в верхнем мире, — то есть, как считали в Греции, на земле, — чем царем в царстве теней... — Гомер, «Одиссея», 11 Песнь.
8, с. 57 — Платон (427—347 до Р. Х. ).
8а, с. 57 — Ромул (VIII в. до Р. Х. ), основатель Рима (ок. 751 г. до Р. Х. ).
9, с. 58 — Тацит — Публий Корнелий Тацит (ок. 55—120 гг. до Р. Х. );
9а, с. 58... одну-единственную фразу... — «Их, — именуемых христианами — первооснователь Христос, был осужден на смерть прокуратором Понтием Пилатом в правление Тиберия». —Анналы, книга 15, 44.
10, с. 65 -— Эмиль Дюбуа Раймонд (1818—1896), немецкий естествоиспытатель швейцарского происхождения, профессор физиологии в Берлине; о его высказывании см. в: «О границах естествознания», 7, Лейпциг, 1916, с. 46.
11, с. 68— Густав Штресеманн (1878—1929), был рейхсканцлером в 1923 г.
12, с. 70 — Фердинанд Август Лувье, — «Сфинкс и т. д. в "Фаусте" Гёте; результаты рационального метода исследования» (в 2-х томах), Берлин, 1887.
13, с. 75 — Орлеанская дева — Жанна д-Арк (1412—1431), была причислена к лику святых в 1920 г.
14, с. 76 —... один немецкий историк... —Людвиг Квидде, «Калигула», Ляйпциг, 1894 г.
15, с 76 — Вильгельм Второй (1859—1941), император с 1888 по 1918 гг
15а, с 76 — Гай Цезарь Калигула (12—41), с 37 по 41 гг по РХ римский император, сын полководца Германика, потомок Юлия Цезаря, прозвище «калигула» получил в детстве, поскольку носил солдатские сапоги (caligae) Будучи провозглашен императором, сначала проявил себя хорошим правителем, но тяжкая болезнь помрачила его разум Калигула стал расправляться с родственниками, бросал выдающихся людей на растерзание диким зверям, бесчестил женщин, даже своих сестер, и т п Своего любимого коня хотел сделать консулом, а себя объявил богом и требовал поклонения своим статуям (Энц cл «Гранат», т 23) Римский историк Гай Светоний Транквил, (ок 70 по РХ, — с 140 по 150), дед которого занимал должность при дворе Калигулы, сообщает в своей знаменитой книге «Жизнь двенадцати Цезарей», кн 4, 12 « Гай все больше получал надежду на наследство Чтобы еще крепче утвердится в ней, он, после того как Юлия умерла в родах, обольстил Эннию Невию, жену Макрона, стоявшего во главе преторианских когорт он ей обещал, что женится на ней, когда достигнет власти, и дал в этом клятву и расписку Через нее он вкрался в доверие к Макрону и тогда, как полагают некоторые, извел Тиберия (своего деда — прим перев ) отравой Умирающий еще дышал, когда Гай велел снять с него перстень казалось, что он сопротивлялся Тогда Гай накрыл его подушкой и своими руками стиснул ему горло, а вольноотпущенника, который вскрикнул при виде этого злодейства, тут же отправил на крест И это не лишено правдоподобия » Далее Светоний сообщает (кн 4, 22) «Тогда он (Калигула) начал притязать уже на божеское величие Он распорядился привезти из Греции изображения богов, прославленные и почитанием и искусством, в их числе даже Зевса Олимпийского, — чтобы снять с них головы и заменить своими Палатинский дворец он продолжил до самого форума, а храм Кастора и Поллукса превратил в его прихожую, часто стоял там между статуями близнецов, принимая божеские почести от посетителей, и некоторые величали его Юпитером Латинским Мало того, он посвятил своему божеству особый храм, назначил жрецов, установил изысканнейшие жертвы В храме он поставил свое изваяние в полный рост и облачил его в свои собственные одежды Должность главного жреца отправляли поочередно самые богатые граждане, соперничая из-за нее и торгуясь Жертвами были павлины, фламинго, тетерева, цесарки, фазаны, — для каждого дня своя порода По ночам, когда сияла полная Луна, он неустанно звал ее к себе в объятия и на ложе, а днем разговаривал наедине с Юпитером Капитолийским» Далее в кн 4, 32 «Даже в часы отдохновения, среди пиров и забав, свирепость не покидала его ни в речах, ни в поступках Во время закусок и попоек часто у него на глазах велись допросы и пытки по важным делам, и стоял солдат, мастер обезглавливать, чтобы рубить головы любым заключенным В Путеолах при освящении моста — об этой выдумке мы уже говори \и — он созвал к себе много народу с берегов и неожиданно сбросил их в море, а тех, кто пытался схватиться за кормила судов, баграми и веслами отталкивал вглубь Мирмиллон из гладиаторской школы бился с ним на деревянных мечах и нарочно упал перед ним, а он прикончил врага железным кинжалом и с пальмой в руках обежал победный круг При жертвоприношении он оделся помощником резника, а когда животное подвели к алтарю, размахнулся и ударом молота убил самого резника» Кн 4, 50 «Думают, что его опоила Цезония зельем, которое должно было возбудить в нем \ю-бовь, но вызвало безумие» Далее, кн 4, 52 « много раз он появлялся с позолоченной бородой, держа в руке молнию или трезубец, или жезл — знаки богов, — или даже в облачении Венеры» Кн 4, 58 «Одни говорят, что когда он разговаривал с мальчиками (Кассий) Херея ударом меча глубоко разрубил ему затылок с криком "Делай свое дело!" Р Штайнер сообщает, что причиной очевидного безумия некоторых римских императоров, таких, как Калигула Нерон, и др или живший на сто чет позже Коммод, было неправильное, без предварительного очищения проведенное посвящение их в древние мистерии — прим перев
15б, с 77 — когда во время одной церемонии — то что здесь описано в отношении к Калигуле, относится к Коммоду Это утверждение редакции, издающей сочинения Р Штайнера на немецком языке, совершенно беспочвенно, редакция почему-то считает, что Штайнер ошибся, причем он якобы опирался в данном случае лишь на свидетельства масона Рагона и Блаватской, и просто перепутал имена. У Р. Штайнера, как известно, были совсем иные источники его сообщений. То, что произошло с Коммодом в конце второго века, совсем не исключает подобного происшествия с Калигулой. Сравните приведенное Рудольфом Штайнером на с. 206 настоящего издания, а также такое же место в лекции от 20 мая 1917 г. в «Средняя Европа между Востоком и Западом», ПСС, т. 174а, с. 192. В «Тайной доктрине» Е. П. Блаватской, предполагаемом источнике, говорится (т. 3, с. 232): «Рагон говорит о слухах, обвиняющих императора Коммода, — как будто он однажды, будучи в роли инициатора, исполнял эту роль в посвятительной драме столь "серьезно", что действительно убил соискателя, нанося ему удар секирой» (Рагон Ж. М. «Orthodoxie maconnique... », Париж, 1853). Приводим этот текст более полно по изданию: Е. П. Блаватская, «Тайная доктрина», изд. «Альтруист», 1991, т. 3, с. 232: «Масонское посвящение было оформлено по образцу посвящения в малых мистериях. Третья степень была степенью, применявшейся и в Египте и в Индии с незапамятных времен, и память о ней держится до сих пор в каждой ложе под обозначением смерти и воскресения Хирама Абифа, «Сына Вдовы». В Египте последнего называли «Осирисом», в Индии — «Локачакшу» (Глазом мира) и «Дианкара» (создателем дня), или Солнцем — и везде этот обряд носил название «врата смерти». Гроб или саркофаг Осириса, убитого Тифоном, приносили и ставили в середине Зала Мертвых; кругом стояли посвященные и тут же поблизости — кандидат. Последнего спрашивали, участвовал ли он в убийстве или нет, и несмотря на его отрицание, после различных и очень тяжелых испытаний, Посвятитель (инициатор) притворно наносил ему удар по голове топориком; его бросали наземь, забинтовывали как мумию и плакали над ним. Затем блистала молния и раздавался гром, мнимый труп окружался огнем и, наконец, воскресал. Рагон говорит о слухах, обвинявших императора Коммода в том, что он однажды, играя роль посвятителя, настолько серьезно сыграл ее в драме посвящения, что в самом деле убил посвящаемого, нанося ему удар топориком. Этим доказывается, что малые Мистерии еще не совсем перестали существовать во втором веке нашей эры». Рагон Жан-Мари, известный французский масон, род. в Бельгии ок. 1781., посвящен в Брюгге в 1803, ложа Истинных друзей, основатель ложи Тринософов, учредитель масонского издания «Гермес», автор многочисленных трудов по истории масонства, ум. 1866. Об императоре Коммоде см. примечание 37а. —прим. перев.